Св ипполит римский. Цитаты ипполит римский - самое интересное в блогах. На произведении основываются

ИППОЛИТ РИМСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Ипполит Римский (III в.), епископ, богослов, священномученик.

О жизни св. Ипполита уже в IV в. знали мало .

Патриарх Фотий Константинопольский называет св. Ипполита учеником св. Иринея Лионского. Сам св. Ипполит называет себя «преемником Апостолов» и участником в благодати Святого Духа по преемству («Философумены»).

Блаж. Иероним Стридонский в одном из своих писем говорит, что св. Ипполит происходил (род. ок. 170-го или 175-го г.) из римского сословия всадников и до становления священником был римским сенатором. Но достоверность этого свидетельства сомнительна.

Ириней был горячим поборником церк. правоверия и боролся словом и делом с ложными учениями (преимущ. тринитарными). При папе Каликсте I (Каллисте) (217-222 г.) Ипполит отделился от Римской Церкви. Он обвинил папу в послаблении церковной дисциплины и возглавил небольшую группу ригористически настроенных христиан. Его провозгласили епископом Рима . Таким образом, он стал первым в истории Римской Церкви антипапой.

Похоже, раскол продолжался и при приемниках Каллиста Урбане (223 - 230) и Понтиане (230 - 235). В 235 году св. Ипполит и папа Понтиан были сосланы в заточение на остров Сардинию. Там, по-видимому, они и примирились. 28 сентября 235 г. Понтиан отказался от епископского престола. Ипполит также отказался от претензий на римскую кафедру.

Принято считать, что Ипполит скончался в ссылке на о. Сардиния равно как и папа Понтиан, по-видимому, на каторжных работах в рудниках (по др. версии Ипполит умер мученически, по возвращении из заточения, ок. 252 года). Тела их были перенесены и похоронены в Риме в один день — 13 августа 236 или 237 года. Поэтому в Западной Церкви память их обоих 13 августа. Восточная Церковь почитает св. Ипполита как священномученика 30 января.

В Риме св. Ипполиту воздвигли тогда памятник, на котором был высечен список его трудов (найден в 1551).

Были попытки отождествления со св. Ипполитом тех, кто имел такое же имя. Некоторые из них:

Ипполит, податель послания Дионисия александрийского римским христианам (Евсевий. Церковная история VI, 46),

Ипполит, антиохийский пресвитер,

Ипполит пустынник,

Ипполит священномученик (епископ Остии?), пострадавший при Клавдии II (268 - 270),

Ипполит - солдат и тюремщик св. Лаврентия. Он принял христианство и после этого был растоптан лошадьми (память 13 августа).

Св. Ипполит известен как христианский богослов, написавший много сочинений против еретиков. Он - последний крупный римский автор, писавший на греческом, был хорошо знаком с александрийским богословием, прекрасно знал греческую философию и религию.

Им составлены Канон пасхальный, знаменитое сочинение о Христе и Слово об антихристе. Святой Ипполит писал также много толкований на Священное Писание, на Книги Бытия, Исход, Притчи, Екклесиаста, Песнь Песней, на Евангелия от Матфея, Луки, Иоанна, на пророков Исаию, Иезекииля, Даниила, Захарию, на Псалмы Давида и Апокалипсис. Часть его сочинений сохранилась лишь в отрывках. Полностью сохранились слова, посвященные богоявлению и пророку Даниилу.

Возможные причины плохой сохранности его произведений:

Существовали разногласия св. Ипполита с Римскими епископами.

Богословие св. Ипполита не всегда было православным (?).

В то время, когда он действовал в Римской церкви, там уже начинал первенствовать латинский язык. Св. Ипполит писал на греческом.

Литература

Афонасин Е.В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2002

Прот. Валентин Асмус. Патрология (Курс лекций, прочитанных в ПСТБИ в 1995 - 1996 уч. г.)

Прот. Гавриил Кин. Конспект по Патрологии.

Игумен Иларион (Алфеев).Священномученик Ипполит Римский. [Отцы и Учители Церкви III века: Антология. - М.: Либрис, 1996. - Т.2. С. 208-215. ]

Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели (I — V вв.). Учебное пособие по патрологии.

Lightfoot J. B., The Apostolic Fathers

Использованные материалы

http://mystudies.narod.ru/name/h/hippolytus/about.htm

http://www.jmp.ru/svyat/jan30.htm

"Библиологический словарь" священника Александра Меня

http://www.krotov.info/spravki/persons/03person/0236ippo.html

Блж. Иероним. О знаменитых мужах, 61

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона называет его "епископом православного меньшинства римских христиан"

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИППОЛИТ РИМСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИППОЛИТ РИМСКИЙ
    (ум. 258) христианский мученик, пострадавший в Риме в гонение императора Валериана. Был тюремным надзирателем, обращен в христианство священномучеником Лаврентием. Память …
  • ИППОЛИТ в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    (Гипполит) — сын афинского царя Тесея и амазонки Антиопы (или Ипполиты). Отверг любовь мачехи Федры (дочери критского царя Миноса и …
  • ИППОЛИТ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии сын афинского царя Тесея и царицы амазонок Антиопы (варианты: Ипполиты или Меланиппы). Ипполит презирал любовь и славился …
  • ИППОЛИТ в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Сын афинского царя Тесея и Ипполиты, царицы амазонок. Согласно легенде, принял обет безбрачия и посвятил себя служению богине девственности Артемиде. …
  • ИППОЛИТ в Лексиконе секса.
  • ИППОЛИТ в Литературной энциклопедии:
    (герой трагедии Еврипида «Ипполит» (428 г. до н.э.). И.- незаконный сын афинского царя Тесея и Амазонки, прекрасный юноша, чьей …
  • ИППОЛИТ в Литературной энциклопедии:
    в греческой мифологии сын Тезея и амазонки, страстный охотник и почитатель девственной богини Артемиды, избегающий женщин и любви; безуспешно преследующая …
  • ИППОЛИТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Гипполит) в греческой мифологии сын афинского царя Тесея и амазонки Антиопы (или Ипполиты). Отверг любовь мачехи Федры и был оклеветан …
  • ИППОЛИТ ВИШЕНСКИЙ
    иеромонах м-ря Бориса и Глеба в епархии Черниговской; свое путешествие в Иерусалим и на Синай в 1707-9 гг. описал в …
  • ИППОЛИТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Ипполит - сын Тезея и амазонки Антиопы или Ипполиты. Весьма известенмиф о его трагической кончине. Вторая супруга Тезея, Федра, любовькоторой …
  • ИППОЛИТ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ИППОЛИТ в Энциклопедическом словарике:
    в греческой мифологии сын Тесея, искусный охотник, почитатель Артемиды. Отверг преступную любовь мачехи Федры, за это она оклеветала его перед …
  • РИМСКИЙ
    Р́ИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, Италия, осн. в 1303. В 1996 св. 180 тыс. …
  • РИМСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́ИМСКИЙ ПАКТ 1935, серия соглашений, заключённых между П. Лавалем (Франция) и Б. Муссолини (Италия). Муссолини отказывался от притязаний Италии на …
  • РИМСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́ИМСКИЙ КЛУБ, междунар. обществ. орг-ция. Осн. в 1968 с целью исследования развития человечества в эпоху науч.-техн. рев-ции. Объединяет ок. 100 …
  • РИМСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "Р́ИМСКИЙ ВОПРОС", конфликт между Ватиканом и итал. гос-вом, возникший в связи с ликвидацией в 1870 Папской обл. (терр. к-рой стала …
  • ИППОЛИТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИППОЛ́ИТ (Hippolytus) Римский (ок. 170 - ок. 236), христ. писатель и учёный, пресвитер в Риме. Возможно, ученик Иринея Лионского. Автор …
  • ИППОЛИТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИППОЛ́ИТ (Нурроlite) Жан (1907-68), франц. философ. Истолковывал философию Гегеля в духе …
  • РИМСКИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ри"мский, ри"мская, ри"мское, ри"мские, ри"мского, ри"мской, ри"мского, ри"мских, ри"мскому, ри"мской, ри"мскому, ри"мским, ри"мский, ри"мскую, ри"мское, ри"мские, ри"мского, ри"мскую, ри"мское, ри"мских, …
  • ИППОЛИТ
    Принимал душ прямо в …
  • ИППОЛИТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Трагедия …
  • ИППОЛИТ в словаре Синонимов русского языка.
  • РИМСКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) Относящийся к Риму, римлянам, связанный с ними. 2) Свойственный римлянам, характерный для них и для Рима. 3) Принадлежащий …
  • РИМСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    р`имский (от …
  • РИМСКИЙ
    римский (от …
  • ИППОЛИТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Ипполит, (Ипполитович, …
  • РИМСКИЙ в Орфографическом словаре:
    р`имский (от …
  • ИППОЛИТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Гипполит) , в греческой мифологии сын афинского царя Тесея и амазонки Антиопы (или Ипполиты). Отверг любовь мачехи Федры и был …
  • РИМСКИЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    римская, римское. Прил. к Рим. Римский форум. Римский народ. Римское право - свод законов древнего Римского государства. Римская церковь - …
  • РИМСКИЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    римский прил. 1) Относящийся к Риму, римлянам, связанный с ними. 2) Свойственный римлянам, характерный для них и для Рима. 3) …
  • РИМСКИЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1. Относящийся к Риму, римлянам, связанный с ними. 2. Свойственный римлянам, характерный для них и для Рима. 3. Принадлежащий …
  • РИМСКИЙ
    прил. 1. Относящийся к Древнему Риму как к государству, к Риму как к столице Италии и к римлянам, связанный с …
  • РИМСКИЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    прил. Папа …
  • МАВР РИМСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мавр Римский, имя нескольких мучеников Мч. Мавр Римский (+ 283 , память 19 марта), …
  • КИРИАК РИМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кириак Римский, имя следующих лиц: сщмч. Кириак Римский, диакон (IV в., память 7 июня …
  • ИППОЛИТ РИМСКИЙ, МУЧЕНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ипполит Римский (+ 258), начальник и смотритель тюрем в Риме, мученик. Память 13 августа …
  • ИППОЛИТ (ЯКОВЛЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ипполит (Яковлев) (+ 1937), игумен. В миру Яковлев Иван Степанович. С осени 1905 года …
  • ИППОЛИТ (ХИЛЬКО) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ипполит (Хилько) (род. 1955), епископ б. Хустский и Виноградовский. В миру Хилько Алексей Алексеевич, …
  • АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Александр Римский, имя нескольких лиц: Сщмч. Александр I Римский (+ ок. 119 , память 16 …
  • АДРИАН V РИМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Адриан V (Фиески, граф Лаваньи) (ок. 1205 - 1276), папа Римский. В миру Оттобоне …
  • АДРИАН IV РИМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Адриан IV (Брейкспир) (ок. 1100 - 1159), папа Римский. В миру Николай Брейкспир (Nicholas …
  • АДРИАН I РИМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Адриан I (+ 795), папа Римский. Происходил из знатной римской фамилии. Вступил на Римский …

ИППОЛИТ (Ιππόλυτος, Hippolytus) Римский (ум. ок. 235 в Сардинии) христианский богослов, церковный деятель, римский пресвитер, вставший в оппозицию к папе Каллисту (217 222) и его преемникам Урбану и Понтиану. Согласно ряду свидетельств,… … Философская энциклопедия

ИППОЛИТ РИМСКИЙ - ИППОЛИТ РИМСКИЙ (Ἱππόλυτος) (ок. 170 236 н. э.), христианский богослов и церковный деятель, римский пресвитер, автор сочинения «Опровержение всех ересей», в котором имеется доксографический обзор истории греческой философии. История… … Античная философия

ИППОЛИТ Римский - (ум. 258) христианский мученик, пострадавший в Риме в гонение императора Валериана. Был тюремным надзирателем, обращен в христианство священномучеником Лаврентием. Память в Православной церкви 13 (26) августа … Большой Энциклопедический словарь

Ипполит Римский - (Hippolytus) (около170 около 236), христианский писатель и учёный, пресвитер в Риме. Возможно, ученик Иринея Лионского. Автор полемического труда «Обличение всех ересей» и других догматико полемических, апологетических и экзегетических сочинений … Энциклопедический словарь

ИППОЛИТ РИМСКИЙ - свт. (ок.170 ок.236); богослов–ересеолог, один из первых экзегетов, писавших на Западе. О жизни И. уже в 4 в. знали мало (блж.*ИЕРОНИМ. О знаменитых мужах, 61). Он трудился в Риме, но писал по–гречески, образование его носило эллинский характер … Библиологический словарь

ИППОЛИТ Римский (ум. 258) - ИППОЛИТ Римский (ум. 258), христианский мученик, пострадавший в Риме в гонение императора Валериана. Был тюремным надзирателем, обращен в христианство священномучеником Лаврентием (см. ЛАВРЕНТИЙ Римский). Память в Православной церкви 13 (26)… … Энциклопедический словарь

ИППОЛИТ Римский (170-236) - ИППОЛИТ (Hippolytus) Римский (ок. 170 ок. 236), христианский писатель и ученый, мученик, пресвитер в Риме. Возможно, ученик Иринея Лионского (см. ИРИНЕЙ Лионский). Автор полемического труда «Обличение всех ересей» и других догматико полемических … Энциклопедический словарь

Ипполит Римский (святой)

Ипполит - Род: муж. Связанные статьи: начинающиеся с «Ипполит» все статьи с «Ипполит» … Википедия

Ипполит (антипапа) - Мученичество св. Ипполита. Святой Ипполит Римский (около 170 около 235) один из самых плодовитых раннехристианских авторов, мученик, первый антипапа (217/218 235). На Западе праздник в его честь отмечается 13 августа, у православных 30 января.… … Википедия

Книги

  • О Христе и антихристе , Священномученик Ипполит Римский Категория: Общие вопросы православия Издатель: Сибирская Благозвонница , Купить за 73 руб
  • О Христе и антихристе , Ипполит Римский , Священномученик Ипполит Римский - богослов и церковный писатель III века, автор многочисленных догматических и экзегетических трактатов, принявший мученическую кончину на острове Сардиния.… Категория: Религия Издатель:

Святой Ипполит Римский – вероятно грек по происхождению, но родился в Риме, был одним из учеников св. Иринея; еще при папе Зефирине (199–217) сделался пресвитером Римским и в этом сане приобрел себе почетную известность своей ученой деятельностью. Он одинаково хорошо знал и светскую, и духовную науку, был толкователем Священного Писания , защитником христианства против иудейства и язычества, обличителем современных еретиков и ревностным блюстителем церковной дисциплины. Защищая против монархиан различие Отца и Сына во Святой Троице чрез внесения некоторого субординационизма, Ипполит столкнулся с другим видным членом римского клира – Каллистом, который обвинял Ипполита в двубожии. В свою очередь Ипполит подозревал Каллиста в склонности к учению Савеллия Феодота. Сталкивался Иппол. с Каллистом и в вопросе о церковной дисциплине. Ипполит обвиняет Каллиста, этого, по его словам, «обманщика, святотатственного плута и бесстыдного преступника», в чрезмерной снисходительности объясняемой его личной небезупречностью. По словам Иппол. Каллист оказывал сильное влияние и на Зефирина, которого Иппол. аттестует как слабого, недалекого и продажного человека. Между тем при избрании преемника Зефирина верх одержала партия Каллиста, который, став папой, не замедлил осудить как савеллианство, так и двубожие, и еще более смягчить требования церковной дисциплины. Тогда Ипполит совершенно прекратил общение с Каллистом, принял от своих сторонников, по-видимому большей частью христиан-греков, избрание и посвящение во епископа Римского и явился таким образом антипапой. Раскол этот прекратился в 235 г., когда Иппол. вместе со вторым преемником Каллиста Понтианом изгнан был «на чумный остров Сардинию» в рудники. Здесь он и умер. Некоторые (напр. Иванцов-Платонов) думают, что Ипполит вернулся из Сардинии, отправился на восток, познакомился здесь с расколом новатиан, вернулся в Рим с посланием Дионисия Великого и окончил жизнь мученической смертью при Валентиниане или при Клавдие. Но эта гипотеза покоится на недоказанном отождествлении Ипполита Римского с Ипполитом, упоминаемым у Евсевия (Ц. И. VI, 46) и в сирском мартирологе (под 30 января). Тело Иппол. было перенесено в Рим, а затем из Рима в Ст.-Дени. Ипполит был причтен к мученикам и восточной (память 30 января), и западной (13 августа) церковью и даже был почтен в Риме около VI века мраморной статуей, изображающей его сидящим на кафедре, на которой выгравирован список его сочинений и составленный им пасхальный круг. Статуя эта была найдена в 1551 году на дороге Тивуртиевой, на Вероновом поле (снимок ее есть в изд. «Жизнь и труды святых отцов» Фаррара, ч. ИИ-я). Мученическая святого Ипполита в мире с церковью имела следствием то, что произведенный им раскол был забыт очень скоро. Этим и объясняются те спутанные и противоречивые сведения, которые дают о кафедре Ипполита – епископа, жившего и погребенного в Риме, и однако не считаемого епископом Римским, церковные писатели. Евсевий, который первый упоминает о нем, о нем ничего не знает, кроме того, что он был «епископ какой-то церкви где-то». Не знают этого и Епифаний и Иероним. Позднейшие восточные писатели называют его епископом римской гавани, т. е. Порта или Остерии вблизи Рима на Тибре, а западные писатели, разумея под Portus не portus Рима, а Аден, ищут его кафедру в Аравии.

Святой Ипполит был одним из плодовитейших и разносторонних писателей. Неполные еще каталоги его творений у Евсевия (Ц. И. VI, 22), Иеронима (De vir. lll. 61) и на мраморной статуе, а также случайные указания Фотия и других церковных писателей показывают, что он писал по вопросам полемики, апологетики, экзегетики, догматики, хронографии и церковного права. Но из творений Иппол. сохранилась лишь небольшая часть, да и то в отрывках сомнительной подлинности, а большинство их известны лишь по названиям. Важнейшее из приписываемых св. Иппол. творений – это его полемическое сочинение: «Обличение всех ересей». О сочинении Иппол. под таким заглавием упоминают уже Евсевий и Иероним, но до открытия в 1842 году на Афоне рукописи, содержащей почти 8 из 10 книг этого сочинения, известна была под названием «Философумены» лишь первая книга, да и та приписывалась Оригену. Философумены представляют не столько прямое опровержение ересей, сколько их изложение. Автор, справедливо находя близкое соотношение между ересями и философскими учениями дохристианской древности, посвящает первые четыре книги изложению, часто своеобразному, и истолкованию последних, и, что особенно важно, приводит иногда отрывки из сочинений древних философов, до нашего времени не сохранившихся. С пятой книги по девятую излагается учение христианских еретиков, кончая современными Ипполиту ноэтианами и елкезаитами. Десятая книга дает заключительный обзор всех ересей и в заключение призывает все народы принять истинную веру. К отделу полемических принадлежат также сочинения: «Краткое опровержение ересей», упоминаемое в Философуменах, но не сохранившееся, «Гомилии Ипполита на ересь Поэта», из которых сохранилось 18 глав в Ватиканском кодексе, «Главы против Гайя», от которых сохранилось пять отрывков на сирском языке, «К Маркиону» и «Против магов» – сочинения, известные лишь по названиям. Апологетическими произведениями являются два сочинения: «К еллинам и Платону о сущности всего» и «Доказательство к иудеям». От обоих сочинений сохранились значительные отрывки. Самый большой по-видимому отдел творений святого Ипполита составляют толкования Священного Писания , полагавшие вместе с трудами Оригена начало этому роду церковной письменности. Упоминаются следующие его толкования:

1) на шесть дней творения,

2) на книгу Бытия,

3) на Исход,

4) на Руфь,

5) на Псалтирь,

6) на Притчи,

7) на Екклезиаста,

8) на Песнь песней,

9) на пророков Исаию, Иеремию, Иезекииля, Даниила и Захарию,

10) на Евангелия от Матфея, Луки и Иоанна и

11) на Апокалипсис.

Были у него трактаты и об отдельных церковно-исторических событиях: о благословении Валаама, о родителях Самуила, об Аэндорской волшебнице, о талантах, о двух разбойниках. Лишь от некоторых из этих сочинений сохранились отрывки, более других из толкований на Песнь песней и пророка Даниила. Из гомилий в целом виде сохранилась лишь одна: «εἱς ά άγια Θεοφάνεια », но едва ли она принадлежит Иппол. Остальные известны лишь по названиям. К числу догматических сочинений принадлежит сохранившееся вполне произведение Ипполита. «О Христе и об антихристе». В 67 главах этого сочинения автор, находящийся видимо под влиянием св. Иринея Лионского , описывает антихриста самостоятельной личностью, человеком, имеющим произойти из колена Данова и явиться при внешнем подражании полной противоположностью Христу. Сохранились отрывки из «Слова о воскресении и нетлении», сочинения же: «Увещательное слово к Северине», под которой впоследствии разумели вторую жену Гелиогабала Юлию Северу, «Слово о богословии», «О благе и о происхождении зла» и «О домостроительстве» известны лишь по названиям. Два произведения Иппол. относятся к хронографии: «О пасхе» и «Хроника». Но словам Евсевия, первое сочинение состояло из хронологических замечаний и пасхального круга. Вероятно вторая часть его помещена на упомянутой статуе в виде таблицы, указывающей время для празднования Пасхи на 112 лет. В «Хронике», сохранившейся главным образом в латинских переделках, Ипполл. пользовался хронографией Юлия Африкана и «Строматами» Климента Александрийского . Памятниками трудов Ипполита в области церковного права считаются восьмая книга Апостольских постановлений и 38 канонов Иппол., известные лишь в арабской переделке. В каком отношении находятся эти два памятника друг к другу, представляет ли первое сочинение переделку второго, (Ахелис), или второе – сокращение первого (Функ), – решить трудно. Ложно приписываются Иппол. 8 отрывков «О богословии и воплощении», приводимые у Анастасия, апокрисиария римского, рассказ о коринфской девственнице в Лавсаике Палладия, «Слово о конце мира и об антихристе и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа», «О 12 апостолах, и где каждый из них проповедовал и скончался» и «О семи апостолах».

Литература

Перечисление иностранных изданий и литературы см. в «Патрологиии» Барденгевера, стр. 135, и в Энциклопедии Герцога, изд. 3-е, т. VIII, стр. 126– 127. Древнеславянский перевод сочинения Иппол. «О Христе и об антихристе» издан в 1868 г. Невоструев в Москве; издание это есть перепечатка московских изданий 1617 и 1701 года. См. о нем заметку А. Гарнака в «Zeitschr. f. hist. Theol.» 1875. стр. 38 и сл., также у Срезневского – «Сказания об антихристе в славянских переводах творений св. Ипполита», Петербург 1874. Здесь же – 2 книга и часть первой – толкований на пр. Даниила в древнеславянском переводе. Немецкое издание древнеславянского перевода соч. Ипполита об антихристе дано Бонвечем в «Abh. d. Gotting. Gesellsch. d. Viss», том XL, 1895 г. На греческом языке 4 книги этого толкования издал Георгиадес в афинском журнале «Εχχλεσίαστιχή άλειδεια » за 1885, 86 и 88 годы.

В 1898 и 1899 гг. творения Иппол. изданы в новом русском переводе в Казани в двух томах. См. еще об Иппол. Филарет, «Историческое учение», §§ 52–56; А. М. Иванцов-Платонов, «Ереси и расколы трех первых веков», стр. 72 –232, М. 1877; Н. П. Барсова, «Истории первобытной христианской проповеди », Спб. 1885; Фаррар, «Жизнь и труды святых отцов», I, 65, 70; II, 569–574.

ИППОЛИТ РИМСКИЙ (Hippolytus) - бо-го-слов, хри-сти-ан-ский свя-той.

О жиз-ни Ипполита Римского со-хра-ни-лись лишь от-ры-воч-ные све-де-ния. Ро-дил-ся, ве-ро-ят-но, в Ма-лой Азии; там же изу-чал бо-го-сло-вие, эк-зе-ге-зу, ора-тор-ское искусство. Позд-ние ис-точ-ни-ки (пат-ри-арх Фо-тий) на-зы-ва-ют Ипполита Римского уче-ни-ком Ири-нея Ли-он-ско-го. В пон-ти-фи-кат па-пы Зе-фи-ри-на (198-217 годы или 218 год) при-был в Рим, то-гда же был по-став-лен пре-сви-те-ром; около 212 года про-по-ве-ди Ипполита Римского слу-шал по-бы-вав-ший в Ри-ме Ори-ген. При-об-рёл ши-ро-кую из-вест-ность как зна-ток греческого фи-лософского на-сле-дия (пре-ж-де все-го - со-чи-не-ний Ге-рак-ли-та), а так-же как стро-гий рев-ни-тель ор-то-док-сии и внут-ри-цер-ков-ной дис-ци-п-ли-ны. В по-ле-ми-ке с ере-сью мо-нар-хи-ан, стре-мясь под-черк-нуть раз-ли-чие От-ца и Сы-на в Святого Трои-це, Ипполит Римский скло-нял-ся к оче-вид-но-му суб-ор-ди-на-цио-низ-му (что в даль-ней-шем по-зво-ли-ло па-пе Кал-лик-сту об-ви-нить его в двое-бо-жии).

По-сле из-бра-ния Кал-лик-ста гла-вой римской Церк-ви (218 год) пол-но-стью по-рвал с ней об-ще-ние и был из-бран епи-ско-пом греческим мень-шин-ст-вом сво-их сто-рон-ни-ков. Кри-ти-ко-вал по-зи-цию Кал-лик-ста в во-про-се о внут-ри-цер-ков-ной дис-ци-п-ли-не, об-ви-няя его в чрез-мер-ной снис-хо-ди-тель-но-сти к каю-щим-ся греш-ни-кам, объ-яс-няю-щей-ся лич-ной не-безу-преч-но-стью, под-чёр-ки-вал при-вер-жен-ность Кал-лик-ста са-вел-ли-ан-ст-ву. Как пер-вый в ис-то-рии Церк-ви ан-ти-па-па (217-235 годы), Ипполит Римский про-ти-во-сто-ял за-кон-но из-бран-ным пре-ем-ни-кам па-пы Кал-лик-ста - Ур-ба-ну I (222-230 годы) и Пон-циа-ну (230-235 годы). Как и па-па Пон-ци-ан, около 235 года по при-ка-зу императора Мак-си-ми-на был вы-слан из Ри-ма на остров Сар-ди-ния для ра-бо-ты в руд-ни-ках. Со-глас-но тра-ди-ции, на Сар-ди-нии со-стоя-лось при-ми-ре-ние Ипполита Римского и Пон-циа-на, по-сле че-го Ипполит Римский доб-ро-воль-но от-ка-зал-ся от епи-скоп-ско-го са-на, убе-ж-дая сво-их сто-рон-ни-ков вой-ти в ло-но римской Церк-ви. Скон-чал-ся на Сар-ди-нии, в 236 или 237 году пе-ре-за-хо-ро-нен в римском пред-местье Агер-Ве-ра-нус на Виа-Ти-бур-ти-на.

Ан-тич-ные и ран-не-сред-не-ве-ко-вые ис-точ-ни-ки (например, Ев-се-вий Ке-са-рий-ский , «Цер-ков-ная Ис-то-рия», VI, 22; Ие-ро-ним Бла-жен-ный, «О зна-ме-ни-тых му-жах», 61) на-зы-ва-ют Ипполита Римского ав-то-ром зна-чительного чис-ла ши-ро-ко из-вест-ных по-ле-мических, апо-ло-ге-тических, эк-зе-ге-тических, дог-ма-тических и да-же ка-но-нических со-чи-не-ний. Боль-шин-ст-во эк-зе-ге-тических со-чи-не-ний Ипполита Римского, сре-ди ко-то-рых - «Тол-ко-ва-ние на Шес-тод-нев», «О том, что бы-ло по-сле Шес-тод-не-ва», или «На Бы-тие», «Тол-ко-ва-ние на Книге Су-дей», «Тол-ко-ва-ние на Книге Руфь», «Тол-ко-ва-ние Пес-ни Пес-ней», тол-ко-ва-ния на про-ро-ков и др., со-хра-ни-лось лишь во фраг-мен-тах, экс-цер-птах или упо-ми-на-ни-ях других ав-то-ров, в позд-ней-ших пе-ре-во-дах; о не-ко-то-рых со-чи-не-ни-ях из-вест-но толь-ко по на-зва-нию. К эк-зе-ге-тическим со-чи-не-ни-ям Ипполита Римского при-мы-ка-ет так-же его дог-ма-ти-ко-эк-зе-ге-тическое сочинение «О Хри-сте и ан-ти-хри-сте» в 67 гла-вах.

Эк-зе-ге-за Ипполита Римского де-мон-ст-ри-ру-ет тес-ную связь с тра-ди-ци-ей алек-сан-д-рий-ской шко-лы, по-сколь-ку не-ма-ло-важ-ное зна-че-ние в эк-зе-ге-зе Ипполита Римского име-ют прин-ци-пы ино-ска-за-тель-но-го тол-ко-ва-ния. Наи-бо-лее зна-чи-мое по-ле-мическое со-чи-не-ние Ипполита Римского - «Об-ли-че-ние всех ере-сей» (в 10 кни-гах; сохранились кни-ги 1, 4-10), из ко-то-ро-го дли-тель-ное вре-мя бы-ла из-вест-на лишь соб-ст-вен-но 1-я книга - «Фи-ло-со-фу-ме-ны», не-ред-ко при-пи-сы-вав-шая-ся Ори-ге-ну. Со-чи-не-ние яв-ля-ет-ся важ-ным ис-точ-ни-ком по ис-то-рии ран-ней Церк-ви, осо-бен-но за счёт под-роб-но-го, не-ред-ко до-слов-но-го из-ло-же-ния клю-че-вых ас-пек-тов ере-тических уче-ний (мо-нар-хи-ан , са-вел-ли-ан, но-эци-ан, ел-ке-заи-тов и др.), а так-же пред-став-ля-ет ин-те-рес бла-го-да-ря экс-цер-птам из ан-тич-но-го греческого фи-лософского на-сле-дия. Как по-ле-ми-че-ские ха-рак-те-ри-зу-ют-ся так-же со-чи-не-ния: «Крат-кое оп-ро-вер-же-ние ере-сей» (не сохранилось), «Го-ми-лии на ересь Но-эта» (сохранилось 18 глав), «Гла-вы про-тив Гайя» (фраг-мен-ты в сирийском пе-ре-во-де), «К Мар-кио-ну», «Про-тив ма-гов» (не сохранилось).

К апо-ло-ге-тическим со-чи-не-ни-ям Ипполита Римского от-но-сят-ся: «К эл-ли-нам и Пла-то-ну о сущ-но-сти все-го», «До-ка-за-тель-ст-во к иу-де-ям» (из-вест-ны во фраг-мен-тах).

День па-мя-ти в Русской пра-во-слав-ной церк-ви - 30 января (12 февраля); в Рим-ско-ка-то-лической церк-ви - 13 ав-гу-ста.

Сочинения:

Opera / Ed. H. Fabricius. Hamb., 1716-1718. Vol. 1-2;

Migne PG. T. 16; Тво-рения св. Ип-по-ли-та, епи-ско-па Рим-ско-го. Ка-зань, 1898-1899. Вып. 1-2.

ИППОЛИТ РИМСКИЙ (Hippolytus) (около 170 - около 235), богослов, христианский святой.

О жизни Ипполита Римского сохранились лишь отрывочные сведения. Родился, вероятно, в Малой Азии; там же изучал богословие, экзегезу, ораторское искусство. Поздние источники (патриарх Фотии) называют Ипполита Римского учеником Иринея Лионского. В понтификат папы Зефирина (198-217 или 218) прибыл в Рим, тогда же был поставлен пресвитером; около 212 проповеди Ипполита Римского слушал побывавший в Риме Ориген. Приобрёл широкую известность как знаток греческого философского наследия (прежде всего - сочинений Гераклита), а также как строгий ревнитель ортодоксии и внутрицерковной дисциплины. В полемике с ересью монархиан, стремясь подчеркнуть различие Отца и Сына в Святой Троице, Ипполит Римский склонялся к очевидному субординационизму (что в дальнейшем позволило папе Калликсту обвинить его в двоебожии). После избрания Калликста главой римской Церкви (218) полностью порвал с ней общение и был избран епископом греческим меньшинством своих сторонников. Критиковал позицию Калликста в вопросе о внутрицерковной дисциплине, обвиняя его в чрезмерной снисходительности к кающимся грешникам, объясняющейся личной небезупречностью, подчёркивал приверженность Калликста савеллианству. Как первый в истории Церкви антипапа (217-235), Ипполит Римский противостоял законно избранным преемникам папы Калликста - Урбану I (222- 230) и Понциану (230-235). Как и папа Понциан, около 235 года по приказу императора Максимина был выслан из Рима на остров Сардиния для работы в рудниках. Согласно традиции, на Сардинии состоялось примирение Ипполита Римского и Понциана, после чего Ипполит Римский добровольно отказался от епископского сана, убеждая своих сторонников войти в лоно римской Церкви. Скончался на Сардинии, в 236 или 237 году перезахоронен в римском предместье Агер-Веранус на Виа-Тибуртина.

Античные и раннесредневековые источники (например, Евсевий Кесарийский, «Церковная История», VI, 22; Иероним Блаженный, «О знаменитых мужах», 61) называют Ипполита Римского автором значительного числа широко известных полемических, апологетических, экзегетических, догматических и даже канонических сочинений. Большинство экзегетических сочинений Ипполита Римского, среди которых - «Толкование на Шестоднев», «О том, что было после Шестоднева», или «На Бытие», «Толкование на Кн. Судей», «Толкование на Кн. Руфь», «Толкование Песни Песней», толкования на пророков и др., сохранилось лишь во фрагментах, эксцерптах или упоминаниях других авторов, в позднейших переводах; о некоторых сочинениях известно только по названию. К экзегетическим сочинениям Ипполита Римского примыкает также его догматико-экзегетическое сочинение «О Христе и антихристе» в 67 главах. Экзегеза Ипполита Римского демонстрирует тесную связь с традицией александрийской школы, поскольку немаловажное значение в экзегезе Ипполита Римского имеют принципы иносказательного толкования. Наиболее значимое полемическое сочинение Ипполита Римского - «Обличение всех ересей» (в 10 книгах; сохранились книги 1, 4-10), из которого длительное время была известна лишь собственно 1-я книга - «Философумены», нередко приписывавшаяся Оригену. Сочинение является важным источником по истории ранней Церкви, особенно за счёт подробного, нередко дословного изложения ключевых аспектов еретических учений (монархиан, савеллиан, ноэциан, елкезаитов и др.), а также представляет интерес благодаря эксцерптам из античного греческого философского наследия. Как полемические характеризуются также сочинения: «Краткое опровержение ересей» (не сохранились), «Гомилии на ересь Ноэта» (сохранились 18 глав), «Главы против Гайя» (фрагменты в сирийском переводе), «К Маркиону», «Против магов» (не сохранились). К апологетическим сочинениям Ипполита Римского относятся: «К эллинам и Платону о сущности всего», «Доказательство к иудеям» (известны во фрагментах).

День памяти в Русской православной церкви - 30 января (12 февраля); в Римско-католической церкви - 13 августа.

Соч.: Opera / Ed. Н. Fabricius. Hamb., 1716-1718. Vol. 1-2; Migne PG. Т. 16; Творения св. Ипполита, епископа Римского. Казань, 1898-1899. Вып. 1-2.

Лит.: Писарев Л. И. Святой Ипполит, епископ Римский. Казань, 1898.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «volonterraiona.ru» — Кирпичи. Блоки. Утеплители. Материалы. Изоляция