Как установить байпас в систему отопления. Как установить байпас в систему отопления – варианты и правила установки. Для чего требуется байпас на радиаторе

В современных отопительных системах за транспортировку теплоносителя отвечает циркуляционный насос, встроенный в котёл или установленный на подающей магистрали. В последнем случае монтаж агрегата требует установки ещё и отдельной технологичной перемычки, называемой байпасом. В переводе с английского «bypass» означает «обходной», что полностью соответствует предназначению этого элемента. На самом деле, использование дополнительного пути для теплоносителя имеет различное назначение, поэтому байпас применяется и на других участках отопительных контуров. При этом его устанавливают как в целях обеспечения работоспособности отопительной системы, так и для повышения эффективности и экономичности существующего оборудования.

Установка в отопительную систему байпаса позволяет решить множество задач по её эффективности и экономичности

Обводную магистраль, предназначенную для транспортировки теплоносителя параллельно элементам и агрегатам отопительной системы, используют в нескольких случаях:

  • для обеспечения работоспособности обогревающего контура с возможностью естественной и принудительной циркуляции при отсутствии электричества или выходе оборудования из строя;
  • для отключения агрегатов с целью замены или ремонта без необходимости остановки отопления;
  • при необходимости регулировать количество подаваемой рабочей жидкости.

Кроме этого, установкой байпаса можно решить проблему медленного заполнения или опорожнения трубопроводов и агрегатов отопительной системы.

Схемы монтажа

В зависимости от типа отопительной системы и предназначения байпаса, может отличаться как назначение устройства, так и его обвязка. В частности, можно отметить отличие монтажных схем для однотрубного или двухтрубного контуров отопления, а также различия в конструкции обходного трубопровода при монтаже обогревающего котла и радиаторов.

Байпас в системе обогрева с естественной циркуляцией

Байпас отопительного котла монтируют на обратной магистрали, таким образом снижая тепловую нагрузку на центробежный насос

Установка центробежного насоса в отопительной системе с естественным движением теплоносителя требует обустройства дополнительной линии подачи рабочей жидкости в параллель к подающему трубопроводу. Реализовать эту схему помогает байпас, в конструкцию которого входят:

  • трубопровод;
  • фильтр грубой очистки;
  • циркуляционный насос;
  • запорная арматура.

Перекрытием вентиля на основной магистрали теплоноситель перенаправляют в параллельный контур, где ему придаёт ускорения центробежный насос. Если же работа последнего становится невозможной вследствие поломки или отсутствия электричества, то кран открывают, и функционирование системы обеспечивает сила гравитации.

Байпас заводского изготовления с обратным клапаном

Заменой шарового вентиля на обратный клапан добиваются переключения режимов работы в автоматическом режиме . При этом во время работы насоса создаётся повышенное давление после запорного механизма, благодаря чему он остаётся закрытым. Если же по какой-то причине помпа перестанет работать, то клапан откроется под напором нагретой в отопительном котле жидкости.

Кроме этого, запорными устройствами оснащают места врезки байпаса, что позволяет снять циркуляционный насос, не останавливая теплоснабжения жилых помещений.

Следует понимать, что по надёжности и долговечности шаровой кран остаётся вне конкуренции, поскольку работоспособность обратного клапана напрямую зависит от чистоты теплоносителя. Именно поэтому не стоит пренебрегать установкой фильтра грубой очистки.

Особенности устройства обходного контура в однотрубной отопительной системе

Установка байпаса радиатора в однотрубной системе позволяет регулировать его температуру

Несмотря на устаревшую конструкцию, однотрубная схема отопления всё ещё широко используется как в постройках старого жилищного фонда, так и в новых частных домах. Для регулировки количества теплоносителя, проходящего через радиатор, чаще всего применяют запорные краны механического типа или вентили с термостатическими головками. Особенностью однотрубной системы является последовательное подключение приборов, поэтому перекрытие доступа к отдельному радиатору неизбежно прекратит циркуляцию рабочего вещества к другим батареям. Избежать этого недостатка можно установкой обводной ветки, которая монтируется на участке между подводящим и отводящим патрубками радиатора. В этом случае именно этот простой отрезок трубы и выполняет роль байпаса. Теперь при отключении отопительного прибора теплоноситель сможет беспрепятственно обходить закрытый участок системы.

Устанавливая байпас на радиатор, помните о том, что если его диаметр будет равняться размеру присоединительных патрубков батареи, то во время работы часть теплоносителя будет уходить по обводному пути. Естественно, при этом снизится и теплоотдача радиатора. Для устранения этого недостатка диаметр байпаса уменьшают на один шаг, чем добиваются необходимого гидравлического сопротивления. Например, для подводки диаметром 1 дюйм размер обходной трубы составляет 3/4 дюйма.

Несмотря на все ухищрения, монтаж параллельного открытого участка неизбежно снизит количество проходящей через радиатор жидкости на 25 – 30%, что приведёт к снижению теплоотдачи на 10 – 15%. Как правило, это не является проблемой даже при реконструкции отопления, поскольку при расчёте системы радиаторы выбирают с требуемым запасом мощности.

Монтаж обходного контура в двухтрубной системе отопления

Подключение радиаторов к двум основным трубопроводам является особенностью двухтрубной отопительной системы. При этом питание радиаторов происходит благодаря контуру прямой подачи, а отток и возврат рабочей жидкости в котёл происходит по обратной магистрали. Необходимость в обустройстве байпаса отпадает благодаря параллельному присоединению.

Одним из достоинств более сложной двухтрубной схемы является возможность регулировать проток теплоносителя вручную или с применением термостатов на каждом радиаторе. Тем не менее, байпас нередко устанавливают с целью сохранения работоспособности отопительной системы при необходимости снятия или ремонта батарей. В этом случае между радиатором и точками врезки трубы монтируют вентили.

В качестве запорной арматуры для отключения радиаторов лучше всего использовать краны шарового типа. Это связано с их небольшим гидравлическим сопротивлением.

Правильный монтаж

Монтаж байпаса радиатора требует наличия запирающей арматуры

При установке байпаса на радиатор отопления строго придерживаются требуемого соотношения диаметров, а также руководствуются следующими правилами:

  • обходную магистраль монтируют на максимально возможном удалении от вертикального участка трубопровода, как можно ближе к отопительной батарее;
  • на участке подачи между байпасом и радиатором устанавливают регулирующее запорное устройство (шаровой кран или термостатическую головку). Установка дополнительного вентиля на выходе из отопительного прибора понадобится, если вы решили обезопасить себя на случай его повреждения;
  • обводную магистраль изготавливают из отрезка трубы и тройников на месте, а её монтаж выполняют как сваркой, так и посредством резьбовых соединений.
  • байпас монтируют на обратном трубопроводе, что позволяет избежать перегрева циркуляционного насоса. С этой же целью врезку параллельного контура выполняют на удалении от котла;
  • располагая обходной участок в горизонтальной плоскости, исключают образование воздушных пробок при включении системы отопления, что особенно важно при использовании помп «мокрого» типа;
  • диаметр труб байпаса выбирают равным присоединительному размеру циркуляционного насоса;
  • фильтр механической очистки монтируют перед помпой, если ориентироваться по направлению потока жидкости.

Конструкция байпаса не представляет сложностей

Байпас можно изготовить самостоятельно или купить готовое изделие в торговой сети. Если вы решили собрать устройство своими руками, то обязательно укомплектуйте прибор резьбовыми фитингами. В случае поломки или протечки сгоны или «американки» позволят снять любой элемент контура. Используйте только высококачественные комплектующие, так как любой вышедший из строя элемент потребует трудоёмкой разборки системы.

Немаловажным вопросом является герметизация соединений. В работе лучше отдать предпочтение не быстромонтируемой фум-ленте, а традиционно надёжной пакле и сантехнической пасте. Кроме всех прочих достоинств, именно последнее сочетание материалов позволит при необходимости отвернуть соединение обратно.

Инструкция

Соблюдая правильную последовательность действий, можно избежать ошибок в работе и проблем с функционированием системы во время эксплуатации. Особенно важно соблюдать порядок выполнения сварочных работ, поскольку высокий нагрев связан с опасностью повреждения пластиковых элементов шаровых кранов.

  1. Слейте теплоноситель из отопительной системы.
  2. При помощи угловой шлифмашины вырежьте отрезок трубы на участке обратной магистрали. Его размер должен соответствовать длине сгона с установленным шаровым краном, а расстояние до отопительного агрегата принимают равным 0.5 — 1м.
  3. Воспользовавшись сварочным аппаратом, по обе стороны от места врезки вварите угловые элементы конструкции.
  4. К обеим сторонам магистральной трубы приварите короткий и длинный резьбовые участки сгона.
  5. Смонтируйте сгон и установите центральный вентиль.
  6. Установите шаровые краны, перекрывающие поток теплоносителя через байпас.
  7. Соблюдая направление движения жидкости, на одном из вентилей смонтируйте фильтр-грязевик. Место его установки выбирают до центробежного насоса по ходу движения теплоносителя.
  8. Воспользовавшись крепёжными элементами из комплекта поставки насоса, смонтируйте его на байпас.
  9. Закачайте теплоноситель в систему отопления.
  10. Включите обогрев и откройте все запирающие устройства участка байпаса. После этого осмотрите все соединения на предмет протечек.
  11. Закройте центральный шаровой кран и включите центробежный насос. Не забудьте развоздушить рабочее пространство помпы.
  12. Проверьте эффективность работы системы на всех скоростных режимах.

После проведения осмотра всех тепловых агрегатов и резьбовых соединений отопительной системы, её можно считать работоспособной и пригодной к дальнейшей эксплуатации.

Особенности эксплуатации

Продлить срок службы отопительной системы, равно как и всех её элементов и агрегатов, прямо или косвенно связанных с функционированием байпаса, помогут несколько простых рекомендаций:

  • в конструкции обходного трубопровода надо использовать исключительно шаровые краны. Кроме того, что они обладают низким гидравлическим сопротивлением, вентили можно легко и быстро закрыть или открыть. Не вызывает нареканий и надёжность, а также долговечность запорной арматуры этого типа;
  • вне зависимости от того, функционирует байпас или нет, периодически надо открывать и закрывать все краны. Это простое действие позволит избежать прикипания шара и увеличит срок службы деталей;
  • запуская систему после длительного простоя, обязательно требуется развоздушить участок врезки насоса;
  • в течение отопительного сезона надо проводить профилактическую очистку установленного в системе фильтра.

Шаровой кран имеет большое проходное сечение, что делает его отличным вариантом для обустройства отопительных контуров

Не следует забывать и о соблюдении теплового режима, чистоте теплоносителя и других факторах, оказывающих влияние на долговечность и работоспособность отопительной системы.

Преимущества байпаса в системе отопления

Установкой обходной магистрали можно решить несколько задач по обеспечению работоспособности обогревающей системы и увеличению её тепловой эффективности, что стало возможным благодаря многочисленным достоинствам байпаса. К положительным моментам его использования относятся:

  • защита отопительного агрегата от перегрева при отключении электричества или поломке циркуляционного насоса;
  • возможность установки помпы в существующий отопительный контур с естественной циркуляцией теплоносителя. При этом работоспособность гравитационной системы сохраняется;
  • обеспечение доступа к насосу или радиатору для их снятия или ремонта без необходимости полной остановки системы;
  • возможность регулировки температурного режима батарей уменьшением протока теплоносителя.

Кроме этого, несомненным плюсом является простота монтажа, который можно легко выполнить собственными силами.

Видео: принцип работы байпаса с встроенным обратным клапаном

Как повысить энергоэффективность старых отопительных систем

Монтаж байпаса с применением сварочной аппаратуры потребует привлечения специалистов

Чаще всего старая система отопления представляет собой контур с естественным способом транспортировки теплоносителя, чугунными радиаторами и магистралью из стальных труб. При этом нередко подключение приборов осуществляется по однотрубной схеме, что уменьшает тепловую эффективность отопления и не позволяет добиться равномерной теплоотдачи по мере удаления радиаторов от отопительного агрегата.

Справиться с большинством недостатков можно установкой байпаса с циркуляционным насосом и обходных трубопроводов на радиаторах. Увеличение скорости течения рабочей жидкости способствует выравниванию температуры во всех точках системы. Кроме того, возможность регулировки теплоотдачи батарей даст возможность установить необходимую температуру в каждом помещении, что не только повысит комфорт, но и повлечёт за собой общее снижение энергозатрат. Специалисты называют цифру экономии в 10%, что вместе с улучшением эксплуатационных показателей является отличным стимулом для реконструкции оборудования. И всё, что для этого понадобится, – байпас с обратным клапаном, циркуляционный насос и шаровые краны.

Установкой в старую отопительную систему циркуляционного насоса добиваются уменьшения энергозатрат, что позволяет экономить на отоплении.

Являясь отличным инструментом для перенаправления потока теплоносителя, байпас обеспечивает работоспособность системы, повышает её эффективность и экономичность. Поэтому устройство рекомендуется устанавливать как в процессе строительства обогревающих контуров, так и для реконструкции существующего отопления с естественной циркуляцией. При этом важным достоинством байпаса является простота монтажа, который под силу любому человеку с минимальными слесарными навыками.

Поделитесь с друзьями!

С помощью байпаса в системе газопровода и отопления частного дома устанавливают все основные элементы. Эта простая конструкция может облегчить ремонт и профилактическое обслуживание подключаемых к основной магистрали коммуникационных устройств, а также увеличивает экономичность и эффективность отопительной системы. Этот элемент в виде куска трубы позволяет решать различные задачи и поэтому является немаловажной частью любой схемы.

    Показать всё

    Общие сведения

    Байпасный обвод - это труба, служащая для прохождения теплового носителя в обход конкретного участка системы отопления или параллельно ей.

    Как правило, в этом месте находится какое-то коммуникационное устройство. Один конец обходящей трубы в системе отопления подсоединяют к подходящему патрубку, другой - к выводящему.

    Между обводной трубой и входным патрубком огибаемого устройства необходимо врезать запорную арматуру. Она дает возможность полностью направить поток теплового носителя по альтернативному трубопроводу или отрегулировать объем поступающей воды.

    Чтобы появилась возможность полностью отключить оборудование, запорную арматуру устанавливают и на отводящей трубе - между байпасом и выходным отверстием устройства.

    Байпас нужен в системе отопления. Установка этого устройства дает множество преимуществ:

    • облегчается обслуживание отопительной системы;
    • при значительном количестве батарей повышается общее КПД и снижаются расходы энергии;
    • решается проблема с завоздушиванием труб и радиаторов по причине их разгерметизации;
    • можно пользоваться оборудованием даже в аварийных ситуациях.

    КАК СДЕЛАТЬ БАЙПАС ИЗ ПРОПИЛЕНОВОЙ ТРУБЫ

    Основные виды

    Запорную арматуру необходимо монтировать не только на входящем и выходящем патрубке, но и непосредственно на байпасе в системе водоснабжения. С учетом типа применяемого оборудования отличают несколько разновидностей обводных труб:

    • автоматические;
    • с механическим управлением;
    • нерегулируемые.

    Все виды байпасов имеют определенные особенности использования и конструкцию.

    Нерегулируемая обводная труба

    Неуправляемая установка байпаса в системе отопления представляет собой простую обводную трубу без дополнительных устройств. Просвет трубопровода все время открыт, и поток воды происходит в неуправляемом режиме. Эти байпасы чаще всего используются во время подключения батарей.

    Во время проектирования отопительной системы необходимо учесть, что теплоноситель будет проходить с минимальным гидравлическим сопротивлением. Потому проходное сечение нерегулируемой обводной трубы, которая установлена вертикально, обязано быть меньше, в отличие от диаметра главной магистрали. В противном случае под воздействием силы тяжести тепловой носитель начнет уходить в находящийся ближе байпас.

    Горизонтальная схема работает по другим принципам. Горячий теплоноситель стремится кверху, поскольку у него меньшая удельная плотность. Потому байпас при нижней разводке, как правило, устанавливают равным по сечению с главной трубой магистрали, а выходящий к батарее патрубок - меньшим.

    Уменьшенное сечение входящей трубы батареи повышает напор теплоносителя, это способствует равномерной циркуляции жидкости по контуру.

    Обводная труба с шаровым краном называется ручным байпасом. Этот кран является идеальным для обходного маршрута теплоносителя, так как в открытом положении он не снижает внутренний диаметр труб.

    Соответственно, не создает сопротивление для протекающей воды. Использование запорного механизма дает возможность контролировать объем жидкости, которая проходит через обход. В случае если кран закрыть, то весь поток теплового носителя пойдет по главной магистрали.

    Необходимо не забывать, что у рабочих элементов этих кранов существует свойство прикипать, если долго не пользоваться оборудованием. Потому кран необходимо регулярно проворачивать, даже если это не нужно.

    Сфера использования ручных байпасов в системе обогрева - обвязка циркуляционных насосов и подсоединение батарей в однотрубном контуре.

    Байпас где нужно ставить,а где нет.

    Автоматические конструкции

    Используется этот байпас для циркуляционного насоса. Электрический насос монтируется в систему для повышения скорости передвижения воды, это снижает тепловые потери, обеспечивает равномерный обогрев помещений, повышает общее КПД.

    Направление потока теплоносителя в автоматической насосной обвязке производится без участия человека. Во время работы насоса вода проходит через него, а байпас закрывается.

    В случае если насос останавливается, в результате выхода из строя или отключения электричества, то вода начинает проходить через байпас. Крыльчатка устройства ограничивает либо закрывает передвижение теплоносителя.


    Автоматические байпасы могут быть нескольких типов:

    • инжекционный;
    • клапанный.

    В последнем случае в обводную трубу устанавливают обратный клапан, создающий минимальное сопротивление и почти не препятствующий передвижению воды в самотечном режиме.

    Во время включения насоса скорость потока повышается. Тепловой носитель из выходящей трубы проходит в магистраль и передвигается по обоим направлениям. Затем он проходит беспрепятственно по контуру, а во время передвижения назад упирается в обратный клапан.

    Так как давление у выходящего патрубка больше в отличие от входящего, шарик прижимается к седлу и закрывает просвет трубопровода. К минусам клапанного байпаса относится чувствительность к качеству воды . При попадании грязи это приводит к его поломке.

    Инжекционный байпас работает по принципу гидроэлеватора. В магистраль большого сечения подключается насос с меньшим диаметром на выходе в трубопровод. Во время включения насоса часть потока попадает в диффузор входящего патрубка, проходит через это устройство, получая ускорение.

    Выходящий патрубок имеет маленькое сужение, представляющее сопло, через которое теплоноситель под напором попадает в магистраль с высокой скоростью. Сзади среза входящего патрубка создается разряжение. Благодаря этому затягивается вода из байпаса. Так весь поток с ускорением проходит далее по магистрали. Это направленное движение воды не допускает появление обратного потока.

    Перевод ГРП на байпас

    Предназначение байпасного участка

    Любое устройство, которое подключено с помощью байпаса, можно снять с основной магистрали обычным закрытием входящего и выходящего крана. После этой процедуры весь поток воды начнет проходить по обходной трубе.

    Устройство, которое отключено от магистрали, можно легко отремонтировать или произвести необходимое обслуживание. Причем не потребуется отключать всю систему или сливать полностью воду.

    В системе частного отопления обходные трубы используют в таких случаях:

    С учетом места использования подключение байпаса своими руками имеет определенные особенности.

    Для отопительных батарей

    Подсоединение батарей с помощью байпаса производят лишь в однотрубной схеме подключения. Для коллекторной и двухтрубной разводки врезка обходных труб не имеет смысла. Радиаторы в этом случае подсоединены параллельно и к каждому подходит теплоноситель одинаковой температуры из основной магистрали. Поломка одного из контуров отопления при установке запорной арматуры, не повлияет на работу всей системы.

    При однотрубной схеме в результате последовательного подсоединения батарей вода охлаждается с учетом прохождения по контуру. Чем больше теплоотдача радиатора, тем холодней будет теплоноситель на выходе.

    Если в однотрубной схеме не находятся байпасы, то первая батарея заберет наибольшее количество тепла, а к последней пойдет уже холодная вода.

    При подключении насосного оборудования

    Подсоединять насос с помощью байпаса есть смысл лишь в системе, которая приспособлена под самотечное передвижение теплоносителя.

    Должен быть монтирован коллектор, выполнены все требуемые уклоны и установлен трубопровод необходимого сечения. Насос в этой системе требуется для улучшения эффективности работы.


    Если же отопительная система изначально задумывалась как принудительная, то во время отключения электроэнергии или выхода из строя насоса она не будет работать в любом случае. Вода не сможет циркулировать без перегоняющего оборудования. Потому при этой схеме разводки насос монтируют без байпаса - непосредственно на линии магистрали.

    Основная особенность подсоединения насоса с помощью обвода - это возможность возникновения противотока в байпасе и появления замкнутого круга прохождения жидкости по контуру насос-байпас. Поэтому в обводном патрубке обязана находиться запорная арматура - обратный клапан.

    Во время работы насоса это оборудование закрывает просвет трубы с байпасом. Если насос перестает работать, то обратный клапан открывается и начинается естественное передвижение жидкости.

    Установка Циркуляционного Насоса. Сварка Байпаса. Своими Руками. DIY

    Обводная труба во время организации теплых полов считается одним из элементов смесительного узла. Потому она устанавливается постоянно, и без нее обогрев пола не сможет нормально работать.

    Жидкость в основной магистрали может доходить до 85 °C, а в контуре водяного пола - не более 50 °C. Для подготовки теплового носителя применяется смеситель с трехходовым клапаном, пропускающим только требуемый объем горячей воды.

    Другой поток поступает в байпас, перемешивается с выходящей холодной жидкостью из коллектора и направляется далее по основному трубопроводу к котлу.

    Особенности монтажа

    Монтаж байпасов различных видов в отопительную систему имеет определенные особенности. Во время подключения батарей отопления:

    • запрещается устанавливать кран на байпас в многоэтажных домах;
    • перемычку необходимо ставить максимально близко к батарее;
    • сечение обходной трубы подбирается на размер меньше трубопровода главной магистрали.

    Установку байпаса на батареи можно производить как при обустройстве новой отопительной системы, так и во время модернизации уже находящейся. Для этого нужно подготовить патрубки необходимого сечения, запорную арматуру и 2 тройника.

    На входящем патрубке можно установить один из нескольких вариантов оборудования:

    На выходящий патрубок монтируется запорный или шаровой кран. Все части соединяются друг с другом с помощью сварки либо резьбы. Необходимо обеспечить герметичность соединений, после монтажа выполнить пробный пуск и устранить протечки.

    Во время подсоединения насоса, как правило, байпас является частью главной магистрали. Так как он обеспечивает прохождение воды в естественном режиме, то запрещается сужать его внутреннее сечение.

    Для установки удобней всего купить готовый насосный узел требуемой конфигурации. Это позволит правильно расположить все элементы и обеспечит надежность стыков.

    Довольно простое инженерное устройство - байпас - дает возможность сделать отопительную систему более эффективной и добиться необходимого теплового режима в доме или квартире. Выход из строя отдельных частей основной магистрали или отключение электроэнергии не доставит значительных проблем. Горячая вода будет циркулировать, а в помещениях будет постоянно тепло.

Тепло в доме - то, что необходимо каждому человеку. Благодаря современным отопительным системам можно удерживать комфортную обстановку в доме и поддерживать необходимую температуру, которая будет максимально удобной. Инженеры разработали для регулировки температуры байпас. Байпас - перемычка, сделанная в виде трубы. Ее устанавливают между обратной и прямой проводкой радиаторного отопления. Им регулируют в радиаторных батареях подачу теплоносителя в водяной системе отопления. Рассмотрим подробнее особенности и принципы работы этого устройства, а так же некоторые нюансы его эксплуатации.

Предназначение байпаса

Предназначение байпаса - возвращение лишнего теплоносителя в стояк из батарей, когда автоматическим или ручным терморегулятором измеряется количество теплоносителя. Одним словом с помощью байпаса теплоноситель параллельно транспортируется регулирующей и запорной арматуре.

Если бы байпаса не было, то невозможно было бы сделать ремонт батарей, когда система отопления находится в рабочем состоянии. Благодаря байпасу также упрощается процесс опорожнения и наполнения системы.

Кроме всего прочего, байпас обеспечивает работу отопительных систем, когда пропадает электроэнергия. В тот момент, как только электричество пропало, просто перекрываются краны, которые подают теплоносители насосу и открывается на центральной трубе кран.

Если использовать байпас с клапаном, то перекрывать краны в ручную не нужно будет, потому что все произойдет в автоматическом режиме.

Совет . Лучше всего выбирать байпас с диаметром, который будет на один калибр меньше диаметра труб.

Разновидности байпаса

Байпасы применяются в разных системах отопления , поэтому их есть два вида:

  • без клапана

Байпасы с обратными клапанами используются для циркуляционных насосов и их используют время от времени, по мере надобности. Когда насос включается, открывается клапан и под давлением начинает пропускать носитель тепла. В тот момент, когда насос выключается, клапан закрывается автоматически. В случае если на байпас попадет окалина или ржа, то может испортиться и выйти из рабочего состояния.

Байпасы без клапана позволят сделать ремонт в одной части отопительной системы, не отключая ее. С помощью бесклапанного насоса можно подключиться к системе отопления там, где не было радиатора.

Совет . Выбирать байпас необходимо под систему отопления. Автоматические - работают в автономном режиме, а без клапана - вручную.

Автоматический байпас

Выбирать автоматический байпас необходимо меньше на один размер чем размер трубы стояка, потому что в радиаторе теплоноситель просто перестанет циркулировать, поскольку в батарее гидравлическое сопротивление будет больше, чем в байпасе, если размеры будут одинаковыми.

Установка автоматического байпаса необходима вместе с циркуляционным насосом . Вместе, они работают автономно даже тогда, когда исчезает электроэнергия и продолжают работать благодаря естественной циркуляции .

Совет . Автоматический байпас следует устанавливать только в том случае, если вода хорошего качества, в противном случае он быстро придет в негодность.

Установка байпаса

Для установки байпаса необходимо пользоваться услугами специалистов, которые сделают монтаж и проверят систему на брак, дефекты и протекания.

Устанавливать байпас нужно близко к радиатору, но как можно дальше от стояка. Если возникнет необходимость, то на байпас можно установить дополнительный кран , который обеспечит полноценную циркуляцию отопительных систем при помощи радиатора, а не байпаса.

Кроме всех полезных функций, байпас будет своеобразным терморегулятором , благодаря возможности регулировать уровень горячей воды. Монтаж приборов происходит в направлении теплоносителя. Сначала устанавливается фильтр, затем обратный клапан и в конце циркуляционный насос.

Совет . Для того чтобы ввести байпас в стояк, возле насоса, нужно задействовать запорные клапаны. Устанавливать байпас лучше всего горизонтально, чтобы не было скопления воздуха.

Выбирая байпас для системы отопления, не следует на нем экономить и выбирать китайские. Для того чтобы выбрать качественный и надежный байпас , нужно чтобы:

  • товар имел все необходимые сертификаты ;
  • владелец предоставил копии гигиеничного и сертификата соответствия с печатью;
  • швы в месте сварки должны быть без пор;
  • соединения с резьбой должны свободно откручиваться .

В месте отопительной системы, где диаметр сужается и уменьшается скорость потока, можно использовать лишь шаровые вентили . Их конструкция состоит из корпуса и металлического шара с отверстием определенного диаметра. Благодаря такой конструкции вентиля не будет уменьшаться просвета во время его открытия. Если шаровые вентили приходят в негодность, то ремонту они не подлежат их можно только менять.

Если шаровые вентили не используются на протяжении длительного времени, то они могут прикипеть. Для того чтобы избежать подобной ситуации их нужно периодически проворачивать .

Сокращение затрат на электричество благодаря байпасу

Устанавливать байпас нужно не только из-за того, что это необходимо, но и для того, чтобы сократить затраты на электроэнергию. Сравнивая работу проточной и замыкающей систем отопления, то замыкающая будет подавать в батарею, примерно на 30−35% меньше теплоносителя и радиаторная теплоотдача уменьшится на 10%.

Использование байпаса существенно сокращает затраты на электроэнергию и позволяет создать в доме комфортную и удобную атмосферу.

Особенности использования байпаса

Современные системы отопления в своей конструкции имеют встроенный насос, что позволяет не задумываться об установке байпаса. Такие системы имеют ряд преимуществ:

  • они эффективно распределяют по радиаторам воду и насос просто необходим в случае, если батарей очень много или трубы имеют большую длину;
  • не боятся неточностей уклона труб во время их прокладки;
  • не боятся скопления воздуха .

Старые отопительные системы, которые монтировались без насоса, после установки байпаса начинают новую жизнь и не нужно полностью все менять. Байпас очень эффективно позволит справиться со многими проблемами:

  • ошибками, допущенными во время монтажа отопительных систем;
  • отсутствием нормальной циркуляции в системе отопления.

Байпасы могут устанавливаться на радиаторы, но их применять нужно только в том случае, если они имеют однотрубную отопительную систему. Устанавливается байпас в этом случае между подводящей и обратной трубой, для регулирования нагревания радиатора. В случаи необходимости ремонта некоторого участка отопительной системы или для регулировки температуры в батареях, байпасы очень удобны и легки в использовании.

Совет . Для того чтобы теплоноситель попадал в нижнюю часть быстро и с пользой, диаметр байпаса должен быть такой же, как и у стояка.

Реанимация старых отопительных систем

Для того чтобы старая отопительная система начала нормально работать можно установить циркуляционный насос и байпас. Для установки понадобится:

  • циркуляционный насос;
  • байпас;
  • два шаровых крана или обратный клапан.

Процесс установки достаточно прост, но его лучше всего доверить специалистам. Сначала устанавливается параллельно к трубе байпас, циркуляционный насос устанавливается на байпас, а с двух сторон монтируют два крана. Если в монтаже использовать шаровые краны, то они не снижают скорость теплоносителя в трубах , хотя в случае поломки, их придется менять.

Шаровые краны считаются более надежными, чем обратный клапан, но его можно установить для автоматизации системы отопления, чтобы она работала самостоятельно. Если качество воды очень плохое, то обратный клапан быстро придет в негодность и будет плохо и некорректно работать.

Совет . Если качество воды очень плохое, то лучше всего выбрать специальный насос, который будет предохранять от накипи и твердых частиц.

Байпас хотя и имеет немного примитивную конструкцию, но благодаря ему дом обеспечивается теплом, комфортом и уютом, а небольшие затраты электроэнергии позволят существенно сэкономить деньги.

Байпас в системе отопления (видео)

Циркуляционный насос является основным элементом наряду с водогрейным котлом, если конструкция системы отопления предполагает наличие принудительной циркуляции. Даже при использовании сил гравитации и естественной циркуляции насос способен улучшить и дополнить показатели системы в лучшую сторону. При установке оборудования, как того требуют правила, обязательно используется байпас для циркуляционного насоса в системе отопления. Его наличие обусловлено целым рядом причин, игнорировать которые попросту не следует.

Зачем нужен

Байпас – это перемычка, соединяющая вход и выход одного из элементов отопительного контура, обходной путь, по которому вода может течь, не заходя в радиатор, насос или даже котел.

Для циркуляционного насоса байпас нужен, чтобы:

  • исключить из работающего контура насос;
  • настраивать производительность контура отопления;
  • предотвращать режим холостого хода;
  • в любой момент демонтировать оборудование для ремонта или технического обслуживания.

Циркуляционный насос позволяет монтировать трубопровод от котла к радиаторам по произвольным маршрутам, повышает скорость течения теплоносителя, делает его не зависящим от других параметров системы, тем самым повышая теплоотдачу и эффективность. Однако он же делает систему отопления зависимой от электричества.

Если по какой-то причине электричества нет, остается надеяться на блок бесперебойного питания или же переключиться в режим естественной циркуляции, насколько это позволяет конструкция. Только вот насос сам по себе создает сопротивление току теплоносителя в нерабочем состоянии. Байпас как раз и призван разрешить эту проблему.

Для насоса байпас выполнен как продолжение основной трубы от котла к контуру отопления с большим диаметром. В то время как насос подключается параллельно этому участку. Если дать возможность воде течь в обход, то и сопротивления никакого не будет. Для этого на байпасе устанавливается клапан или шаровой вентиль.

Второй момент, когда не обойтись без байпаса – это спуск теплоносителя и наполнение системы вновь. Насос не позволит свободно наполняться трубам и радиаторам жидкостью, создавая препятствие. Результатом может стать образование воздушной пробки, от чего сложно избавиться. Полностью открытый ток по байпасу целиком снимает проблему.

При обустройстве байпаса обязательно монтируются шаровые вентили по входу и выходу насоса, для его быстрого демонтажа. При этом отопление работает в режиме естественной циркуляции, не захолаживая дом.

Последний случай с тонкой настройкой производительности используется достаточно редко. Достаточно установить одну из двух-трех скоростей насоса, чтобы регулировать скорость потока и напор. Однако если на каждом радиаторе имеется свой терморегулятор очень важно предусмотреть защиту насоса. Если все радиаторы перекрыты, и в системе повышается сопротивление току теплоносителя, то байпас спасает от перезагрузки на оборудование, замыкая контур частично на себя.

Как собрать

Байпас для циркуляционного насоса в идеале представляется продолжением обратной трубы, идущей от радиаторов к котлу. Параллельно выбранному участку трубы устанавливается насос, для которого врезаются патрубки. Чтобы предотвратить постоянный ток через байпас, нужна запорная арматура или клапан.

По линии включения насоса устанавливаются:

  • шаровой вентиль;
  • фильтр грубой очистки;
  • насос на соединениях американках;
  • шаровой вентиль.

По краям данной сборки устанавливаются колена и патрубки для врезки в основную трубу. Порядок элементов указан согласно направлению тока жидкости, так фильтр должен быть строго перед насосом. Диаметр труб подбирается равный выходному сечению насоса, в то время как для байпаса используется та же труба что и для самой обратки.


Схема сборки байпаса

На участке самого байпаса устанавливается только запорная или регулирующая арматура: шаровой обратный клапан, шаровой или игольчатый вентиль.

Шаровой обратный клапан предпочтительней для организации байпаса циркуляционному насосу. Он действует по принципу золотника. Если насос включен, то шар внутри клапана под воздействием напора перекрывает ток через байпас. Если же насос выключен, то преобладает прямой ток жидкости от котла в обход насоса, и клапан этому не препятствует.

Шаровой вентиль имеет две позиции закрыт/открыт. Устанавливать его в промежуточных положениях запрещено, так как быстро истирается и покрывается осадком поверхность запорного шара, что приводит к порче тефлоновой вставки. Если необходимо тонко настроить пропускную способность байпаса, то предпочтение отдается игольчатому вентилю, только учитывая, что проходное сечение у него существенно меньше, чем у шарового того же размера.

Лучше воспользоваться готовыми решениями. Производятся подготовленные байпасы для циркуляционных насосов. В них уже вмонтированы шаровые клапаны или вентили на общем участке трубы и вся обвязка для насоса, включая фильтр и крепления. Готовый байпас может оказаться куда надежнее по сборке и долговечнее в эксплуатации. Место установки насоса унифицировано, и подходит для любой модели подходящей мощности и пропускной способности. Выбирать предстоит по диаметру основной трубы и производительности.

Установка

Перед установкой следует спустить полностью теплоноситель из системы. Циркуляционный насос с байпасом монтируется на обратной холодной трубе непосредственно возле котла отопления. Это снижает воздействие высоких температур на оборудование.


Необходимо первоначально определить оптимальный вариант включения:

  • Для пластиковой трубы лучше использовать разборные соединения по типу американки и подсоединять собранный заранее блок насоса с байпасом. Ветку с насосом подключать с помощью тройников впаянных в основную трубу.
  • Для стальных труб вначале ввариваются патрубки для ветки с насосом, а после уже вентиль на байпасе.

Следует учитывать при работе со сваркой, что вентили не переносят перегрева. Особенно шаровые, у которых может деформироваться тефлоновая вставка. Место соединения основной трубы следует дистанцировать от вентиля с помощью протяженных патрубков или штуцеров минимум на 20 см с обеих сторон. Запорная арматура при этом объединяется со штуцерами резьбовыми соединениями.

Ориентировать всю конструкцию надо таким образом, чтобы выходы насоса располагались строго вертикально или горизонтально, а рабочий вал строго горизонтально. Это повысит живучесть оборудования, снизит выработку деталей. Ко всем вентилям должен сохраняться свободный доступ и ничто не должно мешать их перекрытию. Следует предусмотреть запас пространства для простоты демонтажа насоса и других элементов.

Каждому, кто хоть немного сталкивался с инженерными сетями, наверняка знаком термин «байпас». Простыми словами, это обводная линия, по которой вода может пойти в силу различных обстоятельств. В статье мы рассмотрим эти обстоятельства и разберемся, какую роль играет байпас в системе отопления и водоснабжения. Также мы подскажем, как его правильно смонтировать своими руками при необходимости.

Функции байпаса в системе отопления

Уточним, что байпас – это трубопровод, предназначенный для протока воды в обход определенного участка магистрали, где установлено какое-либо оборудование. В схемах отопления его можно встретить в двух местах:

  • в однотрубных системах в качестве перемычки на радиаторах;
  • на распределительном коллекторе водяных теплых полов.

Как известно, в однотрубной системе отопления теплоотдача первой батареи влияет на работу следующей и так далее. Это касается как вертикальной, так и горизонтальной схемы. Если установка байпаса в системе отопления не сделана, то радиаторы будут включены последовательно. В результате первый из них отберет максимальное количество тепла, второй – все что осталось, а на долю третьего выпадет только охлажденный теплоноситель.

Чтобы этого не происходило, подача и обратка возле каждой батареи соединяется перемычкой, чьей задачей является направлять часть теплоносителя в обход радиатора. В данном случае принцип работы байпаса состоит в том, чтобы передать одинаковую часть тепла ближним и дальним отопительным приборам и уменьшить их зависимость друг от друга. Как это реализовано, можно увидеть на рисунке:

Важно. В показанной вертикальной системе устройство байпаса предусматривается таким, чтобы диаметр трубы был меньше основной линии и несколько смещен от ее оси в сторону. Цель – не дать теплоносителю под воздействием силы тяжести пройти по прямой, мимо радиатора. В горизонтальной же системе магистральная труба сама является байпасом, при этом никуда не смещается и везде остается одинакового проходного сечения.

В системе отопления байпас нужен для равномерного распределения тепла по батареям, а также для выполнения их ремонта или обслуживания. Если по каким-то причинам нужно отсоединить и снять отопительный прибор, то достаточно просто перекрыть 2 крана, установленные на входе и выходе теплоносителя. Тогда вода пойдет по обходному пути через перемычку.

А вот байпас для отопления на коллекторе водяного теплого пола играет уже другую роль. Здесь обводная линия – это часть смесительного узла с трехходовым клапаном. Задача узла – приготовить теплоноситель необходимой температуры для подачи в греющие контуры теплых полов. Ведь в этих контурах температура воды не превышает 45 ºС, в то время как в подающей магистрали она может быть и 80 ºС.

В обычном режиме трехходовой клапан пропускает горячую воду из системы к теплому полу в ограниченном количестве. Остальной теплоноситель проходит через этот автоматический байпас, смешивается с холодной водой из коллектора и возвращается назад, к котлу. Поскольку разница температур в магистрали и коллекторе значительна, то байпасная линия используется постоянно. Получается, что без нее нормальное функционирование напольного обогрева невозможно.

Байпас в котельной

В схемах обвязки котлов обводная линия бывает необходима также в 2 случаях:

  • как байпас для циркуляционного насоса;
  • для организации малого контура циркуляции для твердотопливного котла.

Насос, установленный на обходном трубопроводе, встречается в отопительных системах довольно часто, иногда даже без особой необходимости. Дело в том, что однотрубная или двухтрубная система отопления, изначально задуманная с принудительной циркуляцией, никогда не сможет функционировать при отключении насоса. У нее нет для этого больших уклонов и увеличенных диаметров труб. Но байпас для насоса как раз и нужен, чтобы вода могла течь по прямой линии, в то время как перекачивающее устройство не работает.

Отсюда вывод: при подключении к котлу системы, спроектированной под принудительную циркуляцию, ставить насос на байпасе не нужно. Отключение и снятие агрегата в любом случае приведет к остановке движения теплоносителя, поэтому насос устанавливается на прямой линии.

Другое дело система, приспособленная под естественное движение воды. Часто бывает, что в нее для повышения эффективности не просто встраивают насос, а устанавливается система байпас с обратным клапаном на прямой. Это позволяет в случае отключения электричества автоматически перейти на естественную циркуляцию, что и отражено на схеме:

Пока насос работает, он своим давлением поджимает клапан с обратной стороны и не пускает поток по прямой. Стоит только отключить электроэнергию или перекрыть один из кранов, как давление исчезнет и клапан байпаса откроет прямой путь теплоносителю, восстановится конвективное движение воды. Можно спокойно снимать насос или прочищать грязевик, работа системы от этого не нарушится, она просто перейдет в другой режим.

Ну и последнее место применения байпаса – малый контур циркуляции твердотопливного котла со смесительным узлом. Здесь перемычка, подключенная к трехходовому клапану, дает возможность теплогенератору прогреться до температуры 50 ºС, дабы избегнуть воздействия низкотемпературной коррозии на стальные стенки топки. В этом случае схема байпаса выглядит так:

Принцип действия прост: клапан не пускает в котел холодную воду из системы, пока теплоноситель, циркулирующий по байпасной линии, не нагреется до требуемой температуры. Потом клапан открывается и пропускает в контур холодную воду, смешивая ее с горячей. Тогда на стенках топки не образуется конденсат и коррозии не возникает.

Иногда еще бывает нужен байпас в системе водоснабжения. Например, чтобы снять для ремонта, промывки или замены полотенцесушитель в ванной. Поскольку он подключается к стояку ГВС, то в многоквартирном доме его демонтаж создаст массу неудобств. Проще это предусмотреть заранее и при монтаже нагревателя поставить перемычку с краном.

Как правильно установить байпас

Комплектация распределительного узла теплых полов включает в себя и обходную линию, но это тема отдельного разговора. Что касается перемычек на однотрубной системе, то их установка очень проста и производится уже в процессе монтажа системы, так как без них последняя не будет корректно работать. Ненамного сложнее выполнить монтаж своими руками байпасной линии с циркуляционным насосом. Достаточно иметь обычный комплект инструментов и изучить схему:

Совет. Чтобы не набирать все детали по отдельности, можно купить готовый узел в сборе, показанный на рисунке ниже:

Не представляет никакой сложности и установка байпаса для полотенцесушителя. Для соединений можно взять металлопластиковые трубы, да еще приобрести краны, тройники и отводы. Сборку выполнять в соответствии со схемой:

Заключение

Оказывается, обычный отрезок трубы, являющийся обводной линией, может играть важную роль во многих случаях. Тут он обеспечивает работу системы, там – помогает распределить тепло, а иногда и защищает оборудование. Во всех перечисленных случаях без байпаса не обойтись.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «volonterraiona.ru» — Кирпичи. Блоки. Утеплители. Материалы. Изоляция