На финансирование страховой части трудовой. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Добровольные накопительные взносы в ПФР

Формирование пенсионных средств осуществляется за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Для выяснения вопроса о порядке и источниках финансирования трудовых пенсий п. 1 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» отсылает нас к Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение, одной из целей расходования средств бюджета ПФР является выплата трудовой пенсии.

Бюджет Пенсионного фонда РФ в свою очередь формируется в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» за счет:

1) страховых взносов, в основном к ним относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – часть этих взносов направляется в федеральный бюджет, часть – в бюджет ПФР;

2) средств федерального бюджета, к которым в первую очередь относится часть единого социального налога, перечисляемого из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ;

3) сумм пеней и иных финансовых санкций;

4) доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

5) добровольных взносов физических и юридических лиц, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

6) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Структура трудовых пенсий, установленная Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», предполагает три составные части трудовых пенсий: страховую, базовую и накопительную. Части трудовых пенсий в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании» формируются за счет разных источников финансирования. Финансирование базовой части трудовых пенсий осуществляется за счет средств единого социального налога, финансирование страховой и накопительной части трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют единый объект налогообложения и налоговую базу. Как единый социальный налог, так и страховые взносы уплачивают организации, предприятия и частные предприниматели с заработной платы своих работников, а также с иных положенных работникам вознаграждений за трудовую деятельность, в том числе за трудовую деятельность по договорам гражданско-правового характера. Различаются эти два вида обязательных выплат тем, что единый социальный налог уплачивается за счет средств работодателя, исходя из размеров выплаченной заработной платы, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование взимаются работодателем с доходов работников. Общий размер отчислений в Пенсионный фонд, по взимаемых с доходов работников на обязательное пенсионное страхование, установлен на уровне 14 %.

Статья 238 НК РФ устанавливает перечень средств, которые не подлежат налогообложению и с которых не взыскиваются не только единый социальный налог, но и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Не подлежат налогообложению:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с:

а) возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

б) бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

в) оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

г) оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

д) увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

е) возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

ж) трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

з) выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

б) членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка;

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщикам – финансируемым из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями – в пределах размеров, установленных законодательством РФ;

5) доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации – в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;

6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

8) взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

9) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

10) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта РФ, предусмотренном конституцией, уставом субъекта РФ и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума РФ, референдума субъекта РФ, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума РФ, иных групп участников референдума субъекта РФ, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

11) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

12) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

13) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3 000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период;

14) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в составе расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

15) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Пункт 3 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» регламентирует, что накопительная часть трудовой пенсии устанавливается только при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Основная функция накопительной части трудовых пенсий – защитить от инфляции и увеличивать размер трудовых пенсий. С этими целями устанавливается следующий порядок финансирования накопительной части трудовых пенсий: отчисления на накопительную часть трудовых пенсий поступают в Пенсионный фонд РФ и до поступления на индивидуальные лицевые счета граждан не являются персонифицированными. В период с момента поступления этих средств в Пенсионный Фонд и до момента их перечисления на индивидуальные лицевые счета граждан государство имеет право инвестировать данные накопительные отчисления в доходные активы. Таким способом обеспечиваются защита данных средств от инфляции и увеличение их размеров. После поступления страховых взносов из Пенсионного фонда РФ на индивидуальные лицевые счета граждан эти взносы уже не являются собственностью государства, и государство теряет право на распоряжение ими. С этого момента страховые взносы, перечисленные на финансирование накопительной части трудовых пенсий, являются собственностью гражданина.

Реформа пенсионного законодательства в Российской Федерации продолжается. В конце прошлого года был принят Федеральный закон "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", устанавливающий виды выплат за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица.
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" (далее - Закон N 360-ФЗ), о котором мы сказали выше, за исключением отдельных положений вступит в силу с 1 июля 2012 г.
В связи с принятием и вступлением в силу Закона N 360-ФЗ Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 359-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" внесены изменения в:
- Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ);
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ);
- Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (далее - Закон N 111-ФЗ);
- Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ);
- Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон N 75-ФЗ).
Изменения, внесенные в перечисленные выше Законы, вступят в силу также с 1 июля 2012 г., и далее в статье мы будем приводить нормы законодательства, которые начнут действовать с указанной даты.
Как вы знаете, трудовая пенсия по старости может состоять из страховой части и накопительной части, что установлено п. 2 ст. 5 Закон N 173-ФЗ. Исходя из ст. 2 названного Закона, накопительная часть трудовой пенсии застрахованного лица - это суммы, учитываемые в специальной части индивидуального лицевого счета, а именно: страховые взносы, поступившие за это лицо и направляемые на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, взносы работодателей, уплаченные в пользу застрахованного лица, взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений и доходы от их инвестирования, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии и доход от их инвестирования.
Пенсионные накопления застрахованного лица представляют собой совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета либо на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии по старости, дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного капитала), направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования.
Установление накопительной части трудовой пенсии по старости осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, где и учитываются перечисленные выше средства пенсионных накоплений (п. 3 ст. 6 Закона N 173-ФЗ).
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости с 1 августа каждого года подлежит корректировке исходя из сумм пенсионных накоплений, которые не были учтены при определении величины суммы пенсионных накоплений для исчисления размера накопительной части трудовой пенсии по старости при ее назначении или предыдущей корректировке (п. 8 ст. 17 Закона N 173-ФЗ).
Следующий Закон, к которому мы обратимся, - это Закон N 111-ФЗ. Статьей 31 этого Закона определено, что при формировании накопительной части трудовой пенсии застрахованные лица до обращения за установлением накопительной части трудовой пенсии вправе:
- выбирать инвестиционный портфель управляющей компании, отобранной по конкурсу, либо расширенный инвестиционный портфель государственной управляющей компании или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг государственной управляющей компании;
- отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) и выбрать негосударственный пенсионный фонд в соответствии с Законом N 167-ФЗ. Напомним, что на основании ст. 32 Закона N 167-ФЗ застрахованное лицо вправе отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из ПФР и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд (далее - НПФ) начиная с 1 января 2004 г.;
- отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через НПФ и осуществлять формирование накопительной части трудовой пенсии через ПФР, выбрав инвестиционный портфель управляющей компании, отобранной по конкурсу, либо расширенный инвестиционный портфель государственной управляющей компании или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.
Порядок финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии за счет средств пенсионных накоплений установлен Законом N 360-ФЗ (п. 2 ст. 38 Закона N 111-ФЗ), который, как мы уже отмечали, за исключением отдельных положений вступит в силу с 1 июля 2012 г.
Виды выплат за счет средств пенсионных накоплений определены п. 1 ст. 38 Закона 111-ФЗ, ст. 2 Закона N 360-ФЗ, и эти выплаты таковы:
- выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости;
- срочные пенсионные выплаты;
- единовременные выплаты, предусмотренные Законом N 360-ФЗ;
- выплаты в случае смерти застрахованного лица правопреемникам застрахованных лиц в случаях, установленных Законом N 173-ФЗ.
Застрахованное лицо имеет право обратиться за назначением первых трех названных выше выплат к тому страховщику, у которого застрахованное лицо на день обращения за назначением соответствующей выплаты формирует пенсионные накопления (п. 1 ст. 3 Закона N 360-ФЗ). Размер этих выплат определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в ГПФ или НПФ, на день, с которого назначается соответствующий вид выплат (п. 3 ст. 3 Закона N 360-ФЗ).
Причем застрахованное лицо вправе по своему выбору получить указанные средства в виде срочной пенсионной выплаты, выплачиваемой в течение 10 лет со дня ее назначения или в составе накопительной части трудовой пенсии по старости (п. 2 ст. 3 Закона N 360-ФЗ). Лица, указанные в ст. 4 Закона N 360-ФЗ, при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, имеют право на получение указанных средств в виде единовременной выплаты (п. 4 ст. 6 Закона N 173-ФЗ).
Напомним, что пенсионный счет накопительной части трудовой пенсии - это форма индивидуального аналитического учета в НПФ, отражающая движение средств пенсионных накоплений, включая отдельно движение средств взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", и отдельно движение средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", начисление и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованному лицу, а в случае смерти застрахованного лица до ее назначения - выплаты правопреемникам (ст. 3 Закона N 75-ФЗ).
Итак, право на получение единовременных выплат имеют следующие категории застрахованных лиц (ст. 4 Закона N 360-ФЗ):
- лица, получающие трудовую пенсию по инвалидности или трудовую пенсию по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые не приобрели права на установление трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, - по достижении мужчинами возраста 60 лет, а женщинами - 55 лет. Напомним, что единовременная выплата средств пенсионных накоплений лицам, не приобретшим права на трудовую пенсию по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, является обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию, что установлено п. 1 ст. 9 Закона N 167-ФЗ;
- лица, размер накопительной части трудовой пенсии по старости которых в случае ее назначения составил бы 5% и менее по отношению к размеру трудовой пенсии по старости (включая страховую и накопительную части), рассчитанному на дату назначения накопительной части трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ, - при возникновении права на установление трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной).
Правила единовременной выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений лицам, которые не приобрели права на установление трудовой пенсии по старости, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 1047.
Формы документов, необходимых для осуществления единовременной выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений лицам, которые не приобрели права на установление трудовой пенсии по старости, утверждены Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 8 февраля 2010 г. N 66н.
Правила единовременной выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств пенсионных накоплений лицам, которые не приобрели права на установление трудовой пенсии по старости, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 1048.
Срочная пенсионная выплата осуществляется застрахованным лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования, при возникновении права на установление трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной) (п. 1 ст. 5 Закона N 360-ФЗ).
Чтобы определить размер срочной пенсионной выплаты, необходимо сумму средств пенсионных накоплений, учтенных в ПФР или в НПФ, по состоянию на день, с которого застрахованному лицу назначается срочная пенсионная выплата, разделить на количество месяцев периода такой выплаты, которое не может быть менее 120 месяцев (10 лет). Период выплаты застрахованное лицо указывает в заявлении о назначении срочной пенсионной выплаты (п. 3 ст. 5 Закона N 360-ФЗ).
Размер срочной пенсионной выплаты с 1 августа каждого года подлежит корректировке исходя из сумм, которые не были учтены при определении суммы средств пенсионных накоплений для исчисления размера срочной пенсионной выплаты при ее назначении или предыдущей корректировке (п. 4 ст. 5 Закона N 360-ФЗ).
И последний вид выплат за счет средств пенсионных накоплений - это выплаты в случае смерти застрахованного лица правопреемникам застрахованных лиц в случаях, установленных Законом N 173-ФЗ.
Пунктом 12 ст. 9 Закона N 173-ФЗ определено, что в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета (за исключением средств материнского капитала и доходов от их инвестирования), выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в п. 12 ст. 16 Закона N 173-ФЗ.
При этом застрахованное лицо вправе в любое время определить конкретных лиц из числа указанных в п. 12 ст. 16 Закона N 173-ФЗ или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные средства. Чтобы сделать это, застрахованному лицу следует подать соответствующее заявление в ПФР, причем заявление может быть представлено в электронной форме.
Если застрахованное лицо не распорядится своими средствами пенсионных накоплений и не представит такого заявления, средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, будут распределены между ними в равных долях. Выплата производится родственникам, к числу которых относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности:
- в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям);
- во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.
Выплата средств родственникам умершего застрахованного лица одной очереди осуществляется в равных долях. Родственники второй очереди имеют право на получение средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего, только при отсутствии родственников первой очереди. В случае отсутствия у застрахованного лица родственников, эти средства учитываются в составе резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию. При этом специальная часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица закрывается.
Выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в ПФР в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Такой срок установлен п. 3 ст. 38 Закона N 111-ФЗ. Если этот срок будет пропущен правопреемником, он может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица.
Правила выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. N 741.
Отметим, что в порядке, предусмотренном п. 12 ст. 9 Закона N 173-ФЗ, производятся выплаты:
- в случае если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему срочной пенсионной выплаты либо до корректировки ее размера с учетом дополнительных пенсионных накоплений (выплачиваются средства, учтенные в ПФР или в НПФ) (п. 6 ст. 5 Закона N 360-ФЗ);
- в случае если смерть застрахованного лица наступила после назначения ему срочной пенсионной выплаты (выплачивается остаток средств пенсионных накоплений (за исключением средств (части средств) материнского капитала), учтенных в ПФР или НПФ, не выплаченный умершему застрахованному лицу в виде срочной пенсионной выплаты).

Список литературы

1. Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".

Российская газета, 20.08.2004

В извещении о состоянии индивидуального лицевого счета имеется три таблицы. Поясните, пожалуйста, что означает каждая из них, зачем они нужны?

Напомню, что по новому пенсионному законодательству трудовая пенсия состоит из трех частей: базовой (ее обеспечивает государство вне зависимости от трудового вклада человека и финансирует из федерального бюджета), страховой (она зависит от зарплаты и уплаченных с нее страховых взносов в Пенсионный фонд в течение всей трудовой биографии) и, наконец, накопительной. Как раз этими накопительными средствами в отличие от страховой части будущий пенсионер может распорядиться самостоятельно - и прирастить их, передав в доверительное управление частной структуре либо направив в один из НПФ, либо, если нет желания рисковать, оставить в распоряжении государства.

На индивидуальном лицевом счете каждого будущего пенсионера (каждого застрахованного лица) отражаются начисленные и поступившие в Пенсионный фонд страховые взносы на накопительную (первая таблица) и страховую (вторая таблица) часть будущей пенсии. Что касается третьей, нижней таблицы, в ней гражданину дается расшифровка, как распределены поступившие взносы по страхователям (местам работы). Пока - только за 2002 год.

Замечу, что на накопление направляется в среднем пока только 2 процента от фонда оплаты труда работника, а на страховую часть - 12 процентов. Сведения о персонификации средств за 2003 год каждый застрахованный получит в будущем году. Это очень важная таблица: по ней можно определить, какой из ваших работодателей не платил (или не доплатил) пенсионных страховых отчислений с вашей зарплаты.

Сведения о страховых взносах на финансирование накопительной части трудовой пенсии (специальная часть ИЛС)

Наименование показателя

Код строки

Сумма (руб.)

Средства пенсионных накоплений, переданные ПФР в доверительное управление управляющей компании (стр.10=стр.11+стр.12)
- страховые взносы, поступившие в ПФР в 2002 году и отраженные в специальной части ИЛС
- чистый финансовый результат (доход) от временного размещения ПФР страховых взносов, поступивших в ПФР в 2002 году
Страховые взносы, уплаченные ПФР в 2003 году и отраженные в специальной части ИЛС
Итого учтено в ПФР средств пенсионных накоплений в специальной части ИЛС (стр.30=стр.10+стр.20)

Сведения о страховых взносах на финансирование страховой части трудовой пенсии (общая часть ИЛС)

*) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2004 № 141 страховые взносы, поступившие в ПФР в 2002 году, подлежат увеличению на коэффициент индексации в размере 1,177

Сведения о страховых взносах, на финансирование трудовой пенсии, поступивших в ПФР в 2002 году и отраженных на ИЛС

Как проверить правильность сумм отчислений, приведенных в таблицах? Что делать, если данные, полученные у работодателя, не совпадают с данными Пенсионного фонда? Как провести сверку данных и добиться исправления данных, указанных на лицевом счете?

Если вам кажется, что с суммами отчислений что-то не так, первое, что нужно сделать, - это обратиться к работодателю, чтобы уточнить, правильно ли были начислены вам страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Тарифы устанавливаются статьей 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Если данные работодателя не соответствуют суммам, указанным в извещении, необходимо обратиться в территориальный орган ПФР и выяснить, почему это произошло. Возможно, это техническая ошибка. Но гораздо чаще страхователь (ваше предприятие) неправильно применяет тарифы, и в этом случае он обязан доначислить и доплатить страховые взносы, а также представить в ПФ корректирующие формы для исправления данных в лицевом счете.

К сожалению, многие работники просто опасаются выяснять отношения с работодателем - а вдруг возникнут осложнения на работе?

В принципе работник может и самостоятельно проверить данные в извещении. Для этого нужно обратным счетом определить сумму зарплаты, с которой были начислены страховые взносы. Для этого сумма страховых взносов делится на размер тарифа - 14, 2 или 12 процентов. Затем останется только элементарно сравнить полученные суммы с данными, указанными в собственных квитках по зарплате. Но опять-таки, если выявляются несоответствия, - придется официально обращаться и к работодателю, и в пенсионный орган.

Могу подсказать одно: недоплаты (или вообще неуплата) страховых взносов носят обычно массовый характер - они касаются практически всех работников предприятия нарушителя. Поэтому для решения проблемы можно прибегнуть к помощи профсоюза, обратиться в трудовую инспекцию, в суд, наконец. То есть использовать те же формы воздействия на работодателя, которые предусмотрены Трудовым кодексом в случае невыплаты или задержки зарплаты.

Вернемся к таблицам. Во второй из них, той, что отражает поступления средств на страховую часть пенсии, показаны взносы за 2002 и 2003 годы, а также их сумма. Однако взносы за 2002 год должны быть проиндексированы на 17,7 процента, чтобы уберечь пенсионные деньги от инфляции. Тем не менее сумма выведена без учета этой индексации. Почему?

Реальность такова, что предприятия-должники часто переводят страховые взносы с большим опозданием - иногда даже за прошлый или позапрошлый год. Поэтому, отрабатывая технологию, специалисты ПФ решили отражать на индивидуальных счетах конкретные суммы взносов, поступивших в тот или иной период, чтобы работник мог проконтролировать своего работодателя. Реальное же увеличение страховых взносов в рублях, полученное в результате индексации, будет рассчитываться позже - при назначении трудовой пенсии. Но коэффициент индексации (его ежегодно утверждает правительство) мы также указываем в письме. В будущем году, возможно, мы дополним извещение строкой, в которой укажем дополнительно как увеличились страховые взносы за счет их индексации. Это предложение рассматривается.

Теперь - вопросы о накопительной части. В извещении ПФР не сообщается, в какой УК находятся пенсионные накопления. Никакого документа, подтверждающего перевод денег в выбранную управляющую компанию, на руках у гражданина нет. Как узнать: переведены ли деньги в выбранную компанию, не произошло ли ошибки?

В принципе положения Федерального закона от 24.07.2002 №111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и приказа Минфина России от 30.06.2003 № 56н не накладывают на Пенсионный фонд обязанности информировать застрахованных граждан, в какую УК переведены их пенсионные накопления. Но я согласен, что это важная информация, и люди, конечно же, хотели бы ее получить. Но здесь есть сложности: сведения о переводе денег конфиденциальны, разглашать их нельзя. А содержатся они в нашей централизованной базе данных, которая надежно защищена, и региональные отделения доступа к ней не имеют. Поэтому мы прорабатываем сейчас такой вариант: гражданин обращается с запросом в свое территориальное управление ПФ, по электронной почте запрос поступает в Центр, сведения "вынимаются" из базы и направляются в регион, чтобы гражданин мог их получить. Мы сейчас прорабатываем с программистами, как все это лучше сделать. Думаю, решение будет найдено.

В первой таблице в строке 3 указан чистый финансовый результат (проще говоря - доход) от временного размещения страховых взносов, предназначенных для формирования накопительной части пенсии, поступивших в ПФР в 2002 году. Как он рассчитывался?

Есть специальное Положение о порядке чистого финансового результата, утвержденное приказом Минфина России от 30.06.2003 № 55н (зарегистрировано в Минюсте России 21.07.2003, № 4911). Исходя из этого Положения и был рассчитан чистый финансовый результат, а также коэффициент прироста сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, поступивших в ПФР в течение 2002 года. Этот коэффициент составил около 0,40, то есть накопительная часть будущих пенсий приросла в течение 2002-2003 года на 40 процентов. Эти расчеты, выполненные Минфином РФ, утвердило Правительство (постановлением от 15 марта 2004 года). Кстати, эти документы печатала ваша газета.

В письмо вложены два заявления о выборе управляющей компании и о переходе в НПФ. Многие не понимают, нужно ли заполнять одно из заявлений или оба?

Конечно, одно. Вы либо самостоятельно выбираете инвестиционный портфель (управляющую компанию), которая будет вкладывать ваши накопления, либо переходите в негосударственный пенсионный фонд. Если никакого заявления от вас в Пенсионный фонд не поступит, по умолчанию средства останутся либо в ведении государства (ПФР и в государственной управляющей компании), либо в той же управляющей компании, которую вы выбрали год назад.

Как убедиться, что выбранная год назад УК продолжает работать на рынке?

В территориальных органах ПФР, в организациях, с которыми заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, на информационных стендах размещен перечень управляющих компаний, с которыми Пенсионный фонд заключил договоры доверительного управления. Этот список (а также перечень негосударственных пенсионных фондов, допущенных с нынешнего года к участию в обязательном пенсионном страховании) можно увидеть и на нашем официальном сайте www.сайт. Есть он на сайтах наших региональных отделений, на сайте Минфина РФ.
ПФР подписал 63 договора доверительного управления с 55 УК - победителями конкурса, проведенного Минфином в прошлом году, а также с государственной управляющей компанией, назначенной Правительством. Договоры заключены на 5 лет.

Будет ли Минфин проводить новый конкурс по отбору УК и "перетряхивать" список?

Пенсионным фондом 10 августа согласован проект постановления правительства об изменениях в правила проведения конкурса по отбору УК. Например, предполагается ужесточить требования к минимальному опыту УК, ввести требование по наличию у нее опыта по осуществлению деятельности в качестве управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов не менее трех лет на момент подачи заявки на конкурс в 2004 году, не менее четырех лет - в 2005 году, не менее пяти лет - начиная с 2006 года.

Организатором конкурса будет Федеральная служба по финансовым рынкам.
Конкурс состоится, видимо, позже, чем в прошлом году - предположительно 1 октября. Это связано с реформой госорганов исполнительной власти.

Если конкурс состоится, вполне возможно, что количество УК, с которыми Пенсионный фонд заключит договоры доверительного управления, увеличится. Но поскольку срок подачи заявлений будущими пенсионерами ограничен 1 октября, реально выбрать новые УК они смогут только в следующем году.

А что делать, если работник не получил информационное письмо из Пенсионного фонда? Куда обращаться и нужно ли предоставлять какие-либо документы?

Чаще всего такие ситуации возникают по очень простой причине: работодатель, сообщая сведения о работниках в Пенсионный фонд, ошибается с почтовым адресом. Бывает, что и сам работник, переезжая, забывает проинформировать об этом своего работодателя. Если застрахованный гражданин не получил извещения, он имеет право обратиться в свой территориальный орган ПФР по месту жительства или работы. Там по электронному реестру определят, поступило ли в регион на него извещение (проще говоря - не ошиблась ли с доставкой почта). Если извещение было, его найдут в возврате почты и вручат гражданину. Если извещения не окажется - ему выдадут выписку из его индивидуального лицевого счета, в которой будут указаны все находящиеся на индивидуальном лицевом счете сведения.

Отправляясь в ваше управление Пенсионного фонда, не забудьте захватить с собой паспорт (или другое удостоверение личности) и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования - их нужно будет предъявить сотрудникам Фонда.

В заключение я бы хотел обратиться ко всем будущим пенсионерам: лучше сегодня не пожалеть времени и разобраться с тем, как накапливается ваша пенсия, чем через много лет нервничать и расстраиваться при ее начислении. Я советую всем хранить ежегодно рассылаемые нами информационные письма - они помогут вам проверить правильность расчетов сотрудников Пенсионного фонда.

Ирина Невинная

В начале декабря 2012 года сразу несколько федеральных законов внесли изменения в законодательство РФ о страховых взносах. Поправки вступили в силу с 1 января 2013 года, но часть из них начнет действовать с 1 января 2014 года. В настоящей статье специалисты 1С:ИТС рассматривают основные положения, касающиеся изменений в тарифах взносов на пенсионное страхование, на «травматизм», действующие в отношении страхователей-работодателей, а также изменения в порядке исчисления страховых взносов для самозанятых лиц.

Страховые взносы в ПФР

Наиболее значимые изменения внесены Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ в действующее законодательство об обязательном пенсионном страховании. Рассмотрим их подробнее.

Общие тарифы пенсионных взносов

Поменялся порядок распределения пенсионных взносов, уплачиваемых за работников 1967 г. р. и младше, между страховой и накопительной частью пенсии.

Таблица 1

Пониженные тарифы страховых взносов, установленные на 2013 и последующие годы для отдельных категорий страхователей, имеющих право на их применение в соответствии с законодательством РФ

Период

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

Для лиц 1966 г.р. и старше

Для лиц 1967 г.р. и моложе

Для лиц 1967 г.р. и моложе

В п. 5 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

21 %, из них:

15 %, из них:

5 % - солидарная часть тарифа;

6 % - индивидуальная часть тарифа

21 %, из них:

5 % - солидарная часть тарифа;

19 %, из них:

5 % - солидарная часть тарифа;

В п. 6 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

14 % - индивидуальная часть

6 % - индивидуальная часть тарифа

2014 и последующие годы

14 % - индивидуальная часть

12 % - индивидуальная часть тарифа

2 % - индивидуальная часть тарифа

от 23.08.1996 № 127-ФЗ от 22.08.1996 № 125-ФЗ ; организации и ИП, заключившие соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности, туристско-рекреационной деятельности; организации, осуществляющих деятельность в области IT-технологий (изменения внесены в п. 7 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

8 % - индивидуальная часть

2 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

2014-2017 годы

8 % - индивидуальная часть

6 % - индивидуальная часть тарифа

2 % - индивидуальная часть тарифа

13 % - индивидуальная часть

11 % - индивидуальная часть тарифа

2 % - индивидуальная часть тарифа

20 %, из них:

16 % - индивидуальная часть тарифа

18 %, из них:

4 % - солидарная часть тарифа;

14 % - индивидуальная часть тарифа

2 % - индивидуальная часть тарифа

В п. 9 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

21,6 %, из них:

16 % - индивидуальная часть тарифа

15,6 %, из них:

5,6 % - солидарная часть тарифа;

10 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

23,2 %, из них:

16 % - индивидуальная часть тарифа

21,2 %, из них:

7,2 % - солидарная часть тарифа;

14 % - индивидуальная часть тарифа

2 % - индивидуальная часть тарифа

При этом для работников 1967 г. р. и младше тариф установлен в случае, если они не распорядились своими накоплениями.

В отношении работников 1967 г. р. и младше, которые распорядились своими накоплениями, Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ устанавливаются отдельные тарифы взносов в Пенсионный фонд РФ (см. таблицу 2).

Таблица 2

Пониженные тарифы страховых взносов на 2014 и последующие годы для страхователей, уплачивающих страховые взносы в отношении работников 1967 г.р. и младше, которые распорядились своими накоплениями

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

Сельхозтоваропроизводители и пр. организации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; плательщики ЕСХН; плательщики, производящие выплаты инвалидам I, II или III группы; общественные организаций инвалидов; организации с уставным капиталом, полностью состоящим из вкладов общественных организаций инвалидов с численностью не менее 50 %, долей зарплаты инвалидов в ФОТ - не менее 25 %; учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов (изменения внесены пп. «а» п. 9 ст. 3 Закона № 243-ФЗ в п. 5 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

2014 год - 21 %

15 %, из них:

5 % - солидарная часть тарифа;

10 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

Организации, получившие статус участника проекта «Сколково» (изменения внесены пп. «б» п. 9 ст. 3 Закона № 243-ФЗ в п. 6 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

2014 год и последующие - 14 %

8 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

Хозяйственные общества, созданные после 13.08.2009 бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ ; организации и ИП, заключившие соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности, об осуществлении туристско-рекреационной деятельности; организации, осуществляющие деятельность в области IT-технологий (изменения внесены пп. «в» п. 9 ст. 3 Закона № 243-ФЗ в п. 7 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

2014-2017 годы - 8 %

2 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

2018 год - 13 %

7 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

2019 год - 20 %

14 %, из них:

4 % - солидарная часть тарифа;

10 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

Страхователи, осуществляющие производство и выпуск в эфир и (или) издание СМИ, в т. ч. в электронном виде, исключая рекламные и эротические СМИ (изменения внесены пп. «д» п. 9 ст. 3 Закона № 243-ФЗ в п. 9 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

2014 год - 23,2 %

17,2 %, из них:

7,2 % - солидарная часть тарифа;

10 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

Взносы для временно пребывающих на территории РФ иностранцев

Изменения коснулись перечня застрахованных лиц, а именно - временно пребывающих на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, с которыми заключаются срочные трудовые договоры.

Ранее пенсионные взносы платились с вознаграждений этой категории работников, если с ними заключен срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев. Начиная с 1 января 2013 года страховые взносы на выплаты этим лицам необходимо начислять, если с ними заключен срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Исходя из формулировки, приведенной в новом пункте 1 статьи 7 Закона № 167-ФЗ , можно сделать вывод, что не важно, со сколькими работодателями и на какой срок были у временно пребывающего на территории РФ иностранца (лица без гражданства) заключены срочные трудовые договоры. Если общая продолжительность работы по всем трудовым договорам такого лица составляет шесть месяцев и больше, то в отношении него пенсионные взносы уплачиваются. Взносы на выплаты данной категории работников начисляются по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части пенсии, независимо от года рождения этих лиц (в 2013-2015 гг. - 22 %, начиная с 2016 года - 26 %).

Дополнительные тарифы взносов на пенсионное страхование

С 1 января 2013 года с выплат физическим лицам, которые имеют право на досрочное назначение пенсии, необходимо платить дополнительные пенсионные взносы (п. 11 ст. 3 и п. 5 ст. 6 Закона № 243-ФЗ). Эти взносы перечисляются на страховую часть пенсии и составляют солидарную часть тарифа.

Размеры перечисляемых средств установлены новыми и 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ):

1) в отношении работников, которые имеют право на получение досрочной пенсии по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (занятые на подземных работах и работах с вредными условиями труда и в горячих цехах):


2) в отношении работников, которые имеют право на получение досрочной пенсии по основаниям, указанным в остальных подпунктах пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ :


При этом ограничение предельной величины базы, на которую начисляются страховые взносы, в данном случае не применяется (п. 3 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ и ч. 3 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ). Это значит, что дополнительные страховые взносы на пенсионное страхование начисляются на все суммы, выплачиваемые работникам.

Работодатель освобождается от уплаты дополнительных пенсионных взносов по результатам специальной оценки труда, порядок проведения которой будет установлен отдельным законом (п. 4 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ и ч. 4 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ).

Тарифы страховых взносов «на травматизм»

Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013-2015 гг. не повышаются и остаются на уровне, определенном в статье 1 Федерального закона от 22.12.2005 № 179-ФЗ (ст. 1 Закона № 228-ФЗ). В перечень лиц, которые имеют право платить страховые взносы «на травматизм» в размере 60 процентов от основного тарифа, добавлены предприниматели, выплачивающие вознаграждения работникам инвалидами I, II, или III группы.

Тарифы страховых взносов для самозанятых лиц

  • прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;
  • ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  • ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские и иные подобные учреждения РФ.

Отсутствие деятельности в этом случае необходимо подтверждать документами, которыми, например, могут быть выписка об отсутствии движений по лицевым счетам (если они есть), документ об отсутствии кассовых операций и т. п.

Если в течение указанных выше периодов деятельность все же велась, то взносы уплачиваются в фиксированных размерах пропорционально количеству календарных месяцев «занятости».

Россияне с трудом привыкают к новым изменениям в пенсионной реформе после ее внедрения. Многих пенсионеров и людей, готовящихся стать ими в будущем, интересует один и тот же вопрос: «страховая и накопительная часть пенсии - что это такое и как это понимать?»

Трудовая пенсия и её составляющие

Проведённая в январе 2002 года пенсионная реформа установила, что оплачиваемая нынешним пенсионерам и формируемая последующим пенсионерам трудовая пенсия в России, включает в себя такие составляющие:

  • базовую;
  • страховую;
  • накопительную.

Накопительная часть пенсии рассчитана на лиц более молодого возраста и не является обязательной, так что для большинства трудящихся основные это страховая и базовая компоненты.

Самой маленькой составляющей нашей пенсии считается базовая часть, которая с января 2002 года составляет четыреста пятьдесят рублей ежемесячно. Данная сумма начисляется всем достигшим определённого возраста с учётом пятилетнего трудового стажа как минимум. Главная её функция - обеспечить определённую базисную социальную гарантию. Она ежегодно индексируется, компенсируя при этом негативное влияние инфляционных процессов.

Конечно же, базовой пенсии покуда далеко до прожиточного минимума , но так или иначе, это не то, на что стоит делать расчет грядущим пенсионерам. По состоянию на конец 2013 года базовая пенсионная составляющая насчитывала 3610 российских рублей 31 копейку.

Так что такое страховая часть пенсии и насколько она важна?

Страховая пенсия

Страховую пенсию - возможно сосчитать лично, каждому из нас.

Для того чтобы рассчитывать на страховую пенсию по старости к 2025 году мужчинам и женщинам, 60 и 55 лет соответственно, нужно иметь индивидуальный пенсионный коэффициент более чем 30 баллов и минимальный страховой стаж пятнадцать лет. Согласно данным Министерства труда, такое количество баллов жители России сумеют заработать, если станут перечислять шестнадцать процентов взносов на формирование таковой, в течение пятнадцати лет с двух МРОТ, или на протяжении тридцати – с одного, не делая отчислений на накопительную часть. Величина МРОТ в 2013 году приравнивалась к 5205 рублям.

Основные положения страховой пенсии

Важным качеством страховой части пенсии играет механизм, позволяющий уйти от повальной уравниловки и связать размер трудовой пенсии с объёмом заработной платы и трудовым стажем пенсионера. Существует прямая взаимосвязь размера заработной платы от суммы платежей с неё и, соответственно, размера будущего пенсионного начисления. Другими словами, она напрямую зависит от количества уплаченных страховых взносов в пенсионный бюджет, за весь трудовой период человека.

Все это количество взносов именуется расчётным пенсионным капиталом. Он базируется на части взносов, поступаемых от работодателя. Объёмы выплаченных взносов проходят определённый персонифицированный учёт и закрепляются за каждым застрахованным лицом.

Финансирование страховой составляющей пенсионного пособия и накопление денежных средств для формирования, а также источников для её обеспечения и положенной части при достижении лицом пенсионного возраста происходит следующим образом:

  • сумма платежа суммируется на лицевом счёту гражданина;
  • пенсионный капитал постоянно индексируется, что даёт систематический его прирост;
  • в срок выхода на пенсию, возникшие накопления окончательно индексируются, выверяются и разделяется на среднее расчётное значение периода нахождения гражданином на пенсионном пособии.

По законодательству РФ страховая и накопительная составляющие пенсии рассчитываются отталкиваясь от среднего расчётного периода , который составляет с первого января 2013 года 228 полных календарных месяцев (взамен 216). Такой итог и составляет необходимую сумму ежемесячной пенсионной страховой выплаты, эта сумма может увеличиться, благодаря проведению индексации.

Реформы в области страховой пенсии

Относительно данной части пенсионного отчисления планируются последующие новшества учёта пенсионных прав российских граждан.

Заметим также, что на данную составляющую пенсии будет начисляться шестнадцать процентов от отчислений работодателя, даже в случае отказа гражданином формирования накопительной части , и десять процентов, в случае, если до 2014 года он подаст в пенсионный фонд заявление о решении делать перечисления в негосударственный пенсионный фонд.

Отличия между страховой частью пенсии и накопительной

Основным различием является порядок расходования страховой и накопительной составляющих пенсионного пособия. В отличие от двух других, накопительная часть денежных взносов не входит в распоряжение государства. Хозяин вклада имеет возможность передать её в распоряжение управляющей фирмы пенсионного фонда России (Внешэкономбанку) или другой финансовой организации, имеющей право на формирование пенсии. Но это в том случае, если он ей доверяет и желает значительно повысить размеры своих выплат при окончании своей рабочей деятельности.

Специалисты заявляют про то, что на протяжении десяти пятнадцати лет в пенсионном фонде образуется дефицит денежных средств и возможны сбои с выплатами, в следствии чего пострадает непосредственно страховая часть пенсии, потому что она не сохраняется на персональных счетах людей. Поскольку в конкретный момент дефицита, финансы употребляются с целью возможности необходимых выплат людям пенсионного возраста. Именно в следствии этого, государство пытается привлечь население к более позднему выходу на заслуженный отдых и формированию накопительной составляющей вкладов за счёт страховой части.

Необходимо чётко осознавать, что страховая часть пенсии - это вклады, используемые государством и не предусмотренные для получения дополнительного инвестиционного дохода!

Надо заметить, что пенсионер имеет возможность полностью или частично отказаться от начисления и выплаты страховой части пенсионного пособия.

Конфигурации в страховой пенсии 2015 года

В нынешнем году планируется установить наименьший размер ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент), который является необходимым условием для начисления пенсии , в 6,6 единиц и имеет тенденцию ежегодного прироста на 2,4 единицы, до достижения к 2025 году значения равному тридцати единицам.

Также с 2015 года, пенсия предусматривает учёт периодов жизни граждан , имеющих социальное значение, но при этом не являющиеся страховыми, к примеру, уход за лицом, которому более восьмидесяти лет или срок призывной службы в армии.

Из всех трёх составляющих трудовой пенсии, отличительными свойствами страховой части являются: условно-накопительный характер, финансирование распределительным способом и базирование на принципе солидарности поколений.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «volonterraiona.ru» — Кирпичи. Блоки. Утеплители. Материалы. Изоляция