Уи́льям Хо́гарт (англ. William Hogarth ; 10 ноября , Лондон - 26 октября , Лондон) - английский художник, основатель и крупный представитель национальной школы живописи , иллюстратор, автор сатирических гравюр , открыватель новых жанров в живописи и графике . Многие свои произведения художник, испытавший на себе влияние идей философов Просвещения , подчинил задаче воспитания с помощью художественного творчества нравственного начала в человеке и искоренения пороков.

Картины уильяма хогарта с описаниями и названиями. Уильям Хогарт. Сатирические гравюры и полотна Вильям хогарт биография

Хогарт принадлежит к той, не столь уж редкой породе людей, которые сделали себя сами. Родившись в семье школьного учителя и репетитора, он не понаслышке знал, что такое бедность и нужда, поэтому рассчитывать мог исключительно на себя. Вот почему в мальчике рано проявились такие черты как упорство в достижении поставленной цели и невероятное трудолюбие. Хогарт не получил систематического школьного образования и рано оставил учебу, устроившись в подмастерье у гравера по серебру. Впрочем, этим ремеслом он тяготился, так как не находил в нем отрады для души. Кончилось тем, что собравшись с силами, Хогарт открыл собственную граверную мастерскую. Гравировка привлекала его только как способ заработка, а в мечтах было стать известным художником.

Покровителем Хогарта стал Джеймс Торнхилл, с младшей дочерью которого художник тайно обвенчался. Попробовав свои силы в жанровой портретной живописи, Хогарт переключается на картины сюжетные, сложные в композиционном плане. После серии «Карьера проститутки» к художнику пришла широкая известность. Его признали и в высшем лондонском свете. Теперь не нужно было больше заботиться о хлебе насущном. После смерти Торнхилла, Хогарт занимает ставшее вакантным место ведущего английского художника в области исторической живописи. Однако бытовая, жанровая живопись неодолимо влечет его к себе по-прежнему. Выходят «Карьера мота» и «Модный брак». Хогарт сам переводит работы в гравюры, делая их дешевле и доступнее, благодаря чему они хорошо продаются.

Призрак нищеты витал над Хогартом всю жизнь, вот почему он старался не упускать ни одной возможности заработать. Под его эгидой нередко проводились благотворительные лотереи и аукционы. Именно Хогарт первым поднял вопрос о защите авторских прав и добился принятия соответствующего закона. Хогарт проявил себя и в качестве теоретика искусства, выпустив трактат «Анализ красоты». И, тем не менее, все его попытки утвердиться в качестве живописца, терпели неудачу: публика воспринимала мастера исключительно в качестве гравёра. Скончался Уильям Хогарт от аневризмы аорты в возрасте 67 лет.

Творчество Уильяма Хогарта

Для творческой манеры Хогарта было характерно причудливое переплетение мотивов классицизма и сентиментализма. От классицистов он воспринял стойкий интерес к исторической живописи, хотя к мифологическим сюжетам обращался сравнительно редко. С сентименталистами его объединяло стремление к демократизму и психологизации произведений. Типы на картинах Хогарта словно подсмотрены им в реальной жизни, списаны с натуры. Навсегда сохранив в душе память детства, Хогарт раз за разом возвращался мыслью в те годы, когда семья отчаянно нуждалась. Трудно не уловить его сочувствиям персонажам из простого народа. Хогарт не судит, он размышляет и сопереживает. Совсем иное дело – его картины и гравюры, на которых изображена жизнь представителей высшего света. Здесь художник давал волю сарказму и язвительности, беспощадно вскрывал язвы и пороки современной ему Англии.

Славу Хогарту принесли отнюдь не исторические картины, о чем он так мечтал и к чему стремился всеми силами, а анекдотические и сатирические сценки на злобу дня. Жанр этот до него считался традиционно низким. Хогарт сумел вдохнуть в него новую жизнь, наполнить иным содержанием. В определенном смысле сатиры Хогарта перекликались с некоторыми литературными источниками. Так, некоторые гравюры Хогарта словно являются иллюстрациями к книге его друга – писателя Г.Филдинга – «История Тома Джонса, найденыша». Хогарта отличало и стремление к цикличности, серийности гравюр, чтобы взятые вместе они воспринимались как единое целое.

(1697-11-10 )
Место рождения:
Дата смерти:
Жанр:
Известные работы:
Работы на Викискладе

Биография

Родился в Лондоне в семье учителя. Начальную школу не закончил. Отец умер, и Уильям стал кормильцем в семье. Он поступил в открытую художественную академию, но бросил из-за анатомии. Учился в Хёгле у гравёра Э. Геймбла. С 1720 года посещал занятия в Академии Джеймса Торнхилла , в том же году начал самостоятельно работать как профессиональный художник. Первыми работами Хогарта были книжные иллюстрации, в том числе к сатирической поэме Сэмюэла Батлера «Гудибрас» (1726). Двумя годами позже начал писать маслом групповые портреты небольшого формата и с тех пор постоянно занимался как живописью, так и гравюрой.

Творчество

В 1730-1731 годах Хогарт выполнил серию из шести картин, получившую название « ». Большим успехом пользовались гравюрные оттиски серии, напечатанные в 1732 году. Неизвестно, была ли его модель, написанная на серии картин, вымышленной или реально существовала. Мы видим на этих картинах ярко накрашенную молодую женщину. Сквозь белила, румяна и помаду просвечивает трагическая судьба человека, вынужденного работать в столь непрезентабельной профессии. В то время посетитель публичного дома мог получить любую женщину, заплатив всего шиллинг.

Следующая серия гравюр - «Карьера мота» - была опубликована в 1735 году, а в 1745 году появился знаменитый цикл «Модный брак ». Затем последовали другие серии, среди которых - «Прилежание и леность» (1747), «Четыре стадии жестокости» (1751) и «Выборы» (4 гравюры, 1755-1758). Хогарт выполнил также множество отдельных гравюр, несколько портретов и ряд исторических картин . В 1753 году вышел в свет его трактат «Анализ красоты». В 1757 году Георг II назначил Хогарта главным живописцем; в этой должности он стал преемником Джеймса Торнхилла . В 1764 году художник выпустил свою последнюю гравюру «Конец, или Бездна». В середине 50-х годов XVIII века почти в любой английской лавочке или книжном магазине можно было купить гравюры Уильяма Хогарта. Лучше любых биографов о нём рассказал автопортрет , композиция которого необычна - это «картина в картине».

Тематика

Хогарт наблюдал жизнь людей разного материального достатка, принадлежавших ко всем слоям общества; он был не только талантливым портретистом, но и моралистом, и сатириком. В портретной живописи художник был объективен и прямолинеен, что хорошо заметно в «Портрете капитана Т.Корема» (1740, Лондон, Сиротский приют Корема) и «Портрете Саймона Фрейзера, лорда Ловета» (1746, Лондон, Национальная портретная галерея). В искусстве Хогарта, несомненно, важное место принадлежит юмору. Так, в двух знаменитых гравюрах 1751 г. он противопоставил ужасные последствия, ожидающие тех, кто злоупотребляет дешевым джином «Переулок джина », процветанию и благополучию тех, кто отдает предпочтение английскому пиву «Пивная улица ». Сатирическое изображение жизни эпохи, особенно в сериях «Модный брак» и «Выборы», ставит его в один ряд с великими романистами-сатириками 18 в.

Модный брак

В 1743-1745 годах Уильям Хогарт написал шесть картин из серии «Модный брак» (Лондонская Национальная галерея), остроумно критикующих высшее общество XVIII века. Это предупреждение, показывающее катастрофические последствия опрометчивого брака по расчёту.

См. также

Литература

  • Герман М. Г. Уильям Хогарт и его время. - Л. : Искусство, Лен. отд., 1977. - 226 с. - (Из истории мирового искусства). - 25 000 экз.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 10 ноября
  • Родившиеся в 1697 году
  • Родившиеся в Лондоне
  • Умершие 26 октября
  • Умершие в 1764 году
  • Умершие в Лондоне
  • Художники по алфавиту
  • Художники Англии
  • Художники Великобритании
  • Гравёры Великобритании

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Хогарт, Уильям" в других словарях:

    - (Hogarth) (1697 1764), английский живописец, график и теоретик искусства. Учился у гравёра Э. Геймбла, с 1720 в академии Дж. Торнхилла в Лондоне. Работал в Лондоне, в 1743 и 1748 посетил Францию. В многочисленных сатирических картинах и… … Художественная энциклопедия

    - (Hogarth) (1697 1764), английский живописец, график, теоретик искусства. Основоположник просветительского направления в европейском искусстве. Мастер сатирического бытового жанра, разоблачающего пороки аристократии (серии картин «Карьера… … Энциклопедический словарь

    Хогарт, Уильям - Уильям Хогарт Брачный контракт. ХОГАРТ (Hogarth) Уильям (1697 1764), английский живописец, график, теоретик искусства. Основоположник социально критического направления в европейском изобразительном искусстве. Мастер сатирического бытового жанра … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Хогарт (Hogarth) Уильям (10.11.1697, Лондон, ‒ 25.10.1764, там же), английский живописец, график и теоретик искусства. Учился у гравёра по серебру Э. Геймбла, с 1720 ‒ в академии Дж. Торнхилла в Лондоне. Работал в Лондоне, в 1743 и 1748 посетил… … Большая советская энциклопедия

    - (Hogarth, William) (1697 1764), английский художник, иллюстратор, гравер и теоретик искусства. Родился 10 ноября 1697 в Лондоне. Учился в Лондоне у гравера Э.Геймбла. С 1720 Хогарт посещал занятия в Академии Джеймса Торнхилла, в том же году начал … Энциклопедия Кольера

    Хогарт, Уильям Хогарт, Уильям Автопортрет, 1745 Дата рождения: 10 ноября 1697 … Википедия

    Хогарт, Уильям Автопортрет, 1745 Дата рождения: 10 ноября 1697 Место рождения: Лондон Дата смерти: 26 октября 1764 … Википедия

    Хогарт, Уильям Автопортрет, 1745 Дата рождения: 10 ноября 1697 Место рождения: Лондон Дата смерти: 26 октября 1764 … Википедия

Книги

  • Уильям Хогарт. Альбом , Уильям Хогарт из тех английских художников XVIII века, чей вклад в развитие национальной живописи весьма заметен. Самобытное видение предназначения изобразительного искусства воплотилось у… Категория:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Красноярский государственный педагогический университет

имени В.П. Астафьева

Идеи Просвещения в творчестве Уильяма Хогарта

Ислентьева В.В.

Преподаватель:

Эберхардт М.В.

Красноярск, 2012 г.

Введение

хогарт художник просвещение музей

Уильяма Хогарта можно по праву назвать одним из основоположников нового расцвета английской живописи. Огромное влияние на его творчество оказали идеи философов Просвещения, основной мыслью которых было воспитание человека нравственного путем приобщения к художественному творчеству в том числе. Произведения Хогарта явились правдивым отображением жизни различных слоев английского общества. Картины и гравюры художника отличались высоким мастерством драматического повествования, новаторской самобытностью и оригинальностью художественного решения. Он активно боролся за утверждения реализма и идей гражданственности в искусстве. В своем теоретическом трактате "Анализ красоты". Художник выдвигал положения демократической эстетики реализма. Он резко осуждал лживую льстивость шаблонных светских портретов, приветствовал бытовую живопись, основанную на непосредственном наблюдении и раскрывающую сущность жизненных явлений.

Важную часть творческого наследия Уильяма Хогарта составляют его работы на бытовые и нравоучительные темы. Каждый из его циклов - это развернутое драматическое повествование о человеческих судьбах, это своеобразный вызов обществу, где Хогарт метко и остро показывает социальную среду и типические обстоятельства английской жизни.

Предметом реферата является изучение творчества Уильяма Хогарта и его произведений.

Цель: Рассмотреть творчество У. Хогарта, характер отражения в нем просветительских идей и на основе изученного материала определить значение художника в изобразительном искусстве Англии XVIII века и в истории мирового искусства в целом.

1. Ознакомиться с источниками по данной теме в целях изучения творчества Хогарта.

2. Изучить произведения художника, входящие в коллекции крупнейших музеев мира.

3. Рассмотреть жанровую тематику и стилистические особенности произведений Хогарта отражающих идеи Просвещения.

К 1730-м годам в Англии появляется самобытный и удивительный художник - Уильям Хогарт. У. Хогарт (1697-1764) родился в семье перебравшегося в Лондон сельского учителя. Его отец сначала держал школу в своем селении, затем в Лондоне, а в дальнейшем работал корректором, занимался литературой и оставил несколько работ философического характера, которые не принесли ему материальной обеспеченности.

Живя в семье, которая постоянно находилась в стесненных обстоятельствах, он недолго посещал начальную школу. Затем Хогарт учился у гравера по серебру Эллиса Гэмбла. В мастерской Гэмбла юный Хогарт научился гравировать гербы и орнаменты на серебряной посуде. Но свое призвание Хогарт видел в графике. Ко времени смерти отца (1718) Уильям Хогарт приобрел достаточные технические навыки в работе гравера, чтобы помогать своей семье - матери и сестрам. В двадцать три года он стал посещать художественную школу.

Далее Хогарт стал заниматься самообучением. Он тренировал зрительную память, бегло набрасывая уличные сценки, интересные лица. В Академию он наведывался редко, лишь, чтобы продолжать изучать анатомию. Занимаясь самостоятельно, Хогарт постепенно выработал свой творческий метод, построенный целиком на жизненных впечатлениях.

Первые самостоятельные работы Хогарта в гравюре показывают, как последовательно он проводил в жизнь свой метод, фиксируя сцены и эпизоды, взятые из жизни - на улице, в доме, на прогулке. Уже в эти годы резкая критичность по отношению к самым различным общественным слоям отличает Хогарта.

В 1721 году Хогарт издает гравюру "Пузыри Южного моря" или "Кто кого обскачет", в которой обрушивается на мошенническое акционерное общество "Компания Южных морей". Это гравюра-аллегория, которая рассказывает о темных финансовых махинациях, приведших к разорению множества людей. Художник изображает аллегории "Честности" и "Себялюбия". Толпа людей направляется в дом с вывеской "Лотерея", посередине на карусели кружатся директора акционерной компании. Смысл всей композиции понятен, глядя на памятник с надписью: "Поставлен в память разрушения этого города Компанией Южных морей в 1720 г."

В 1721 году Хогарт выпустил лист "Лотерея". Государство организовывало лотереи с 1711 года, но они не доставляли выгоду тем, кто искал счастья. Художник изобразил массовую сцену игры и поместил над толпой королевские портреты - символ правительства, равнодушно взирающего на этот обман.

В 1720-х годах художник исполнил иллюстрации к сатирической поэме С. Батлера "Гудибрас", высмеивающей нетерпимость и узость взглядов пуритан.

В 1728 году Хогарт пишет картину по мотивам "Оперы нищих" Джона Гэя. Пьеса Гэя - язвительная сатира на английские правительственные круги. Она изображала эпизоды из жизни воров, бандитов и проституток, намекая на их нравы и моральные качества, которые ни чем не отличались от нравов и моральных устоем богачей и аристократов. Работа является предшественницей его нравоучительных серий. В 1729-1730 годах художник выполнил сатирический портрет "Политик", на котором изображен владелец лавки кружев. Он читает газету и не замечает, как загорелась его шляпа. Другая сатирическая картина "Спящие прихожане" (собр. Ф. Кук, Англия, 1728) показывает с юмором проповедника и служителя.

Таким образом, в первый период своей деятельности молодой Хогарт предстает перед нами как человек с рано сформировавшимся мировоззрением, как мастер большой творческой целеустремленности. Уже в ранние годы он делает первые шаги к достижению цели всей жизни - созданию полезных для общества произведений искусства. В этом и проявляется его стремление к идеям Просвещения. Работы того времени показывают, что в листах на злободневные темы Хогарт в какой то мере нашел своих учителей, свой жанр и установил контакт с той публикой, к которой обращался.

В начале 30-х годов 18 века Уильям Хогарт обратился, как он сам писал, к более новому жанру, а именно к писанию и гравированию на современные морализующие сюжеты. "… В этих композициях, - пишет художник, - те сюжеты, которые в равной мере развлекают и развивают ум, естественно, особенно полезны и должны быть, поэтому поставлены выше всего…".

В этих словах - весь Хогарт. Он не думает о прибыльности своего искусства, не желает зависеть от заказчиков и дорожит свободой художника и человека. Хогарт начинает искать новую тему, новую форму. Он идет к открытию, которое даст ему возможность поведать миру нечто важное и которое будет неразрывно связано с общественной задачей искусства - с нравственным воспитанием зрителя художником.

Кроль А.Е. пишет, что в области создания картин "на современные морализующие сюжеты" Хогарт действительно был в Англии пионером. Его желание быть оригинальным полностью осуществилось. Он умел выбрать злободневный современный сюжет и раскрыть его с трезвой иронией и мастерством профессионального драматурга.

В 1732 году Хогарт выпустил серию из шести картин под общим названием "Карьера проститутки" явившуюся важной вехой в его творческом формировании. Серия сделала его знаменитым и утвердила за ним репутацию "самого полезного художника". Серия картин "Карьера проститутки", как пишет Кроль А.Е., была первым в буржуазной Англии манифестом, выразившим на языке изобразительного искусства нравственные идеи, уже ранее провозглашенные философией и литературой. Она касалась тех моральных представлений и тех сторон жизни, которые до этого времени не входили в сферу английского искусства. Целям художника могло служить массовое искусство, которым являлась гравюра. Хогарт начинает распространять дешевые и доступные для многих гравюры со своих картин, и у него появился обширный круг потребителей. Хогарт обращает свои серии и к высокообразованным людям и к широким слоям населения. Он разговаривает со зрителем простым понятным языком о вещах, способных увлечь и захватить каждого.

Героиня Хогарта - пассивная, робкая девушка, не способная на самостоятельную мысль или смелый поступок, что предопределяет ее дальнейшую судьбу, ее постепенное падение и гибель. Все персонажи являются одновременно представителями реального лондонского общества. Хогарт правдиво и трезво разоблачает ханжество, он подчеркивает лицемерие общества, которое делает Мэри существом все же более высоким, чем ее окружение. Он высмеивает и осуждает праздность, страсть к наживе, лицемерие, которые являются для него отвратительными пороками.

Вскоре после окончания этой серии Хогарт приступил к серии "Карьера расточителя", которая имеет ярко выраженную сатирическую направленность. Цикл картин состоит из восьми картин, действие которых разворачивается на протяжении нескольких лет. "Карьера расточителя" построена менее органично, чем предыдущая серия. Это ряд эпизодов, связанных появлением единственного положительного персонажа - обманутой девушки - служанки, которая пытается спасти своего беспутного любовника.

Одним из лучших сатирических полотен является пятая сцена - женитьба на старухе. Художник резко осуждает лицемерие церковного обряда, который торжественно соединяет двух корыстных людей - разорившегося Тома Рэкуэлла и одноглазую горбунью, стремящихся каждый к своей выгоде. Свадьба не обещает перемен в судьбе расточителя, он продолжает кутить и проматывать деньги жены. Последние две картины этого цикла разоблачают отвратительные и жестокие нравы английских тюрем и больниц во времена Хогарта.

В середине 1730 годов относится одна из наиболее популярных работ Хогарта - серия "Четыре времени суток". На картинах изображены уголки Лондона в разные часы дня. Хогарт часто изображал многие события на фоне лондонских улиц, площадей и переулков. Все четыре Катрины рисуют различные эпизоды из жизни Лондона и создают живое и конкретное впечатление о любимом городе художника. Хогарт раскрывает социальные противоречия, раздирающие жизнь столицы, показывает множество мелких эпизодов и строит свои произведения на контрасте сытых и голодных, работающих и бездельников, нарядных и убогих. Особенно красноречивы в этих сценах дети, то манерные, одетые как уродливые карлики, то рыдающие от горькой обиды или по-взрослому покорно переносящие свои невзгоды. Эта серия - яркий пример непосредственного влияния искусства Уильяма Хогарта на литературу английского Просвещения. Многие фигуры Уильяма Хогарта встречаются в произведениях Филдинга, Свифта, Гэя и других английских писателей первой половины XVIII века.

В первой половине 40-х годов XVIII века Хогарт создает свою самую знаменитую серию "Модный брак". Цикл слагается из отдельных драматических сюжетов. Заглавия сцен раскрывают замысел серии. Хогарт неоднократно называл себя не живописцем, а "автором" серий, желая подчеркнуть этим значение литературного сюжета, положенного в их основу, недаром многие современники оценивают его именно как автора. В картинах этой серии зритель видит острую социальную сатиру, выставляющую на посмеяние общественный слой. Изображая сцены из жизни высшего общества Хогарт показывает не менее уродливого и порочного, страшного и смешного, чем в сценах из жизни бродяг, воров и проституток. Персонажи также как и в предыдущих сериях приобретают портретность. Сюжет Уильяма Хогарта - брак по расчету. Это повесть о женитьбе разорившегося сынка на дочери богатого торговца, явлении весьма обычном в Англии времен Хогарта, о кутежах мужа и о ничем, за исключением любовной интриги, не заполненной жизни жены. История эта заканчивается трагической развязкой - смертью графа, заколотого любовником графини, попадающим за это на виселицу, и самоубийством графини.

Хогарт показал в этом сюжете распространенное явление из жизни английского общества. Жадные до денег и общественного положения отцы, хитрые и корыстолюбивые, ради собственной наживы заключают союз между своими детьми, которые являются для них товаром. Отец невесты покупает себе место в среде знати и не боится переплатить. Жадность, страх, угодливость, воплощены в его лице и фигуре.

В серии "Модный брак" Уильям Хогарт затронул важную социальную проблему, за что его считали моралистом - проповедником идей Просветительства. Художник не наказывает зло. Не страдают жадный отец, пожертвовавший своею дочерью и старый лорд, выгодно женивший сына. Пострадали их дети, которые стали пассивными жертвами безжалостных общественных условий. Судьбу героев определяет в сюжетах Хогарта социальная обстановка. Положительные герои в его картинах очень редки, так как художник видит главное не в торжествующей добродетели и морали, а в утверждении неизбежности пороков и несчастий.

В середине 1740-х годов Хогарт делает попытку провозгласить положительные жизненные ценности. Он начинает серию "Счастливый брак". Но замысел художника не был доведен до конца. Сразу после работы над "Счастливым браком" художник делает еще одну попытку показать наряду с отрицательными типами и печальными судьбами положительных героев и их счастье. Он выпускает серию "Прилежание и леность", в которой художник наиболее пространно развивает свою положительную программу.

Хогарт был сыном своего века, он безжалостно обличал пороки и в тоже время разделял те иллюзии, которые проповедали писатели Просвещения, например Дефо. К таким иллюзиям относилась мысль о том, что счастье и богатство - это награда человеку за добродетель и честный труд. Дефо в романе "Робинзон Крузо" изображает смелого, настойчивого, трудолюбивого героя, который своими руками построил счастье, несмотря на превратности судьбы. В дидактической серии "Прилежание и леность" Хогарт отдает дань этому идеалу времени.

В ряде листов Хогарт намеренно осуждает многие пороки своего времени. Картина семейного счастья прилежного ученика, женившегося на хозяйской дочери, с толпящимися под окнами музыкантами и зеваками, пришедшими на утро после свадьбы приветствовать баловня судьбы, остроумно высмеивает мещанское благополучие добродетельного ученика. А одиннадцатый лист, рисующий возбужденную толпу, собравшуюся на казнь, как на развлечение, кажется горькой насмешкой над законом, превращающим казни в зрелища.

Двенадцать листов "Прилежание и леность" - действительно "морализующий" по замыслу цикл Хогарта. Здесь ясно показано, что художник считал "дурным" и что "хорошим". Уильям Хогарт демонстрировал два пути - путь для достижения почестей и богатства и путь, ведущий к гибели. Характер произведения подчеркивают и цитаты из Священного писания.

В гравюрах "Улица Джина" и "Улица Пива" художник обращается к народу. На этот раз Хогарт выступил как общественный деятель, борющийся с пьянством, которое было настоящим бичом Англии его времени. Это социальное зло усиливалось вместе с ростом нищеты и болезней в среде "низших" классов. Разумеется, не в одном пьянстве коренилась причина нищеты и смертности неимущего населения Лондона, но Хогарт, как и другие передовые умы того времени, не сознавал в чем источник зла. Поэтому художник вместе с другими английскими просветителями направлял всю силу своей критики не на основы социального строя, а лишь на одно из сопутствующих им явлений. Гравюры "Улица Джина" и "Улица Пива" встретили немедленный отклик, и в 1751 году в парламенте прошел акт, запрещающий незаконную продажу джина. Как пишет Уильям Хогарт, на листе "Улица Джина" показаны последствия потребления этого напитка - "… безделье, нищета, бедность и отчаяние, доводящее до безумия и смерти".

Еще одна серия нравоучительного характера была названа Хогартом "Четыре степени жестокости". Она изображает жизненный путь человека, который в детстве мучает кошек и собак, затем истязает лошадей и в итоге становится убийцей. Труп казненного преступника по закону отдается врачам, которые расчленяют его на части.

Последняя значительная серия картин Хогарта - "Выборы в парламент" (около 1754) представляет собой обличие системы выборов. Серия открывается изображением предвыборного банкета, затем показаны как борющиеся партии, не брезгуя никакими средствами, развивают агитацию в захолустном городке, одном из так называемых "гнилых местечек". Далее художник изображает сбор голосов, где голосовать приводят и приносят умолешенных и умирающих. Завершает серию триумфальное шествие кандидата - победителя, которого проносят в кресле по улицам. Между приверженцами и противниками продолжается борьба, мелькают кулаки, и положение героя событий оказывается очень шатким. Злободневная серия состоит из четырех картин, где Хогарт показал, приобретенный в течение многих лет талант и творческую свободу. Эти картины представляют собой сатиру на священные для буржуазной Англии выборы в парламент. В серии "Выборы в парламент" Хогарт с жестокой беспощадностью высмеивает насквозь прогнивший институт, подкуп и мошенничество депутатов, тем самым, давая оценку всей политической системе Англии XVIII века.

Хогарт был, без сомнения, единственным художником, чье искусство сыграло важную роль в становлении английского Просвещения. Он был единственным значительным живописцем-просветителем в Англии и первым - в Европе. Поднимая глубокие нравственные и социальные проблемы, он впервые сделал предметом художественного исследования конкретную, современную ему реальность, причем показал ее не как сюжет для занимательного рассказа, и не как модель для тонких живописных наблюдений, а как часть большого мира, с его вечными трагическими проблемами, обращенными к определенным людям определенной эпохи. При этом он сделал свою живопись эмоциональной, достиг такой виртуозной выразительности мазка, такой напряженности общего колористического эффекта, и порой такого тонкого сплава реальности и фантазии, что многие его произведения заслужили всеобщего признания.

Хогарт оставил несколько сотен произведений живописи и графики. Основное место среди них занимают картины маслом. Славу же Хогарту принесла лишь небольшая часть его произведений - сатирические серии и бытовые сцены, известные и публике и специалистам почти исключительно по гравюрам. Уже в ранние годы Хогарт предстает перед нами, как человек с рано сформировавшимся мировоззрением, как мастер большой творческой целеустремленности. Он стремится создавать полезные для общества произведения. Хогарт брал в качестве материала события из жизни, трактовал их сатирически, давая им оценку и обличая злободневные вопросы современности.

Уильям Хогарт выражал идеи Просвещения языком изобразительного искусства, и искусство его порой взрастало на литературной почве. Серии "Карьера проститутки" и "Карьера расточителя" являются ярким примером сближения искусства Хогарта с литературой Просвещения. Следует отметить, что в его лице английская живопись сближалась не только с передовой английской литературой, но и с театром. В первой половине 40-х годов художник создает свою самую знаменитую серию "Модный брак". Изображая сцены из жизни высшего общества, Хогарт вновь применяет свое оружие - острую социальную сатиру. В серии "Модный брак" художник показывает характерное для Англии этого времени явление - брак по расчету. Он осуждает жадность, корыстолюбие, стремление к наживе, продажность людей, безысходность и безжалостность общественных устоев, неизбежность пороков и несчастий.

Свою положительную программу Хогарт развивает в серии "Прилежание и леность", которая по замыслу художника должна была служить наставлением для трудящихся. Этот цикл посвящен рассмотрению жизни прилежного ученика и ученика ленивого.

Сериями нравоучительного характера являются произведения Хогарта "Улица Джина", "Улица Пива" и "Четыре степени жестокости", осуждающие пьянство, нищету, насилие и жестокость, процветающие на улицах английских городов.

Последняя серия Хогарта "Выборы в парламент" с жестокой беспощадностью высмеивает насквозь прогнивший институт, подкуп, взяточничество и мошенничество депутатов. Серия представляет собой сатиру на священные для буржуазной Англии выборы в парламент.

Своими сериями-хрониками Хогарт прокладывал путь бытовой и политической карикатуре, но мир в его картинах не теряет чувственной прелести, его образы жизненны, подчас реальны. Хогарт сумел показать социальные драмы эпохи прямо и непосредственно, не прибегая к иносказанию.

У художника не было учеников и близких последователей, и более молодые современники не пошли по его пути. И все же его искусство внесло в среду художников дух полемики. Современники, коллеги, оппоненты или враги художника - все они действовали под влиянием хогартовских идей и картин, подражая им или с ними споря.

Серии Хогарта получили широкую известность еще при его жизни, но зачастую публика восхищалась забавностью сюжета, комическим изображением известных лиц, не замечая глубокого сатирического смысла.

О высоких достижениях произведений Хогарта впервые заговорили известные критики Чарлз Лэм, в своей статье "О гении и характере Хогарта", и У. Хэзлитт. В начале XIX века Хогарт у себя на родине не находил достойной оценки. На рубеже XIX и XX веков началась переоценка творчества художника и его гравированные листы стали центром внимания.

Его творчество заглянуло далеко в будущее, где нашло свое достойное место. Демократичные, глубоко проницательные произведения Хогарта, полные беспощадной критичности, по праву входят в сокровищницу мировой культуры эпохи Просвещения.

Список литературы

1. Кроль А.Е. Английская живопись XVI-XIX вв. в Эрмитаже / А.Е. Кроль. - Л.: 1971 г.

2. Герман М.Ю. Уильям Хогарт и его врем / М.Ю.Герман - Л.: 1977 г.

3. Некрасова Е.А. Уильям Хогарт / Е.А. Некрасова. - М.: 1933 г.

4. Хогарт У. Анализ красоты / У. Хогарт. - Спб.: Изд-во "Искусство", - 1958 г.

5. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство / Т.В. Ильина. - М.: изд-во Высшая школа, - 2000. - 368 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Идеи и принципы эпохи Просвещения. История проникновения культурного направления в Россию во время правления Екатерины ІІ. Ознакомление с литературным творчеством наиболее известных представителей эпохи разума - Радищева, Новикова, Вольтера и Гете.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Писатели Д. Дефо, Дж. Свифт, Бомарше, Шиллер и Гете как представители эпохи Просвещения. Краткий сюжет и элементы сатиры в трилогии Д. Свифта "Путешествия Гулливера". Повседневная жизнь в картинах художников Ф. Буше, А. Ватто, У. Хогарта и Шардена.

    презентация , добавлен 27.12.2011

    История музейного коллекционирования. Арт-рынок как система товарного обращения произведений искусства. Самые необычные музейные коллекции мира. Критерии оценки произведений искусства. Участие музеев в аукционах. Антиквариат как подлинный предмет старины.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2009

    Ознакомление с культурным наследием XVIII столетия. Рассмотрение главных ценностей эпохи Просвещения. Особенности Просвещения в странах Европы. Стилевые и жанровые особенности искусства. Век великих открытий и великих заблуждений; культ природы.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2014

    Уильям Моррис: этапы становления мастера. От рождения и до смерти: творческий идеал художника. Мастер живописи и ремесленник: создание корпораций. Основные положения теории синтеза искусств. Организация предметной среды в теории Уильяма Морриса.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2015

    Характеристика искусства эпохи Просвещения, которое пронизано идеями величия Разума, поисками Свободы, Счастья и ставит перед собой задачу привнести в действительность эти идеи, зажечь ими, убедить в них. Особенности нового направления искусства - рококо.

    реферат , добавлен 28.06.2010

    Характерные черты эпохи Просвещения, отличительные черты ее развития в Англии, Франции и Германии. Философская мысль Просвещения. Стилевые и жанровые особенности архитектуры, живописи, музыки, литературы данного отрезка времени, его яркие представители.

    контрольная работа , добавлен 11.06.2009

    Краткий очерк жизни, этапы личностного и творческого становления В. Ван Гога как голландского живописца, рисовальщика, офортиста и литографа, одного из крупнейших представителей постимпрессионизма. Анализ самых известных произведений данного автора.

    презентация , добавлен 25.04.2016

    Европейская культура Нового времени, ее черты: гуманизм и европоцентризм. Философско-эстетические особенности культурного развития эпохи Просвещения. Идеи просветителей и социальные утопии. Научные культурологические концепции эпохи Просвещения.

    контрольная работа , добавлен 24.12.2013

    Эпоха Просвещения и ее прогрессивная роль в эстетическом развитии общества. Эстетика в различных формах Просвещения. Эпоха Просвещения - одна из самых ярких в развитии духовной культуры в Европе. Она многими нитями была связана с Возрождением.


Этот художник был сыном Ричарда Хогарта и Анны Гиббонс. Он родился 10 ноября 1697 года. Уильям был пятым ребенком в семье. Его отец был учителем латыни в школе, и его семья очень полагались на него как на основного кормильца. Однако в 1707 году отец будущего художника основал кофейню, но этот бизнес был убыточным. Ричарда посадили в тюрьму за долги. Он оставался там до 1712 года и, к сожалению, умер всего несколько лет спустя в 1718 году.

Чтобы заработать немного денег, Уильям Хогарт начал учиться и подрабатывать у гравера Эллиса Гэмбла в 1713 году. К 1720 он имел свой собственный бизнес, в основе которого лежало гравирование. Благодаря этой работе Хогарт встретился с художником Джеймсом Торнхиллом и стал постоянным слушателем художественной академии Торнхилла, которая находилась в Ковент-Гарден. Это время было единственным формальным обучением искусству Хогарта. В этот период он создал свою самую ценную работу, серию иллюстраций к произведению Сэмюэла Батлера «Хадибрас». В течение 1720-х годов Хогарт продолжает создавать серию гравюр к сценам из популярных театральных шоу, демонстрируя самые ранние признаки сатирической работы. Такие работы, как «Замысел Компании Южных морей» и «Лотерея», выполненные в 1721 году, показали остроумие Хогарта и помогли установить репутацию Хогарта как художника в Лондоне.

Хогарт создавал свою собственную академию в период с 1735 до 1755 года, и именно она стала важным предшественником Королевской академии, которая была открыта в 1768 году. Начиная с 1731 года, Хогарт изображает то, что стало известным как его «картины современной морали». Они были специально разработаны для копирования в больших количествах и продавались для представителей общественности. Наиболее известной в этой серии является работа «Карьера проститутки». Гравюры Хогарта стали популярными, и они регулярно копировались и продавались без его разрешения. Хогарт использовал свои парламентские контакты, чтобы ввести закон об авторских правах в 1735 году, и таким образом, копирование работ без разрешения стало незаконным. В период между 1740 и 1745 художник сосредоточен на портретах и получает деньги за них от богатой и влиятельной элиты Лондона. Портреты детей Грэхэма выполнены особенно искусно. На протяжении 1730-х и 1740-х годов репутация художника выросла. Вырос и его интерес к социальным и моральным реформам. Работы Хогарта демонстрируют отчетливо пропагандистский тон, направленный на урбанизацию Лондона и проблемы города, связанные с преступностью, проституцией, азартными играми, а также алкоголизмом.

Знаменитый автопортрет 1745 года, который отмечается во многих отношениях как высшая точка карьеры Хогарта, был также художественным манифестом. Он озорно сопоставляет некоторые детали своей жизни. Здесь изображены также: его мопс Трамп и тома великих английских писателей (Уильяма Шекспира, Джона Милтона и Джонатана Свифта).

В 1748 Хогарт создал «Ворота Кале или О, ростбиф старой Англии». Это случилось после насыщенной событиями поездки во французский порт Кале. После входа в порт в качестве туриста художник начал набрасывать эскизы укрепления. Это привлекло внимание французской полиции, которая обвинила его в шпионаже.

По возвращении в Англию Хогарт был на пике своей карьеры и хорошо зарабатывал на своих печатных работах и портретной фотографии. Затем он попробовал свои силы в исторической живописи, но это предприятие не было очень успешным, и он получил много критики.

Хогарт умер в 1764 году в своем доме в Лестере, оставив необычайное наследие. Работая полностью за пределами учреждений академического искусства, он произвел революцию на популярном арт-рынке и показал совершенно новую роль художника. Хогарт стремился создавать произведения большой эстетической красоты. Несомненно, его произведения сделали Лондон лучшим городом для будущих поколений.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «volonterraiona.ru» — Кирпичи. Блоки. Утеплители. Материалы. Изоляция