Флоровский монастырь расписание богослужений. Описание киево-флоровского вознесенского женского монастыря. Отрывок, характеризующий Флоровский монастырь

Флоровский монастырь существовал еще до опустошения Киева Менгли-Гиреем (1482 г.). Первое документальное свидетельство о монастыре - грамота от 1566 г. польского короля Сигизмунда ІІ Августа киевскому воеводе князю Константину Константиновичу Острожскому. В ней говорится о закреплении за протопопом Яковом Гулькевичем и его потомками-священниками права удерживать издавна существовавший монастырь при церкви свв. Флора и Лавра и чинить там службу по греческому обычаю и закону, т.е. совершать православные богослужения.

В 1632 г., при Петре Могиле, Митрополите Киевском, внук отца Якова, Иоанн Богуш-Гулькевич, ставший иноком Лавры, отказался от своих наследственных прав на Флоровскую обитель в пользу игумении Агафии. В 1711 г. по воле Императора Петра I ко Флоровскому был присоединен Вознесенский женский монастырь (основан в начале XVII в.), находившийся напротив Святых врат Лавры (ныне на этом месте - бывший арсенал Киево-Печерской крепости).

В 1870 г. при обители на собственные средства было открыто училище для девочек из бедных семей различных сословий. Кроме того, с конца XIX в., здесь существовали богадельня (к 1918 г. здесь на полном монастырском обеспечении находились 100 чел.) и больница (на 10 коек).

До 1918 года в обители было 5 каменных храмов. Трехъярусная колокольня со Святыми вратами в нижнем ярусе появилась в первой половине XVIII в. Первоначально два верхних яруса были деревянными. Они сгорели во время пожара 1811 г.; огонь был такой силы, что плавились колокола. В 1821 г. при реконструкции колокольни ее выполнили полностью каменной.
Всех зданий (и каменных, и деревянных) к 1918 году было 38.

В 1929 г. монастырь закрыли. В 1934 г. был разрушен храм Святой Троицы на монастырском кладбище. В 1942 г. монастырь открылся и более не закрывался. Но в 1960 г. были отобраны Казанский храм (перестроен под пошивочный цех), Воскресенский и трапезный храмы (для мастерской по реставрации икон объединения «Укрреставрация») и много келейных корпусов.

Сейчас в обители все богослужения проходят в Вознесенском соборе. Все храмы (кроме разрушенного Свято-Троицкого) возвращены монастырю. Восстанавливается Казанский храм. Как и в былые времена, Свято-Вознесенский Флоровский монастырь является своекоштным (необщежительным).

Первые письменные сведения о существовании монастыря во имя святых Флора и Лавра на Подоле датируются 16 веком. Столетием позже, в 1710 году, по велению Петра I женский Вознесенский монастырь , стоявший напротив Святых ворот Киево-Печерской Лавры, был закрыт, поскольку занимаемое им место понадобилось для устройства арсенала Печерской крепости . Находившихся там монахинь разместили во Флоровском монастыре на Подоле; ему передали все недвижимые имения закрытой обители, которых было получено особенно много при игуменьи Марии Магдалине - матери украинского гетмана Ивана Мазепы.

С тех пор существует , который прославили монахини своими благими деяниями. Так, в 19 веке на территории обители находилось училище для девочек из бедных семей, богадельня, больница. Монастырь был закрыт в 1929 году, вновь возрожден в 1941 году; сегодня в нем более двухсот сестер и много послушниц; здесь проходят ежедневные богослужения.

Обитательницами Флоровского монастыря были в свое время известные личности. С 1758 года до самой кончины здесь вела жизнь, посвященную Господу, княгиня Наталия Долгорукова, дочь сподвижника Петра I Б.Шереметева. Став супругой опального князя И.А. Долгорукова, она не испугалась нелегкой доли и отправилась за мужем в ссылку. После казни горячо любимого князя, она приняла постриг во Флоровском монастыре под именем Нектарии, по преданию, бросив свое обручальное кольцо в Днепр. Страдания, перенесенные Наталией, ее великое смирение, были описаны ею в мемуарах под названием «Своеручные записки».

Одной из наиболее почитаемых обитательниц Флоровского монастыря была также инокиня Елена , в миру Екатерина Бехтеева (1756-1834). Она не была канонизирована, однако при жизни была горячо любима и почитаема старицами и мирянами за добрые дела и умение утешить в скорби, а также за то, что «умела прощать». Могила инокини Елены - на территории монастыря, за Вознесенским собором.

Во все времена монахини Флоровского монастыря славились редкостным умением вышивать золотыми нитками лики святых. Об этих дивных работах, украшавших храмы обители, знали люди отовсюду и приходили не только к молитве, но и полюбоваться вышитыми золотом образами.

Среди святынь Флоровского монастыря выделяют: список с чудотворного образа Руденской иконы Божьей Матери, две иконы Богородицы - Тихвинская и "Скоропослушница", образ "Призри на смирение" - список со знаменитой чудотворной иконы Свято-Введенского монастыря на Печерске.

Главными архитектурными достопримечательностями Флоровского монастыря являются: колокольня со Святыми вратами, Вознесенский собор, церковь Воскресения Христова, Николаевский трапезный храм. На этапе возрождения - церковь Казанской Иконы Божьей Матери, в здании которой в советские времена находилась швейная фабрика.

Монастырь располагается у подножия Флоровской горы , где хоронили усопших инокинь. К ней ведет подъем от Вознесенского храма.

На всей территории монастыря - великолепный сад с розарием , фруктовыми деревьями, магнолией, создающий живописную картину «земного рая» в сочетании с древними храмами. Увидеть все это, а также узнать о жизни обитательниц Флоровского монастыря в Киеве, Вы сможете, побывав на .

Легенда о Святом Касияне и Святом Николае.

На стене главного храма Флоровского монастыря - Вознесенского собора - изображения святых Касияна и Николая. Согласно легенде, Святой Касиян , который управляет всеми ветрами и держит их под двенадцатью замками, пожаловался Богу на Святого Николая, которого люди любили и уважали больше, чем его. Тогда Бог велел ангелам позвать к нему Святого Николая.

Сколько не искали ангелы - нет на небе Николая, все по земле ходит, людям помогает. То корабли от бури спасает, то от пожара людей оберегает, то из плена невольницкого выручает. Когда Бог все-таки дождался Николая, тот предстал пред Господом в простой свите, в грязи, подвязанный веревкой, так как он помогал человеку телегу из болота вытащить. «Вот видишь, Касиян» - промолвил Бог, - «поступай так же, как Николай, и тебя люди так же почитать будут».

Недаром день Святого Николая отмечается четырежды в год, в знак благодарности за его деяния, а Святого Касияна - только раз в четыре года, 29 февраля.

Фото Флоровского монастыря в Киеве

Храм Воскресения Христова

Изображение Серафима Саровского

Колокольня над Святыми вратами обители

Монахини заботятся о животных

Маленький рай на земле

Изображение святого Касияна на стене Вознесенского собора

Рядом с ним - святой Николай

В начале июня в Киеве жарко, отцветает сирень, розовые кусты стоят в бутонах, пахнет травой, которую несколько дней назад скосили, а теперь она превращается в сено прямо посреди города, на крутых зеленых холмах. Круглолицый трамвай спускается с гор к Днепру, на Подол, туда, где так много старинных храмов и монастырей, где и в жару хранят прохладу стены Свято-Флоровской Вознесенской обители. Там бежит из-под горы источник, шумя крыльями, спускаются с высоких храмов голубиные стаи, поют птицы в ветвях плодовых деревьев, и льется рассказ одной из насельниц монастыря, рассказ об истории древней Флоровской обители.

В давние времена на киевском Подоле кипела торговля, и возле того места, где возник потом монастырь, вероятно, стояли конюшни. Коноводы расхваливали породистых скакунов, приглядывались к ним привередливые покупатели. Мученики же Флор и Лавр с древности почитались на Руси как покровители животноводов, потому что, по преданию, во время обретения их честных мощей прекратился падеж скота. По всей видимости, именно торговцы лошадьми возвели здесь храм во имя святых Флора и Лавра, призывая Божие благословение на свои труды.

Когда же был построен здесь первый храм, и когда выросла вокруг него женская обитель? Известно, что она существовала еще до разорения Киева Менгли-Гиреем, бывшего в 1482 году. В лето 1566-е в грамоте польского короля Сигизмунда Августа II обитель именовалась "здавна существовавшей" на сем месте, а право удерживать монастырь и "чинить там службу по греческому обычаю и закону" передавалось протопопу Иакову Гулькевичу. В 1632 году внук отца Иакова, Иоанн Богуш-Гулькевич, принял постриг в Киево-Печерской Лавре и передал права на обитель игумении Агафии "и по ней наступаючей игумении... и законниц теперешних и напотом будучих".

В 1711 году к Флоровскому монастырю была присоединена Вознесенская женская обитель, находившаяся напротив святых врат Киево-Печерской Лавры. Вместе с имуществом и земельными угодьями Флоровской обители перешло и название Вознесенского монастыря, и с тех пор она стала именоваться Свято-Флоровской Вознесенской.

До революции Свято-Флоровский монастырь был процветающей обителью. Помимо пяти каменных храмов, при монастыре существовали богадельня и больница, училище для девочек из бедных семей. Всего же в обители было около сорока зданий, служащих для различных нужд обители, а подвизалось здесь более восьмисот насельниц.

После октябрьской революции многие монастыри и храмы Киева, в том числе и Киево-Печерская Лавра, были упразднены. По милости Божией, Флоровская обитель не так долго была закрыта: в 1929 году здесь прекратилась монашеская жизнь, а во время немецкой оккупации, в году 1941-м, в монастыре вновь появились сестры. Они и не уходили далеко - жили здесь, неподалеку, на Подоле. Восстанавливала монастырь после запустения игумения Флавия (Тищенко). Как рассказала мне послушница монастыря Светлана, в то время в обители подвизались одни схимницы и послушницы. Затем послушницы сороковых годов приняли постриг, а вот новых в монастыре не появилось: в начале шестидесятых, во время хрущевских гонений, запретили принимать в монастырь молодежь.

В 1960 году Казанский храм был перестроен под пошивочный цех, в Воскресенском и Трапезном расположилась мастерская объединения "Укререставрация", у матушек были отобраны многие келейные корпуса. В 1962 году монахинь выписали из монастыря, и пришлось флоровским сестрам снимать жилье, работать в миру, а после работы спешить в обитель на послушания. С 1961 по 1980 год количество сестер в монастыре уменьшилось в пять раз...

Два года тому назад, во время моего посещения Флоровского монастыря, все храмы уже были возвращены обители, но богослужения проводились только в Вознесенском соборе. Навсегда утрачен Свято-Троицкий храм, стоявший на Замковой горе (Киселевке), у подножия которой находится монастырь. Храм был взорван в советское время, сохранился только фундамент. Здесь же, на Киселевке, раньше находились кельи матушек и могилы тех, кто уже вселился в вечные обители. К сожалению, кладбище тоже было уничтожено, сохранились лишь отдельные могилы. На Радоницу насельницы монастыря поднимаются сюда вместе с батюшками и молятся об упокоении усопших сестер.

После знакомства с монастырем я решила подняться на Замковую гору, густо заросшую деревьями, и спросила у послушницы Светланы:

Вы мне потом скажете, как на гору пройти?

Ой, лучше вам на гору самой не ходить! - испуганно ответила сестра.

А что такое?

Дело в том, что сейчас гора... Там только на самой вершине находятся могилы. А вообще - она дикая. Там в последнее время сатанисты собираются. Построили там себе одно сооружение, очень нехорошее. Нам нет благословения на гору самим ходить. Это очень, очень опасно, девушкам тем более! Мы ходили только вместе, с батюшкой впереди...

Но монастырю эти люди никаких гадостей не делают?

Нет, ничего, слава Богу...

Флоровские подвижницы

В Свято-Флоровском монастыре подвизалось немало подвижниц, память о которых бережно хранят в обители. Например, княгиня Наталия Борисовна Долгорукова (в монашестве Нектария), вдова попавшего в опалу князя Ивана Алексеевича Долгорукова. Или две игумении: Смарагда (Норова), написавшая популярную некогда книгу "Благоговейные христианские размышления" и Парфения (Адабаш) - автор духовных стихотворений, составительница службы святым Кириллу и Мефодию, первый биограф преподобного Парфения Киевского... Но с особенной любовью рассказывают здесь о преподобной матушке Александре (Мельгуновой), основательнице Дивеевской обители, принявшей во Флоровском монастыре постриг, и об инокине Елене (Бахтеевой), подвизавшейся здесь в начале XIX века.

Матушка Александра, в миру Агафия Семеновна Мельгунова, происходила из старинного дворянского рода, была вдовой полковника и богатой помещицей, занималась благотворительностью и много странствовала по святым местам. Около 1760 года, когда матушка подвизалась во Флоровском монастыре, в тонком сне ей явилась Пресвятая Богородица и повелела идти на север России, где ей будет показано место для основания великой обители. Направляясь из Мурома в Саровскую пустынь, матушка остановилась отдохнуть в местечке Дивеево, где снова сподобилась увидеть Матерь Божию, Которая сказала ей: "Вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе".

Поселившись в Дивеево, матушка Александра продала свои имения, отпустила на волю около семисот крестьян, а большую часть капитала пожертвовала на строительство церквей. Известно около двенадцати храмов, построенных с помощью этих денег. Матушка собственноручно помогала строить церковь в честь Казанской иконы Божией Матери на том месте, где ей явилась Богородица. Подвижница прожила в Дивеево двадцать лет, помогая жившим поблизости крестьянам, наставляя их в духовной жизни, приглядывая за детьми. В 1789 году, перед своей кончиной, преподобная Александра отдала строителю Саровского монастыря, отцу Пахомию, свои последние сбережения: мешочек с золотом, мешочек с серебром и два мешочка меди, прося позаботится об остающихся сиротами трех дивеевских сестрах.

Преподобный Серафим Саровский чтил память угодницы Божией и всех учил каждое утро и каждый вечер кланяться ее могиле, молясь так: "Госпожа наша и мать, прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как и ты прощена, и помяни меня у престола Божия!" Сейчас мощи святой преподобной Александры покоятся в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Дивеевском монастыре.

Таким образом, и исторически, и духовно Свято-Флоровский монастырь связан с Дивеевской обителью. Здешние сестры особенно почитают батюшку Серафима, а незадолго до моего приезда Флоровскую обитель посетила настоятельница Дивеевского монастыря, игумения Сергия. Напротив входа в Вознесенский собор, на стене храма святителя Николая, сделана большая роспись: преподобный Серафим молится на камне в лесу.

Возле Воскресенского храма обители, под застекленным балдахином, находится могила, на поклон к которой идут все паломники, посещающие обитель. В этой могиле, в гробу, который приготовил для себя святитель Тихон Задонский, покоятся останки инокини Елены (Бехтеевой). Официально инокиня Елена не канонизирована, но ее очень почитают в монастыре, и, по словам насельниц обители, многие получают помощь по молитвам у ее могилы.

В миру инокиню Елену звали Екатерина, родилась она в 1756 году в Задонске, в знатной семье. На восемнадцатом году жизни втайне от родителей девушка ушла в один из воронежских монастырей, взяла на воспитание сироту и стала мирно жить в обители. В 1783 году скончался великий подвижник того времени - святитель Тихон Задонский, и инокиня Елена неожиданно оказалась владелицей гроба, который святой приготовил для себя.

Этот гроб, очень скромный, обитый черным сукном, святитель давно хранил у себя, молился и плакал возле него и, подобно многим святым, даже спал в нем. В этом гробу он просил и похоронить себя. Когда усопшего святителя облачили в архиерейское облачение, оказалось, что этот гроб для него слишком тесен, и святого торжественно похоронили в другом. При раздаче имущества усопшего его старый гроб достался инокине Елене. И теперь уже эта подвижница молилась и плакала над убогим гробом, считая себя недостойной покоиться в нем.

В дальнейшем святитель Тихон явился инокине Елене во сне и утешил ее в трудных обстоятельствах. Дело в том, что, как и многие люди праведной жизни, она пользовалась не только уважением многих, но и возбуждала по отношению к себе зависть. Когда к инокине Елене начали приходить за наставлением миряне, игумения монастыря невзлюбила ее и стала стараться удалить из обители. Наступил день, когда подвижнице пришлось покинуть монастырь, и она, в сопровождении близкой подруги, инокини Евгении, отправилась на родину.

Жизнь инокинь в миру была очень тяжела, и в конце концов им удалось снова поступить в монастырь, на этот раз - киевский Флоровский. Но и здесь сестер ждала беда: в монастыре дважды случился пожар, и дважды сгорела келия подвижниц. Подруги в бедности жили неподалеку от Киева, пока, наконец, по ходатайству митрополита Киевского Евгения, они не были вновь приняты во Флоровский монастырь - теперь уже навсегда. Здесь инокиня Елена была очень любима всеми монастырскими старицами, и Господь уже не посылал ей столь тяжких испытаний.

Скончалась подвижница в старости, в марте 1834 года. Перед смертью она причастилась Святых Христовых Таин и видела Чашу с Дарами окруженной небесным сиянием. Похоронена инокиня Елена была в гробе святителя Тихона, который она хранила столько лет и носила с собой во время всех своих скитаний.

Сейчас в Свято-Флоровском монастыре подвизается около двухсот сорока сестер, а настоятельствует игумения Антония (Филькина). В монастыре много послушниц, среди которых есть и совсем молодые девушки.

Сколько лет испытывают сестер перед постригом? - спросила я у послушницы Светланы.

Ну, это по-разному бывает. Это матушка, по молитвам, определяет сама. Бывает, человек несколько лет в обители прожил - и сподобился пострига. А потом все понимают, что он, действительно, был внутренне зрелым. Мы ведь не знаем, что пережил человек в миру. Как говорят наши матушки, неизвестно, кто какую кашу ел. А другой, может, и долго прожить здесь, уже стареньким быть, а все ходить в послушниках. Я сейчас живу в келье одной матушки, которая уже старенькая такая была, а все в подрясничке и платочке ходила. Эта матушка очень долго болела водянкой, из келии почти не выходила. А перед кончиной ей стало хуже, позвали батюшку, пособоровали, постригли, и она преставилась.

Знаете, есть такая история в житиях Печерских святых. Один брат был схимник, а когда преставился, оказалось, что Господь его как послушника зачел. А другой для людей был послушником, а для Господа - схимником. Поэтому иногда старые матушки могут быть просто послушниками, а некоторых могут и рано постричь. Это совершенно ничего не значит. Главное - кто они для Господа. Господь ведь сам вечным послушником был.

Святыни монастыря

Когда мы вошли в Вознесенский собор, сестры переоблачали храм перед Праздником Всех Святых. Стараясь не мешать им, мы обошли храм и осмотрели особо почитаемые во Флоровском монастыре иконы.

До двадцатых годов минувшего столетия в монастыре находилась чудотворная Руденская икона Божией Матери. По всей видимости, икона была украдена из храма: вор, должно быть, соблазнился прекрасной ризой, украшенной бриллиантами. Но сейчас в Вознесенском соборе можно приложиться к списку с чудотворного образа.

Правый придел собора освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, и в нем находится местночтимый Казанский образ, перед которым молятся об избавлении от слепоты. Особенно почитают в монастыре еще две иконы Божией Матери: Тихвинскую и "Скоропослушницу", украшенную цепочками и крестиками - знаками благодарности тех, кто по молитвам перед этим образом получил помощь от Богородицы.

Над иконой Скоропослушницы находится образ "Призри на смирение" - тихо рассказывает мне сестра Светлана. - Вы, наверное, слышали о чудотворной иконе Божией Матери, которая хранится в Свято-Введенском монастыре? Образ Богородицы чудесным образом отпечатался на стекле, закрывавшем эту икону. В течение тридцати лет этот образ хранился у нас, а сейчас здесь находится список с него. Он тоже чудотворный, потому что совсем недавно на его стекле тоже появилось отображение. Это произошло, когда снимали стекло, чтобы вытереть пыль. Сняли - а там точно такое же было отображение, как во Введенском монастыре...

И вообще, бывают такие случаи, что некоторые иконы, которые находятся в затемненном состоянии,...на них краски как бы возобновляются! И икона осветляется. Я Вам покажу одну такую икону. Мы никак не можем понять, как она называется: одни говорят - Венгерская, другие - Румынская. Буквально пару лет назад она была просто темной доской. И вдруг стали сами по себе проявляться краски, сейчас изображение уже хорошо видно. Это очень сложно как-то объяснить, разве что тем, что это молитвами матушек все восстанавливается.

Удивителен образ святого Серафима Саровского, вышитый игуменией монастыря Флавией (Тищенко). Это настолько искусная работа, что на первый взгляд кажется, будто икона не вышита, а написана. Образ батюшки Серафима совсем прозрачный, легкий, а улыбка на лике святого веселит сердце.

В алтаре собора хранится ковчежец с частицами мощей Печерских преподобных. В храме можно приложиться к иконам с частицами мощей святого Иова Почаевского, великомучеников Георгия Победоносца и Варвары. Сами мощи великомученицы Варвары находятся во Владимирском соборе, который сейчас принадлежит раскольникам - "Киевскому патриархату", отпавшему от Вселенской Православной Церкви. Поэтому те, кто желает помолиться святой Варваре и приложиться к ее мощам, часто приходят во Флоровский монастырь.

Мы выходим из Вознесенского собора, кланяемся могиле епископа Феодора (Власова), рукоположенного в годы гонений и, напившись из монастырского источника, идем по направлению к колокольне, возвышающейся над святыми вратам обители.

Некоторые колокола у нас сохранились еще с древности, - говорит мне сестра Светлана. - А недавно появились новые колокола, которые по своему звучанию удивительно сочетаются со старыми, сделанными из очень редкого сплава. Звон получается еще богаче! Раньше на позолоченном кресте колокольни сидел голубь - так же, как на кресте Успенского собора Киево-Печерской Лавры. В Лавре они такой крест с голубем восстановили, а у нас, к сожалению, нет.

Ну, у вас зато много живых голубей.

Да, живых много. Они почему-то всегда любят обители, хотя и не благословляется кормить их на территории. Иначе бы все здесь было в голубях... А вот это наш сад. Я как-то слышала, как одна девушка проводила по нашему монастырю экскурсию для маленьких деток - ну, совсем детсадовского возраста. И сказала, что в монастырях всегда возделывают сад в воспоминание о потерянном рае. Так хорошо она это сказала... Конечно, растения у нас совершенно изумительные. Растет, например, небольшая груша, такая тоненькая, и во-от такие груши на ней! Многие миряне приходят и говорят: мы тоже у себя на дачах сажаем такие растения, а они у нас так не растут. Ну конечно, это по молитвам матушек, и место такое благодатное... Сейчас не очень видно, а у нас есть магнолия своя. И еще такое растение... рододендрон, по-моему... Красивый такой куст, который у нас сохраняется от морозов и ветров. Тропические какие-то растения у нас растут, которых и названия-то трудно запомнить... И как-то они все уживаются друг с другом.
...
Одному из самых почитаемых киевских святых, старцу Ионе, в раннем детстве было вот какое видение. Вместе со святым Иоанном Богословом оказался он в райских обителях. Возле храма Господня росло там множество деревьев. "Некоторые из них цветут, некоторые имеют на себе плоды, готовящиеся к зрелости, а иные имеют уже плоды зрелые и исполнены красоты и благоухания, - писал потом об этом видении отец Иона. - Листьями своими возносят хвалу как бы живые, испуская звук, воссылают пение Господу Богу, всех и всяческая создавшему и устроившему вся премудро и разумно".

И каждый монастырь похож на этот сад, где всякое дерево, всякая травинка, всякая душа непрестанно хвалит Господа. Мы же, торопливые паломники, можем только вдыхать здешний воздух полной грудью, и, уходя в мир, уносить с собой воспоминание о небесном благоухании.

А потом вздыхать о возвращении...

Список использованной литературы

1. Воспоминания об инокине Елене, почивающей в гробе Святителя Тихона Задонского. Киев, 2003
2. Жития святых Православной Церкви. Сост. свящ. И. Бухарев. М., 1999
3. Монастыри. Энциклопедический справочник. М., 2001
4. Монастыри и храмы Киева. Справочник-путеводитель. Киев, 2004
5. Преподобный Серафим Саровский. Мюнхен-Москва, 1993
6. Сказания о преподобном старце Ионе, Киевском чудотворце. Киев, 2002

Адрес Свято-Флоровского Вознесенского женского монастыря: 04071, Киев, ул. Флоровская, д. 6/8. Телефон: (10-38044) 416-01-81.

Проезд в Киеве: ст. м. "Контрактовая площадь".

Богослужения ежедневные. Монастырь не переходит на летнее время. Вечернее богослужение в 16. 30 (летом в 17. 30), Литургия в 7. 00 (летом в 8. 00), в воскресенье и праздники - в 7. 00 и 9. 30 (летом в 8. 00 и 10. 30). Исповедь совершается во время Литургии.

Настоятельница - игумения Антония (Филькина)

При монастыре действует странноприимный дом. Заведующая - монахиня Мариам (Байрон).

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь (Украина) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь является самой старой женской обителью города Киева и располагается у подножия Киселевской (Замковой) горы, на Подоле. Здесь жили и принимали постриг известные на Руси женщины - княгиня Шаховская, княжна Екатерина Милославская, графиня Апраксина и Александра Мельгунова, позже основавшая Серафимо-Дивеевский монастырь.

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь в Киеве существовал еще в 1482 г., но первое документальное упоминание о святой обители датируется 1566 г. и встречается в грамоте, написанной королем Польши Сигизмундом II Августом киевскому князю К. К. Острожскому. Документ говорит о том, что права на управление монастырем, расположенным при церкви Святых Флора и Лавра, должны быть переданы протопопу Якову Гулькевичу, а впоследствии, его потомкам-священнослужителям. Богослужения, согласно этой грамоте, следует проводить по греческому обычаю.

Самое старое здание в монастыре - церковь Святых Флора и Лавра, а самое любопытное с точки зрения архитектуры - Вознесенский храм. Уникальность собора в том, что в нем гармонично соединились черты крестовокупольной церкви с расположением куполов по одной продольной оси, характерным для деревянного украинского зодчества.

История монастыря

Флоровский монастырь существовал еще до опустошения Киева Менгли-Гиреем. Так, в официальной росписи Киева, составленной в 1682 г., говорится о существовании девичьего монастыря на Подоле с двумя деревянными церквями. Одна - во имя святого мученика Флора.

Вскоре после передачи монастыря в ведение Гулькевича, он пришел в жалкое состояние и наследники, отказался от своих прав на Флоровскую обитель при условии, что монастырь будет принадлежать Православной Церкви.

Со временем обитель стала значимым центром не только религиозной жизни Киева, но и центром просвещения и культуры. Так, в 1870 г. на территории монастыря была открыта школа для девочек из малоимущих семей, а до конца 19 века - организована богадельня.

Обитель до сих пор живет по уставу Василия Великого, что подтверждается в дарственной грамоте Иакова Гулькевича, и в ней чтутся старые традиции: чин пострига проходит ночью, сохраняется старинная монашеская форма.

Святыни монастыря

В монастыре находится второй (и последний) список иконы Божией Матери «Призри на смирение», также обладающий исцеляющими свойствами.

Как добраться

Доехать да монастыря можно от станции метро «Контрактовая площадь», далее по Константановской улице в сторону фонтана «Самсон», мимо церкви успения Богородицы.

ФЛОРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В КИЕВЕ

Женские монастыри существовали в Киеве еще с XII в. По древнему обычаю почти при каждом мужском монастыре находился и женский; например, при древнем Софийском монастыре - женский монастырь Святой Ирины, при Михайловском мужском - женская Богоявленская обитель, при Киево-Печерской лавре - женский Воскресенский монастырь. Таким образом, престарелые супруги, посвящавшие остаток своих дней Богу, жили хотя и в отдельных кельях, но неподалеку друг от друга.

Письменные сведения о существовании монастыря на Подоле, при Флоровской церкви, встречаются в грамоте польского короля Сигизмунда Августа, которую он дал в мае 1566 г. князю Константину Константиновичу Острожскому - киевскому воеводе. Этой грамотой польский король, по просьбе киевского протопопа Иакова Гулькевича, утвердил за последним право распоряжаться монастырем, освященным во имя святых Флора и Лавра, и «службу Божию в нем исправлять». О существовании монастыря говорит и записка Печерского монаха Иоанна (Богуша Гулькевича - внука и наследника протопопа Иакова), в которой он отказывается от своих прав на монастырь и предоставляет их игумении Агафии Гуменицкой и «законницам теперешним и на потом будучим». Эту записку утвердила грамота короля Владислава IV от 27 декабря 1655 г.

В означенных грамотах говорилось, что монастырь существует «здавна», но о судьбе его известно только то, что он был возобновлен протопопом Иаковом Гулькевичем; что при игумении Ульской деревянная монастырская церковь обветшала, но была исправлена и украшена игуменией Агафьей. Последняя для устранения тесноты выпросила у набожных людей, а также купила за деньги несколько ближайших мест, построила кельи и оградила монастырь «оплотом» (тыном).

В 1710 г. по повелению Петра I женский Воскресенский монастырь, стоявший напротив Святых ворот Киево-Печерской лавры, был закрыт, т. к. занимаемое им место понадобилось для устройства арсенала Печерской крепости. Находившихся там монахинь разместили во Флоровском монастыре; ему передали и все недвижимые имения закрытой обители, которых она особенно много получила при игумении Марии Магдалине - матери украинского гетмана И. Мазепы. С этого времени Флоровская обитель стала значительно улучшаться: так, в скором времени была заложена вместо тесной деревянной церкви новая каменная. В 1723 г. митрополит Рафаил освятил ее во имя Вознесения Господня.

В 1786 г. монастырские вотчины вместе с крепостными крестьянами были отобраны в казну, а монастырю, к тому времени возведенному в первый класс, было определено на содержание около 3565 рублей ассигнациями. Оставили обители еще две мельницы (в Хамбикове и Ходосовке), рыбное озеро, сенокос и 14 штатных служителей.

До 1811 г. все монастырские строения (кроме каменной Вознесенской церкви) оставались деревянными. Поэтому в случившемся в том году на Подоле пожаре все они сгорели, даже каменная Вознесенская церковь была повреждена. На восстановление обители по высочайшему повелению императора Александра I в 1812 г. было отпущено из казны 133 013 рублей ассигнациями. На эти деньги воздвигли большую часть каменных зданий - для проживания игумении и сестер обители.

В 1840 г. в обители начали возводить теплую каменную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с приделами во имя мучеников Флора и Лавра и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Пол в храме был мраморный, выписанный из-за границы и доставленный в обитель через Одессу.

В 1854–1857 гг. на монастырские деньги была возведена Троицкая церковь, при которой устроили кладбище. Впоследствии при ней были выстроены каменные церкви и исправлена дорога для въезда на крутую гору.

Монахини и послушницы от монастыря ничем не пользовались, кроме помещения, соответствующего их первоначальным вкладам в казну обители, и незначительной денежной помощи на дрова. Право же на жалованье, содержание и пособие из монастырских доходов предоставлялось только начальствующим в монастыре. Но высшее епархиальное начальство, сознавая неудобство такого положения, заботилось об учреждении для бедных монахинь и послушниц общей трапезы от обители. Этим можно было бы изжить многие неудобства, неизбежно возникавшие при отлучках монахинь на городские базары за продовольствием.

В XVIII–XIX вв. во Флоровской обители жили великие подвижницы. С 1758 г. здесь подвизалась княгиня Наталья Долгорукова - дочь Б. Шереметева (сподвижника Петра I) и жена попавшего в опалу князя И. А. Долгорукова. Вернувшись из ссылки в Березов, княгиня очень скромно устроилась в Москве и целиком посвятила себя воспитанию сыновей. А когда дети выросли, она перебралась в Киев и во Флоровском монастыре приняла постриг с именем Нектария. По преданию, свое обручальное кольцо Н. Долгорукова бросила перед постригом в Днепр.

Но несчастья не оставляли инокиню-княгиню и в монастыре. Младший сын ее Дмитрий сошел с ума от несчастной юношеской любви. Наталья Борисовна перевезла сына в Киев в надежде, что уединенная иноческая жизнь исцелит его. Но чтобы постричь молодого князя из знаменитого рода, нужно было согласие императрицы: оно было получено только в царствование Екатерины II, но оказалось уже не нужным. Молодой Долгорукий скончался в 1769 году; мать пережила сына на два года и скончалась в 58-летнем возрасте.

Около 1760 г. в Свято-Вознесенском (Флоровском) монастыре Александра Мельгунова - основательница Серафимо-Дивеевской обители, о которой будет рассказано в отдельной главе.

В 1917 г. одноглавый храм во имя Казанской иконы Божией Матери был перестроен под фабрику, а в 1929 г. Свято-Вознесенский (Флоровский) монастырь закрыли. Но уже в 1941 г. обитель возродили.

Старейшим из сохранившихся зданий обители является храм во имя святителя Николая Чудотворца. К западу от него расположился храм ротонда во имя Воскресения Христова, возведенный в 1824 г. в стиле классицизма.

К святыням монастыря относится келейно хранившаяся в нем в 1962–1992 гг. икона Божией Матери «Призри за смирение» - величайшая киевская святыня. От нее произошло исцеление глухонемой девочки, а в 1993 г. икона прославилась, тем, что ее негативный отпечаток проступил на стекле киота.

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

Покровский женский монастырь в г. Киев При закрытии монастыря, а Покровский монастырь был закрыть первым, была выслана игуменья София, монахини держали место ее пребывания в секрете.Сильно пострадал пастырь монастыря, замечательный священник и проповедник - отец

Из книги Суздаль. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Свято-Покровский женский монастырь Эта святая обитель была основана в 1364 году нижегородским князем Андреем Константиновичем по обету, данному им Богу. Во время сильной бури на Волге князь "начах всесильного Бога молити, яко да избавит надлежащия скорби, и обет свой дах

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Крестовоздвиженский женский монастырь Россия, г. Нижний Новгород, Окский съезд, д. 2а, около площади Лядова.Ныне включает в себя три ранее основанных и упраздненных монастыря: Зачатьевский, Воскресенский и Происхожденский. Обитель ведет свою историю с 1370-х годов. Она была

Из книги Алтайская духовная миссия в 1830–1919 годы: структура и деятельность автора Крейдун Георгий

Мироносицкий женский монастырь Марий Эл, Медведевский р-н, с. Ежово, в 15 км на северо-восток от г. Йошкар-Олы.Это один из древнейших монастырей не только Марийского края, но всего левобережья Волги.Возникновение обители относится к середине XVII в. и связано с явлением

Из книги автора

Знаменский женский монастырь Россия, г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, д. 37.При въезде в Кострому, на берегу Волги, возносит к небу свои купола и кресты знаменитая церковь Воскресения на Дебре. Название церкви – «на Дебре» – указывает на то, что в древности здесь рос глухой,

Из книги автора

Свято-Покровский женский монастырь Россия, г. Магадан, ул. Арманская, д. 9а.История основания женского монастыря Покрова Пресвятой Богородицы тесно переплетается с созданием Магаданской и Чукотской епархии в конце ХХ века. Магаданская епархия начинает свою новую историю

Из книги автора

Введенский Владычный женский монастырь Россия, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская,д. 40.Монастырь как мужской основан около 1360 года. Поводом к его возникновению послужило следующее чудесное обстоятельство. Однажды святитель Алексий, митрополит Московский,

Из книги автора

Покрово-Тервенический женский монастырь Россия, Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, д. Тервеничи, ул. Нагорная, д. 30.Обитель появилась недавно и отсчитывает свою историю с июня 1991 года. Она возникла там, где монастыря никогда раньше не было. Тервенический погост

Из книги автора

Вознесенский Оршин женский монастырь Россия, Тверская обл., при впадении р. Орши в Волгу, в 18 км от г. Твери.Монастырь этот один из самых древних на Тверской земле, основан он в XIII–XIV вв. Оршин монастырь был изначально мужским. Весьма обширный и значительный тогда в

Из книги автора

Казанский Вышневолоцкий женский монастырь Россия, Тверская обл., г. Вышний Волочек, Красный городок.Привезенный в конце XVI в. вышневолоцкими купцами в Вышний Волочек список с Казанской иконы Богоматери, ставшей местночтимой святыней, был поставлен в загородной часовне у

Из книги автора

Свято-Казанский женский монастырь Россия, Тульская обл., Алексинский р-н, с. Колюпаново.В начале XVI века образовалось село Колюпаново и, по местному преданию, уже тогда существовал храм на берегу Оки во имя иконы Божией Матери «Казанская». О храме нет никаких упоминаний.

Из книги автора

Самарский Иверский женский монастырь Россия, г. Самара, Волжский пр., д. 1.В 40-х годах XIX столетия у самарцев возникла мысль устроить в городе женскую обитель в надежде, что сия обитель послужит духовному просвещению народа.В октябре 1850 года в Самаре была основана община

Из книги автора

Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь Украина, г. Полтава, ул. Свердлова, д. 2а.Основан в 1650 году вблизи тогда небольшого полкового города Полтавы, на горе, на берегу реки Ворсклы, неподалеку от места впадения в нее ее притока – небольшой речушки Полтавки.

Из книги автора

Свято-Иосифовский женский монастырь Украина, Днепропетровская обл., Магдалиновский р-н, пос. Марьевка.Село Марьевка было основано недалеко от реки Кильчень в ХVIII в. и относилось в то время к Новомосковскому уезду. Первыми поселенцами были беженцы от польских интервентов

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «volonterraiona.ru» — Кирпичи. Блоки. Утеплители. Материалы. Изоляция