Архитектурные элементы для украшения фасада здания: обзор материалов. Элементы декора зданий и интерьеров: виды и описание Элементы архитектура в деталях

В каждую эпоху бытовал свой подход к декорированию зданий. Используемые зодчими архитектурные элементы подчеркивали стиль и принадлежность к определенной культуре. Эти традиции дошли и до наших дней. Фасады современных построек также украшают различными формами декора, соблюдая стилевое направление.

Немного истории

Дворцовые здания и храмы, возводимые в Древнем Египте и Шумере, имели колонны с элементами лепнины и росписи. В их задачу входило поддержание кровли сооружения. Архитектурные элементы также применялись и в Древней Азии. В процессе расширения границ происходило объединение различных народностей, у каждой их которых был свой взгляд на архитектуру. Со временем стали вырабатываться определенные европейские стили. Элементы разных направлений меняли свои формы, дополнялись новыми чертами, не теряя при этом примет основного архитектурного стиля. Во времена античности декор фасада вытачивался в основном из мрамора. Реже использовался гранит и песчаник. Южная Азия обладает известными сооружениями, имеющими архитектурные элементы, изготовленные из прочного дерева. В настоящее время модно украшать фасады зданий лепным декором.

Виды декора в оформлении фасада

Постройки с применением различных элементов приобретают индивидуальные черты. Архитекторы, используя декор в фасадах, имеют возможность корректировать недостатки постройки, создавать неповторимый и яркий образ здания. При изготовлении элементов используется различный материал, позволяющий подчеркнуть линии и геометрию форм. Чаще всего в современных строениях встречаются такие архитектурные элементы фасада здания, названия которых пришли к нам еще с древних времен - это барельефы, карнизы, колонны, балясины и фронтоны, арки, балюстрады, пилястры и множество других декоративных видов. Рассмотрим, что представляют собой данные элементы.

Обозначения

  • Барельефы. Архитектурные элементы в виде скульптур, изображений, картин, украшающих фасад постройки и выступающих из стен на половину своего объема.
  • Карнизы. Выступающий элемент здания, задача которого отделить крышу от вертикальной стены.
  • Колонны. Опора под карнизом, находящаяся в вертикальном положении. Конструкция напоминает ствол круглого сечения, имеющий наверху расширение.
  • Балясины. Архитектурные элементы такие как балясины, представляют собой небольшие столбики, имеющие резной декор. Используются группой в оформлении ограждений, таких как балконные и лестничные перила и другие конструкции.
  • Фронтоны. Треугольный элемент с двумя скатами по бокам, находящийся над карнизом и завершающий фасад постройки.
  • Арки. Дугообразное перекрытие проема в стене, опирающееся на колонны. Существуют ложные слепой пролет.

  • Балюстрады. Ограждения, состоящие из групп балясин, проходящие вдоль набережной, моста, по краю балкона, крыши. Имеет постаменты для установки декоративных статуй.
  • Пилястры. Декоративный выступ, находящийся в верхней части колонны или стены и имеющий барельефный рисунок.

Материал для изготовления декора здания

Архитектурные элементы фасадов на сегодняшний день изготавливаются из гипса, полимербетона и множества других материалов.

Лепнина из гипса используется при воссоздании архитектурного стиля, такого как ампир, рококо или модерн. Гипс послушен и легко поддается лепке, приобретая неповторимые формы, индивидуализирующие каждое здание, имеющее в декоре фасада лепнину. Гипс применяется для создания фигур и барельефов, украшающих постройку. Этот материал доступен в продаже, и с помощью шаблонов можно самим создать уникальный элемент декора. Важно знать, что фигуры из гипса довольно тяжелые и, установленные на крыше здания, дают внушительную нагрузку на его основание.

Такой материал, как полимербетон, состоит из измельченного гранита, песка и кварцевой муки. Для скрепления материала используются специальные смолы. Преимуществом полимербетона является его легкость и прочность. Чаще всего этот материал используют для имитации природного камня.

Также прочным материалом является стеклофибробетон, устойчивый к природным явлениям и механическим повреждениям. За счет его легкости и простоты появилась возможность заменить элементы, выполняемые старым способом, на новые без существенных изменений.

Искусственные материалы упростили создание сложных составляющих декора. Современные архитектурные элементы просты и легки в установке, что ускоряет работу и снижает их стоимость.

С давних времен и по сегодняшний день для придания любому зданию совершенного вида применяли архитектурные элементы фасада, подчеркивая таким образом индивидуальность постройки и неповторимый ее стиль.

Постройки, в отличие от их создателей и обитателей, именно за счет внешней текстуры фасада здания выражают свою душу, сохраняясь на века в памяти людей.

В наше время благодаря современным технологиям качество используемых материалов для изготовления архитектурных элементов фасадов существенно улучшилось, увеличилось количество применяемых видов, что позволяет архитекторам полноценно реализовать свои задумки, вложив в них свою душу, тем самым подчеркнуть индивидуальность каждого дома.

Колонны, пилястры, балюстрады, арки, карнизы, фрески и другие архитектурные украшения придают зданиям завершенность и полноту, повышая при этом их коммерческую стоимость.

Преимущества архитектурных и декоративных элементов

Фасадные элементы помогают архитекторам воплощать яркие и неповторимые образы, а также визуально корректировать возможные недостатки текстуры фасада здания.

Многообразие форм достигается за счет применения и постоянного усовершенствования передовых технологий, а дешевизна - благодаря использованию более экономичных материалов, чтобы создавать неповторимые архитектурные детали.

Главные преимущества архитектурных элементов

Cохранение или подчеркивание геометрии форм и линейных размеров фасадов, детали производятся быстро или продаются уже заготовками,

Возможность воплощения наиболее невероятных замыслов на стенах здания, высокий уровень устойчивости к физическому, химическому и бактериальному воздействию, отсутствие неприятных запахов;

долгие сроки службы на фасаде здания.

Основные виды архитектурных элементов зданий

Фасад здания сегодня можно отделать разными материалами, создавая определенные декоративные детали и элементы, чтобы украсить и оформить в том или ином стиле постройку.

Независимо от материала наиболее часто применяемыми архитектурными элементами фасадов являются: колонны, карнизы, фронтоны, сандрики, балясина, барельефы, горельефы, фрески на фасаде и другие. Рассмотрим подробней каждый из перечисленных видов.

Карниз представляет собой выступающие элементы, зрительно отделяющие крышу от стен. Выделяют венчающие карнизы, сандрии, эркеры, балконы и лоджии, а также пояски.

Фронтоны - это треугольная часть, являющаяся завершением здания, то есть их применяют для придания стенам завершенного вида под кровельным покрытием. Располагается такая декоративная часть фасада между скатом крыши и карнизом у основания.

Сандрики - это чаще всего увенчанные фронтоном архитектурные элементы, которые устанавливают над окнами дома.

Балясина - это нижняя или верхняя часть фасада здания в виде фигурных столбиков/колонн, используемая для оформления террас, лоджий или балконов.

Барельефы - это выступ в виде различных изображений.

Фрески представляют собой изображение монументальной живописи, используемые непосредственно на поверхностях стен, потолках или сводах.

Обычно такие элементы не применяли для внешнего декорирования, хоть и очень эффектно смотрятся, так как они подвергались вредному воздействию влаги и теряли свой первоначальный вид.

Фасадные фрески

Фасадные фрески различаются между собой в зависимости от применяемой техники: нанесение красок по сырой или сухой штукатурке.

Парапет - это такая часть фасада здания, которая может служить как в качестве ограждения над крышей, так и украшения/дополнения.

Все вышеперечисленные фасадные элементы, а также многие другие можно наглядно рассмотреть на фото.

Особенности отделки фасадов фресками

У многих людей фреска ассоциируется с методами отделки внутренней части интерьера. Сегодня благодаря современным составляющим стройматериалам, такой элемент полноправно занимает место среди внешних архитектурных фасадных элементов.

Фреска фасадная для отделочных внешних работ является изделием революционным, обладающим немалым количеством положительных качеств:

  • она не боится повышенного уровня влажности;
  • ей не страшны косые дожди и заморозки;
  • не влияют перепады температуры;
  • солнечные лучи не портят изображения;
  • не боится мойки от грязи/пыли;
  • устойчива к грибкам и плесени.

Фресковое полотно, используемое для внешнего декорирования, в свой состав включает армированную сетку, которая и удерживает всю поверхность от разрывов, и полимерные элементы, применяемые в красках для стен.

Фресковое полотно может быть различных размеров и необязательно должно содержать эпизодическое действо или портрет. Если, к примеру, верхняя часть будет оформляться фресковым полотном больших размеров, печать декоративного элемента можно исполнить посекторно, а стыки за счет специальных отделочных работ будут вовсе не заметными.

Фресковым полотном очень часто отделывают выступ, поскольку оно тонкое и нетяжелое, в отличие от штукатурок, лепнины и отделочных камней. Отделочные работы внешних фасадов зданий архитектурными фресковыми элементами выполняются очень быстро за счет того, что сразу охватываются большие участки.

Классицизм - художественное и архитектурное направление в мировой культуре 17-19 веков, где образцом для подражания и творческим ориентиром стали эстетические идеалы античности. Зародившись в Европе, течение активно повлияло также на развитие российского градостроения. Созданная в то время классическая архитектура по праву считается национальным достоянием.

Исторические предпосылки

  • Как стиль архитектуры классика зародилась в 17 веке во Франции и одновременно в Англии, естественно продолжив культурные ценности Возрождения.

В этих странах наблюдался подъем и расцвет монархического строя, ценности Древней Греции и Рима воспринимались как пример идеального государственного устройства и гармоничного взаимодействия человека и природы. Идея разумного устройства мира проникла во все сферы общества.

  • Второй этап развития классического направления относят к 18 веку, когда мотивом обращения к историческим традициям стала философия рационализма.

В эпоху Просвещения воспевались идея логичности мироздания и следование строгим канонам. Классические традиции в архитектуре: простота, четкость, строгость - вышли на первый план вместо чрезмерной напыщенности и избытка декоративности барокко и рококо.

  • Теоретиком стиля считают итальянского зодчего Андреа Палладио (другое название классицизма - "палладианство").

В конце 16 века он подробно описал принципы античной ордерной системы и модульной конструкции зданий, а на практике воплотил их при строительстве городских палаццо и загородных вилл. Характерный пример математической точности пропорций - Вилла Ротонда, оформленная портиками ионического ордера.

Классицизм: особенности стиля

Во внешнем виде зданий признаки классического стиля узнать легко:

  • ясные пространственные решения,
  • строгие формы,
  • лаконичная внешняя отделка,
  • мягкая цветовая гамма.

Если мастера барокко предпочитали работать с объемными иллюзиями, которые зачастую искажали пропорции, то здесь доминировали четкие перспективы. Даже парковые ансамбли этой эпохи выполнялись в регулярном стиле, когда газоны имели правильную форму, а кустарники и водоемы располагались по прямым линиям.

  • Одна из основных черт классицизма в архитектуре - обращение к античной ордерной системе.

В переводе с латинского ordo означает "строй, порядок", термин применяли к пропорциям древних храмов между несущими и несомыми частями: колоннами и антаблементом (верхним перекрытием).

Три ордера пришли в классику из греческой архитектуры: дорический, ионический, коринфский. Различались они соотношением и размерами базы, капители, фриза. От римлян достались в наследие тосканский и композитный ордеры.





Элементы классической архитектуры

  • Ордерность превратилась в ведущую черту классицизма в архитектуре. Но если в эпоху Возрождения античные ордер и портик играли роль простого стилистического украшения, то сейчас они вновь стали конструктивной основой, как и в древнегреческом строительстве.
  • Симметричная композиция - обязательный элемент классики в архитектуре, тесно связанный с ордерностью. Реализованные проекты частных домов и общественных зданий были симметричны относительно центральной оси, такая же симметрия прослеживалась в каждом отдельно взятом фрагменте.
  • Правило золотого сечения (образцовое соотношение высоты и ширины) определило гармоничные пропорции зданий.
  • Ведущие приемы декора: украшения в виде барельефов с медальонами, лепные растительные орнаменты, арочные проемы, оконные карнизы, греческие статуи на крышах. Чтобы подчеркнуть белоснежные декоративные элементы, цветовую гамму для отделки выбирали в светлых пастельных оттенках.
  • Среди особенностей классической архитектуры - оформление стен по принципу ордерного членения на три горизонтальные части: нижняя - цоколь, в середине - основное поле, вверху - антаблемент. Карнизы над каждым этажом, оконные фризы, наличники разной формы, как и вертикальные пилястры, создавали живописный рельеф фасада.
  • Дизайн парадного входа включал мраморные лестницы, колоннады, фронтоны с барельефами.





Виды классической архитектуры: национальные особенности

Античные каноны, возрожденные в эпоху классицизма, воспринимались как высший идеал красоты и разумности всего сущего. Поэтому новая эстетика строгости и симметрии, оттеснив барочную напыщенность, широко проникла не только в сферу частного домостроения, но и в масштабы целого градостроительства. Европейские архитекторы стали в этом отношении первопроходцами.

Английский классицизм

Творчество Палладио сильно повлияло на принципы классической архитектуры Великобритании, в частности в работах выдающегося английского мастера Иниго Джонса. В первой трети 17 века он создал Куинс-хаус ("Дом королевы"), где применил ордерные членения и уравновешенные пропорции. С его именем связано и строительство первой в столице площади, выполненное по регулярному плану, - Ковент Гарден.

Другой английский зодчий Кристофер Рен вошел в историю как создатель собора Святого Павла, где применил симметричную ордерную композицию с двухъярусным портиком, двумя боковыми башнями и куполом.

При строительстве городских и загородных частных апартаментов английский классицизм в архитектуре ввел в моду палладианские особняки - компактные трехэтажные здания с простыми и ясными формами.

Первый этаж отделывали рустовым камнем, второй этаж считался парадным - его объединяли с верхним (жилым) этажом при помощи большого фасадного ордера.

Особенности классицизма в архитектуре Франции

Расцвет первого периода французской классики пришелся на вторую половину 17 века во времена правления Людовика Четырнадцатого. Идеи абсолютизма как разумной государственной организации проявили себя в архитектуре рациональными ордерными композициями и преображением окружающего ландшафта по принципам геометрии.

Самые значимые события этой поры - возведение восточного фасада Лувра с огромной двухэтажной галереей и создание архитектурно-паркового ансамбля в Версале.



В 18 веке развитие французского зодчества прошло под знаком рококо, но уже в середине столетия его вычурные формы уступили место строгой и простой классике в архитектуре как градостроительной, так и частной. Средневековую застройку сменяет план, учитывающий задачи инфраструктуры, размещение производственных зданий. Жилые дома строят по принципу многоэтажности.

Ордер воспринимается не как украшение здания, а как конструктивная единица: если колонна не несет нагрузки - она излишня. Образцом архитектурных особенностей классицизма во Франции этого периода считается церковь святой Женевьевы (Пантеон) по проекту Жака Жермена Суфло. Композиция ее логична, части и целое уравновешены, рисунок линий четок. Мастер стремился в точности воспроизвести детали античного искусства.

Русский классицизм в архитектуре

Развитие классического архитектурного стиля в России пришлось на период царствования Екатерины II. В ранние годы элементы античности еще смешиваются с барочным декором, но отодвигают их на задний план. В проектах Ж.Б. Валлен-Деламота, А.Ф. Кокоринова и Ю. М. Фельтена барочный шик уступает главенствующую роль логичности греческого ордера.

Особенностью классики в российской архитектуре позднего (строгого) периода стал окончательный уход от наследия барокко. Это направление сформировалось к 1780 году и представлено работами Ч. Камерона, В. И. Баженова, И. Е. Старова, Д. Кваренги.

Быстрой смене стилей способствовала активно развивавшаяся экономика страны. Расширялась внутренняя и внешняя торговля, открывались академии и институты, промышленные цеха. Появилась нужда в быстрой постройке новых зданий: гостиных дворов, ярмарочных комплексов, бирж, банков, больниц, пансионатов, библиотек.

В этих условиях нарочито пышные и сложные формы барокко обнаружили свои недостатки: большую длительность строительных работ, высокую стоимость и необходимость привлекать внушительный штат квалифицированных мастеров.

Классицизм в архитектуре России с его логичными и простыми композиционными и декораторскими решениями стал удачным ответом на экономические запросы эпохи.

Примеры отечественной архитектурной классики

Таврический дворец - проект И.Е. Старова, реализованный в 1780-х годах, - яркий образец направления классицизма в архитектуре. Скромный фасад выполнен с четкими монументальными формами, внимание притягивает тосканский портик строгого дизайна.

Большой вклад в зодчество обеих столиц внес В.И. Баженов, создавший в Москве Дом Пашкова (1784-1786 гг.) и проект Михайловского замка (1797-1800 гг.) в Санкт-Петербурге.

Александровский дворец Д. Кваренги (1792-1796 гг.) привлек внимание современников сочетанием стен, практически лишенных декора, и величественной колоннады, выполненной в два ряда.

Морской Кадетский корпус (1796-1798 гг.) Ф.И. Волкова - пример образцового строительства зданий казарменного типа по принципам классицизма.

Архитектурные особенности классики позднего периода

Этап перехода от стиля классицизма в архитектуре к ампиру называют александровским по имени императора Александра I. Созданные в промежуток 1800-1812 годов проекты имеют характерные черты:

  • акцентированную стилизацию под старину
  • монументальность образов
  • преобладание дорического ордера (без излишних украшений)

Выдающиеся проекты этого времени:

  • архитектурная композиция стрелки Васильевского острова Тома де Томона с Биржей и Ростральными колоннами,
  • Горный институт на набережной Невы А. Воронихина,
  • здание Главного Адмиралтейства А. Захарова.





Классика в современной архитектуре

Эпоху классицизма называют золотым веком усадеб. Русское дворянство активно занялось строительством новых поместий и переделкой устаревших особняков. Причем изменения коснулись не только зданий, но и ландшафта, воплощая идеи теоретиков садово-паркового искусства.

В этом плане современные классические архитектурные формы как воплощение наследия предков прочно связаны с символизмом: это не только стилистическое обращение к античности, с подчеркнутой парадностью и торжественностью, набором декоративных приемов, но и признак высокого социального статуса владельца особняка.

Современные проекты классических домов - тонкое сочетание традиций с актуальными строительными и оформительскими решениями.

Акведук (лат.) - мост для водопровода.

Аксонометрия - способ наглядного представления трехмерной формы. Размеры изображаемого объекта откладываются по трем осям: высота, ширина, глубина.

Амфитеатр - античная постройка для разнообразных массовых зрелищ, представляющая собой круглый театр без крыши. Вокруг круглой или овальной арены последовательными ярусами поднимаются ряды сидений. В современной архитектуре - наиболее распространенный тип расположения зрительских мест в общественных залах.

Ансамбль - комплекс зданий и сооружений, связанный единым художественным решением.

Антресоль - верхний полуэтаж помещения; верхний полуэтаж в помещении одного из этажей здания.

Анфилада - ряд последовательно примыкающих друг к другу пространственных элементов (помещений, дворов, градостроительных пространств), расположенных на одной оси, что создает сквозную перспективу.

Аппарель (греч.) - пологий подъем или спуск на другой уровень.

Аркада - ряд протяженных арок одинаковых по размеру, форме и очертанию, опирающихся на столбы
или колонны.

Аркбутан (фр.) - полуарка, поддерживающая контрфорс.

Архетип (от греч.) - древнейшие, первичные архитектурные формы этноса.

Архитектурная типология гражданских зданий - классификация зданий и сооружений по определенным признакам: по конфигурации плана, этажности, конструктивному исполнению, функциональному назначению.

Аттик - декоративная стенка, которая размещается над венчающим здание карнизом. На аттике могут быть выполнены надписи, барельефы или роспись.

Базилика - тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечетного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.

Балкон (ит.) - консольная огороженная площадка на фасадах здания.

Балясины - невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.; изготовляются из , камня, металла, мрамора и др. Могут быть плоскими.

Барельеф - один из видов скульптурного изображения на плоскости, выступающего над поверхностью менее чем на половину своего объема. Служит для украшения зданий и монументов, способствуя выразительности их архитектурного образа.

Бельэтаж - первый, высокий этаж здания.

Витраж (архит.) - исторически - остекление оконного проема элементами из цветного стекла, обрамленного свинцовой рамкой, составляющими художественную композицию. В современном языке - большая площадь остекления обычным прозрачным, цветным, тонированным или светоотражающим стеклом.

Волнолом - гидротехническое устройство для защиты от волновых ударов мостовых опор, причалов и т. д.

Гидротехнические сооружения - набережные, плотины, дамбы, шлюзы, каналы и т. д.

Гирлянда - характерная для интерьера архитектурная декоративная деталь с изображением плодов, цветов, листьев, нередко перевитых лентой.

Гостиница - здание для временного размещения людей.

Двери - проемы во внешних и внутренних стенах или ограждающих конструкциях для перехода людей, снабжаются дверными полотнами, в случае необходимости пожаробезопасными, огнестойкими, открываются по направлению эвакуационных потоков.

Дворец (от русск. двор.) - парадное здание, жилище, резиденция высших государственных сановников.

Ендова - желоб, соединяющий два смежных ската кровли, служит для отвода ливнестоков.

Железобетонная колонна - современная несущая конструкция здания.

Здание или сооружение - конструктивная система, состоящая из несущих конструкций, ограждающих конструкций, перекры­тий и систем инженерного оборудования.

Зодчий (др.-русск. XII в.) - производное от «зьдъ» - глина, обо­значало профессию горшечника, строителя из глины, фор­мовщика, созидателя формы.

Золотое сечение - гармоничное соотношение величин, в матема­тическом выражении как 1:1,61.

Изразец - глазурованное керамическое изделие для облицовки обогревательных печей.

Инженерное оборудование зданий - устройство систем, обеспечи­вающих жизнедеятельность и безопасность пребывания в зда­ниях людей.

Кампанила (ит.) - в ит. архитектуре X-XVII вв. отдельно стоящая башня-колокольня: круглая, квадратная или многогранная.

Капитель - верхняя часть колонны, на которую опирается антаблемент.

Кариатида - статуя одетой женщины, поддерживающая антаблемент здания и заменяющая собой колонну или пилястру.

Каркас - система вертикальных и горизонтальных несущих кон­струкций зданий и сооружений.

Картуш (фр.) - декоративный элемент в виде овального свитка для изображения герба или надписи. -

Квадрига - повозка, запряженная четверкой лошадей, символизи­рующая триумф (на фронтонах, триумфальных арках и т. д.).

Кессон I (нем.) - в архитектуре углубление в конструкции потол­ка, образованное пересекающимися балками перекрытия.

Кессон II (нем.) - устройство для ведения подводных гидротехни­ческих и строительных работ.

Клееная деревянная конструкция - конструкция из фрагментов древесины, соединенных между собой клеем.

Клуатр - крытая галерея-обход, обрамляющая прямоугольный двор монастыря или крупной церкви; характерен для романской и готической архитектуры.

Колонна - несущая конструкция, часть деревянного, металличес­кого, бетонного каркаса.

Колоннада - архитектурная композиция в виде ряда или рядов колонн.

Конек - верхнее завершение скатной кровли.

Консоль - горизонтальная конструкция, имеющая одну опору в виде жесткого защемления в стене.

Контрфорс (нем.) - вертикальная наклонная конструкция для погашения горизонтальных усилий.

Конха - полусферическое завершение части здания.

Коринфский портик - выступающая часть здания, образованная несущими перекрытие колоннами коринфского ордера - архитектурной композиции, определенной системы, основанной на художественно оформленной стоечно-балочной конструкции, отличающейся большой торжественностью и богатством декора. Отличительной характерной является высокая капитель, украшенная стилизованными резными листьями аканта, расположенными в два ряда.

Красная линия - условная граница, отделяющая улицы, проезды и площади от застраиваемых территорий.

Крестовый свод - образуется путем пересечения двух сводов цилиндрической или коробовой формы одинаковой высоты под прямым углом. Применялся для перекрытия квадратных, а иногда прямоугольных в плане помещений.

Кровля - внешнее покрытие зданий.

Курдонёр - парадный двор перед главным фасадом дворца или замка, ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями, отделенный от наружного пространства сквозной оградой с воротами. Курдонёры широко распространены в европейской дворцовой архитектуре XVII - первой половины XIX вв. (в России с начала XVIII в.).

Латерна (ит.) - световой проем, завершающий купольное покрытие.

Леса (русск.) - временные конструкции для возведения стен и перекрытий зданий.

Лестничные клетки - конструктивный элемент здания, в кото 1 ром размещены междуэтажные переходы. Л.к. выполняют­ся из несгораемых или защищенных от огня конструкций, должны иметь проемы для естественного освещения.

Лестничные марши - монолитные или сборные конструкции, снаб­женные стандартными ступенями для обеспечения междуэтаж­ных переходов, выполняются из несгораемых материалов.

Ложный купол - прием исполнения купольного перекрытия из кирпича или блоков путем постепенного «напуска» каждого последующего ряда кладки.

Ложный свод - устройство свода путем укладки кирпича или блоков с «напуском» каждого последующего ряда.

Лопатка (русск.) - выступающая часть стены на всю ее высоту, разделяющая стены фасада на прясла. Характерный элемент романской архитектуры и древнерусского зодчества.

Мансарда - этаж, встроенный в чердачное пространство.

Маскарон - декоративная маска животного для украшения фаса­да здания.

Медальон - архитектурное украшение, представляющее собой орнаментальную или изобразительную композицию в круглом или овальном обрамлении.

Мезонин (англ.) - надстройка над частью дома.

Мембрана - плоская конструкция, работающая «на растяжение».

Модульон - архитектурная деталь, поддерживающая выносную плиту карниза коринфского или композитного ордеров, иногда является просто декоративным элементом.

Могильник (археолог.) - захоронение древнего человека.

Могильник (совр. русск,) - место, отведенное для захоронения павших животных.

Модернизация - в архитектуре и строительстве - обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами использования,техническими условиями, показателями качества. Модернизируются как инженерно-конструкционные составляющие, так и общее решение фасадов, весь облик здания. В некоторых случаях модернизируется концепция использования, зданию или целому комплексу застройки придаются новые функции.

Модульон (франц. от лат.) - вид декоративной консоли карниза в виде волюты.

Мол - выступающая в море искусственная стена для ограждения акватории порта от открытого моря.

Монтаж - процесс возведения здания или сооружения; строитель­но-монтажные работы.

Мотель - гостиница с автопарковкой для гостей, использующих личный автотранспорт.

Накат (русск.) - сплошной настил из круглого леса над помещением.

Наличник - декоративный элемент, обрамляющий оконный или дверной проем.

Настил - конструкция из материалов, пригодных для устройства поверхности пола, кровли и т. д.

Нервюра (фр.) - профилированное ребро готического свода.

Несущие конструкции - конструкции, воспринимающие верти­кальные и горизонтальные нагрузки.

Неф (фр.) - пространство в здании базиликального типа в пролете между двумя рядами колонн.

Нивелир - геодезический инструмент для измерения горизонталь­ных углов и относительных уровней частей здания.

Ниша (фр.) - прямоугольное или полуциркульное углубление в стене.

«Нулевой» цикл - объем строительно-монтажных работ или кон­струкций здания, размещенные ниже перекрытия пола пер­вого этажа.

Облицовка - нанесение декоративного слоя отделки на внутрен­ние или внешние поверхности конструкций.

Оболочка - тонкостенное, сложной кривизны покрытие зданий и сооружений.

Обрешетка - конструкция для закрепления кровельного настила.

Огнестойкость конструкций - способность материала конструк­ций не терять несущую способность и устойчивость при пря­мом воздействии огня в течение нормативного времени.

Ограждающие конструкции - конструкции, защищающие зда­ние от внешней среды.

Окна - световые проемы во внешних стенах или ограждающих конструкциях.

Ордер (др.-греч.) - порядок, стиль.

Ордерность - подчинение системе ордера - архитектурной композиции и определенной системы, основанной на художественно оформленной конструкции здания. Ордер состоит из пьедестала, колонны, включающей базу и капитель, и антаблемента, включающего фриз и карниз.

Ориентация здания - размещение здания на плане относительно сторон света.

Основание - грунт, на который опирается фундамент постройки.

Отвес - строительный инструмент для проверки вертикальности конструкций.

Офорт - разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»). Известен с начала XVI века.

Павильон - легкая постройка.

Падуга - плавный переход от плоскости потолка к плоскости стены.

Палаты (лат.) - дворцовые помещения; русск. богатые каменные или деревянные строения в несколько этажей.

Палаццо (ит. от лат.) - дворец, дворцовая постройка, от Пала­тин - наименования одного из холмов античного Рима, на котором возводились дворцовые постройки римских импе­раторов. Распространенная жилая постройка для богатых жителей итальянских городов в эпоху возрождения (XV- XVII вв.).

Палестра - публичная школа для гимнастических упражнений молодых римлян. Палестры имели открытые
площадки, беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны.

Пальметта (ит.) - вид растительного орнамента с изображением пальмовых листьев.

Памятник археологии - места расселения древнего человека, места захоронения, руины древних поселений, укреплений, построек различного назначения, имеющих возраст более 1000 лет.

Памятник архитектуры - произведение архитектуры, обладаю­щее научной, художественной и культурной ценностью.

Памятник градостроительства - архитектурные ансамбли, насе­ленные пункты, сохраняющие древнюю планировочную структуру кварталов, дорог, городских улиц.

Памятник истории - ландшафт, сооружение, населенное место или его часть, являющиеся местом исторических событий или явлений.

Памятник культуры - ландшафт, сооружение, населенное место или его часть, связанные с этапом или явлением в развитии мировой, континентальной или государственной культуры.

Памятники природы - природный ландшафт, сохраняющий уни­кальные или типичные проявления природы, ценные в науч­ном, культурно-познавательном и эстетическом отношении.

Пандус (нем.) - наклонный подъем на уровень этажа.

Панель - конструкция ограждения или перекрытия.

Парапет (фр. от ит.) - букв, защита груди; ограждение верхней части моста, набережной, здания, сплошное и решетчатое, высотой не выше уровня груди человека.

Паркан (лат.) - пространство между внутренними и внешними стенами.

Паркет (фр. от лат.) - первоначально огороженное возвышенное место; совр. материал для лицевого покрытия пола из мерно- размерных деревянных пластин твердых пород древесины.

Паркинг - место парковки автомобилей.

Парсэна (от лат.) - условное изображение лица; наименование в направлении русской портретной живописи XVII в.

Парус, пандатив - часть свода, элемент купольной конструкции, посредством которого осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному перекрытию или его барабану. Парус имеет форму сферического треугольника с вершиной, опущенной вниз. Разновидности парусной конструкции:

  • балочный;
  • консольный;
  • сталактитовый;
  • ступенчато-консольный;
  • ступенчато-нишевый;
  • арочный;
  • конусный (тромп);
  • арочно-сводчатый;
  • воронкообразный;
  • сетчато-гуртовой;
  • конховый;
  • ступенчато-арочный;
  • сферический.

Пассаж (фр.) - тип здания с верхним светом.

Патио (исп.) - внутренний двор жилого дома.

Перегородки - внутренние ненесущие стены, разделяющие про­странство этажа на отсеки или комнаты.

Передняя (рус.) - помещение в богатом жилом доме, служившее для приема посетителей.

Передувка (рус.) - передняя стенка плавильной печи.

Перекрытие - горизонтальная несущая конструкция, завершаю­щая этаж.

Перекрытия - междуэтажные конструкции, несущие распреде­ленную или сосредоточенную нагрузку от людей и оборудова­ния, располагаемого на этажах здания, должны обладать нор­мируемой степенью огнестойкости и пожарной безопасности. Перемычка - конструкция для перекрытия проемов в стене здания.

Переруб (рус.) - внутренняя бревенчатая стена для погашения распора вытянутой в длину постройки.

Перила - ограждение лестниц, проемов.

Периферия (греч.) - внешняя часть чего-либо.

Перун, пирун (греч.) - игла, короткий металлический стержень, закладываемый в пазы соседних каменных блоков для их скрепления. Пазы заливались свинцом.

Петроглифы - высеченные в скалах рисунки и знаки, сценки.

Пид (укр.) - чердак.

Пи Tin я пт - навес, свес, вынос карниза в народном жилище.

Пилястра (фр. от лат.) - половина или четверть прямоугольной колонны.

Плафон (фр.) - поверхность потолка с круглым или овальным элементом.

Плац (нем. от лат.) - площадь.

Плинфа (гр.) - большеразмерный плоский квадратный или пря­моугольный кирпич, применялся в древнеримской и византийской строительной технике.

Плотник (общеслав.) - мастер грубой обработки древесины.

Площадка лестничная - конструкция, соединяющая лестничные марши.

Площадка строительная - место, территория, отведенная для стро­ительства здания.

Площадь застройки - площадь первого этажа по габариту вне­шних стен.

Пневматические воздухоопорные конструкции - конструкции на основе избыточного давления.

Пневмостержневые конструкции - конструкции на основе избы­точного давления.

Побий (укр.) - все типы деревянной кровли.

Повал (рус.) - расширяющийся вверху сруб деревянной постройки.

Повалуша (рус.) - в русской деревянной архитектуре башня в комплексе жилых хором XII-XVII вв.

Подвалина (рус.) - основание сруба, нижний венец, выполнен­ный из более могучих бревен. Отсюда - подвал, нижний этаж жилой или хозяйственной постройки.

Подворье (рус.) - постоялый двор, съезжая изба, позже гостиница.

Подзоры - деревянные доски с глухой, чаще сквозной резьбой, окайм­ляющие свесы кровли, карнизы, избы, веранды, галереи.

Подошва фундамента - опорная (нижняя) часть фундамента.

Подпружные арки - арочные конструкции, на которые опирают­ся конструкции перекрытий.

Подстропильные балки - балки, на которые опирается стропиль­ная система скатного покрытия.

Порт (морской, речной) (фр. от лат.) - место для приема и обслу­живания речных и морских судов.

Порта (лат.) - ворота городские, военного лагеря.

Портал (нем. от лат.) - главный вход.

Портик (лат.) - крытая галерея в архитектуре античного Рима.

Портфнетр (фр.) - французский балкон, ложный балкон.

Порядная (рус.) - письменный или устный договор на выполне­ние строительных работ.

Посом (карельск.) - крыша, кровля, навес.

Потолок (вост.-слав.) - родственное полу, завершение этажа.

Правило (рус.) - деревянная или металлическая рейка до 2 м длиной для проверки лицевой кладки стены.

Приведенные затраты (в строит.) - сумма единовременных зат­рат на строительство и эксплуатацию здания или сооружения с учетом срока амортизации.

Привязка - вынос проекта здания на территорию строительства.

Природное наследие - согласно Конвенции ЮНЕСКО от 1972 г. к П. н. отнесены природные ландшафты, геологические и фи­зиографические образования и природные достопримечатель­ные места.

Прихожая - первая комната в доме.

Продухи (рус.) - отверстия для вентиляции в конструкциях стен.

Пьедестал (фр., ит.) - букв, место ноги. Подножие колонны, скуль­птурного произведения.

Пьяцетта (ит.) - небольшая площадь в итальянских городах.

Пята - опора арочного свода.

Рама - строительная конструкция.

Рампа - часть здания; пристроенная к зданию площадка, открытая или с навесом, на одном уровне с полом первого этажа поме­щения (±0.000) для удобства погрузочно-разгрузочных работ.

Ранд-балка - главная балка.

Раскат (рус.) - насыпь для установки пушек.

Раскреповка - небольшой выступ или излом архитектурного элемента.

Раскос - диагональный элемент формы.

Распор - горизонтальное направление усилия, образующееся в опор­ной части арочной, сводчатой или наклонной конструкций.

Ратуша (польск. или нем.) - светлый дом.

Реверберация (лат.) - отражение: в акустике многократное отра­жение и постепенное затухание звука в помещении или от­крытом пространстве.

Редут - Замкнутое полевое укрепление из земляных валов.

Рекреация (нем.) - зона отдыха.

Рельеф (фр. от лат.) - скульптурная композиция на плоскости. Барельеф - низкий рельеф, горельеф - высокий рельеф.

Реновация - процесс улучшения структуры. Реновация в строительстве - это процесс замещения изношенных конструкций, оборудования зданий. Реновация в городской застройке - принудительное освобождение территории (снос зданий и сооружений, извлечение из подземного пространства инженерных коммуникаций, сетей и др.) для обеспечения нового строительства, вне зависимости от степени сохранности расположенных на ней строений (термин Н. С. Веденеева и Т. Г. Маклаковой, применен к строительному переустройству В. И. Ресиным в директивных документах Правительства Москвы).

Ретрашемент (фр.) - внутренняя дополнительная ограда в крепости.

Ригель (нем.) - перемычка между колоннами для опирания кон­струкций перекрытия этажа.

Ризалит (фр.) - выступающая часть здания.

Роза (фр.) - вид круглого окна в центральном нефе готической постройки, остекленного витражом.

Розетка - декоративный архитектурный орнамент, закомпонован- ный в круг.

Рокайль (фр.) - декоративный архитектурный орнамент в виде раковины. Элемент характерен для «Рококо».

Ростверк (нем.) - плита или лента, опирающаяся на свайный фундамент.

Ростра (лат.) - носовая часть судна, обычно украшенная объем­ным изображением женской полуфигуры.

Ротонда (фр.) - круглое в плане сооружение, перекрытое сфери­ческим куполом.

Руст - расшивка между крупными каменными блоками, состав­ляющими кладку стены.

Руст (лат.) - квадровая каменная кладка с выделением швов между рядами.

Ряж (рус.) - опора или основание сооружения, срубленное из бре­вен в виде многоярусной клетки.

Сажень (от слав.) - мера длины; мерная сажень - 176 см, косая сажень - 248 см.

Сандрик - архитектурное украшение в виде небольшого карниза или фронтона над оконным или дверным проемом. В архитектуре барокко использовались сандрики разнообразных форм: треугольные, лучковые (в виде сегмента круга), в форме изогнутого карниза и др.

Сборное домостроение - технология быстрого возведения зданий из укрупненных элементов.

Свайный вид фундаментов - метод устройства фундаментов пу­тем погружения свай в грунт.

Свод - конструкция перекрытия пространства; тип сводчатых пе­рекрытий:

крестовый;

цилиндрический;

монастырский;

сомкнутый;

стрельчатый;

зеркальный;

купольный;

готический;

парусный;

Сграфитто (иТ.) - букв, процарапанный; техника штукатурной отделки стен зданий.

Секционный дом - здание, состоящее из нескольких самостоя­тельных блоков.

Склеп (польск.) - педвал, гробничная камера.

Слезник - конструкция, предотвращающая затекание воды от кар­низа на стену.

Смета - расчет стоимости объекта или отдельных видов работ.

Солнцезащита - конструктивная защита от избыточной инсоля­ции помещений зданий.

Солярий (ит.) - открытое пространство для принятия солнечных или воздушных ванн.

Сруб - деревянная конструкция из горизонтальных бревен или брусьев, соединенных в углах.

Стена - сплошная несущая конструкция из монолитного бетона или штучных материалов, различают несущие и ненесущие стены.

Стодула (рус.) - сарай, навес для повозок и скота.

Стоя, стоа (гр.) - портик, галерея-портик.

Строп (рус.) - крыша, чердак.

Стропила - несущие конструкции для устройства скатных кровель.

Стучна (общеслав.) - дорога, улица, площадь.

Субструкция (лат.) - опорная конструкция.

Сухарики (рус.) - консольные бруски под выносом карниза, из античной архитектуры.

Табулат (лат.) - плиточное перекрытие.

Тамбур (фр.) - барабан.

Тектоника - зрительное выражение архитектурной конструкции в соотношениях ее несущих и несомых частей, в художественном своеобразии здания или сооружения.

Теплоизоляция - полимерные или естественные материалы, улуч­шающие-термическое сопротивление ограждающих конст­рукций.

Терразитовая штукатурка - цементно-известковая штукатурка с до­бавлением каменной (мраморной) крошки, слюды, пигментов.

Терракота (ит., лат.) - обожженная глиняная масса без эмалевого покрытия.

Терраса (фр. от лат.) - открытая часть здания.

Терраццио (ит.) - мозаичный пол из разномерных фрагментов камня, смальты.

Технико-экономические показатели - общая и полезная площадь, строительный объем, площадь застройки объекта и т. д.

Техническая эксплуатация - комплекс мероприятий по содержа­нию зданий и сооружений; предусматривается проектом.

Тоннель, туннель (англ). - транспортное сооружение для пропус­ка дорог под толщей грунта (в горной местности).

Торговые сооружения - здания и сооружения для осуществления оптовой и розничной торговли.

Торговые центры - компактное размещение предприятий торгов­ли различного профиля.

Торец (ит.) - брусок из камня или дерева для мощения улиц.

Торкретирование - метод бетонирования узких пространств.

Торосы - два ряда срубов с периодическими перерубами и земель­ным заполнением - крепостные укрепления.

Тосканский ордер - ордер, разработанный римскими зодчими на основе дорического ордера, в основе которого была колонна с каннелюрами (вертикальными желобками), отсутствовала база. Тосканский ордер отличался от своего прототипа гладкоствольной колонной и отсутствием триглифов - прямоугольных декоративных элементов с тонкими вертикальными бороздками, - расположенных на фризе, наличием высокой базы, имел также высокую капитель.

Травертин (ит.) - известковый туф для отделки стен здания.

Трактир (заимств. из польск. в XVIII в.) - столовая, ресторан.

Трансепт - поперечный неф (корабль) в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом.

Траншея (фр.) - канал в грунте.

Триглиф - элемент фриза дорического ордера в виде прямоугольного выступа с треугольными в плане вертикальными врезами - глифами.

Трифорий (лат.) - тройной проем в стене, объединенной одной аркой.

Трофей (фр. от греч.) - памятник в знак победы.

Тула (рус.) - скрытое, недоступное место.

Турель - угловая дозорная башенка на верхней части крепостной стены, позволяющая вести наблюдение в секторе 270°.

Универмаг - здание, предназначенное для торговли товарами ши­рокого ассортимента.

Унификация размеров деталей строительных конструкций - стан­дартизация в строительстве.

Усадьба (рус.) - отдельно стоящее жилое здание, окруженное пар­ком или садом.

Устойчивость сооружения - способность сооружения противосто­ять разрушающим усилиям.

Фабрика (лат.) - мастерская, предприятие.

Фанера (от фр.) - накладывать; искусственный древесный строи­тельный материал из нескольких склеенных слоев тонких деревянных пластин.

Фасад (фр. от ит.) - букв. - лицо; одна из наружных.стен здания, как чертеж - ортогональная проекция наружных стен здания.

Фахверк (нем.) - легкий высокий каркас, тип конструктивного решения ограждающих конструкций здания.

Фаянс (фр. по назв. ит. г. Фаэнца) - керамика из белой глины; из Ф. изготавливаются сантехнические и технические изделия.

Ферма (фр.) - инженерная конструкция, состоящая из стержней, служащая для перекрытия больших пролетов зданий и со­оружений; различают треугольные, полигональные, арочные.

Фиксация памятника архитектуры - выполнение натурных об­меров и фотофиксация объектов, отнесенных к памятникам архитектуры.

Фитинги (англ.) - детали для трубных соединений на резьбе.

Флешь (фр.) - стрела; легкое полевое укрепление, выдвинутое впереди фронта (фортификационное сооружение).

Флигель (нем.) - боковая пристройка к зданию или отдельно сто­ящая жилая постройка в тыльной части двора.

Флюгер (нем.) - крыльцо здания.

Фонарь (греч.) - световой проем в кровле для освещения помещений.

Фрагмент (лат.) - обломок, часть конструкции.

Фрамуга (польск.) - проем, верхняя открывающаяся часть окна.

Фриз (фр. от ит.) - средняя горизонтальная часть, окаймленная между архитравом и карнизом орнаментом.

Фронтон (др.-греч.) - треугольная плоскость стены, образованная двумя скатами кровли и карнизом.

Фундамент - подземная конструктивная часть здания, опираю­щаяся на естественное или искусственное основание.

Фуст (англ.) - ствол колонны.

Хоры - в архитектуре верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви (обычно на уровне второго этажа).

Цемент - искусственный материал для приготовления гидравли­ческого вяжущего материала и бетонов.

Цемянка - известковый бетон с добавкой дробленого керамичес­кого кирпича.

Цигель (нем.) - керамический кирпич.

Цистерна (лат.) - искусственное закрытое сооружение для хране­ния воды или других жидкостей.

Цоколь - нижняя часть здания от «нулевой» отметки до отмостки.

Цокольный этаж - нижний полузаг луб ленный этаж здания.

Чердак (заимств. из тюрк.) - балкон, вышка, пространство, обра­зованное скатами кровли.

Черепица - кровельный керамический материал.

Чертеж - изображение на бумаге частей и фрагментов здания с указанием размеров и другой информацией.

Четверик (рус.) - четырехугольный деревянный сруб.

Шаблон (нем.) - образец для изготовления изделий или для соблю­дения правильной формы, чертеж архитектурных деталей.

Шаг несущих конструкций - расстояние между несущими стена­ми или рядами несущих колонн каркаса.

Шале (фр.) - сельский домик в.Швейцарских Альпах.

Шамот (нем.) - мелко молотая обожженная керамическая масса для изготовления огнеупорного и высокомарочного кирпича.

Шанец (нем.) - небольшое земляное военное укрепление.

Шатровое покрытие кровель - древнеславянский способ пере­крытия деревянных зданцй в виде шатра.

Шед (англ.) - тип покрытия здания с устройством наклонных световых проемов.

Шелом (рус.) - бревно с выдолбленным продольным пазом для прикрытия стыков тесан на коньке кровли - охрупень.

Шелыга (рус.) - линия, соединяющая верхние точки подпружных арок, на которые опирается свод.

Шибер (нем.) - задвижка, заслонка в дымоходе печи.

Шибка (нем.) - лист стекла под размер оконной или дверной рамы.

Шильпашастра (санскр.) - древнеиндийский трактат о строи­тельстве.

Шифер (нем.) - тонкие плиты природного материала - сланца.

Шлюз (голл.) - гидротехническое сооружение для пропуска судов между бьефами водохранилища.

Шлях (русск.) - тракт, дорога.

Шпон (нем.) - щепка, тонкий лист древесины.

Шпонка (польск. от нем.) - в деревянных строительных конст­рукциях вкладыш, фиксирующий элементы конструкций.

Шпренгель (нем.) - стержневая конструкция, дополнительная к основной несущей конструкции.

Шпунт (нем.) - 1) деревянные или металлические сваи с гребнем и пазом, забиваемые в грунт для устройства опорной или ограждающей стены; 2) продольный гребень на ребре доски или бруса, соответствующий пазу в следующей детали конст­рукции.

Штабель (нем.) - прием укладки длинномерных строительных материалов.

Штраб (нем.) - выпуск из стены четверти кирпича для кладки стены следующей очереди постройки.

Штраба (нем.) - неглубокая вертикальная ниша в кирпичной кладке стены.

Штукатурка (нем. от ит.) - отделочный слой из цементно-песча­ных или цементно-известково-песчаных растворов.

Шумозащита - мероприятие по защите городских территорий от транспортных и производственных шумов.

Шумозащищенные жилые дома - дома, имеющие защитные кон­струкции от внешнего шума: экраны, глухие стены, окна с резиновыми прокладками и т. д.

Щебень (совр.) - материал в виде дробленого камня для приго­товления бетонов, различают по фракциям и прочности.

Щипец (русск.) - сродни фронтону, верхняя треугольная часть стены, не отделенная карнизом от нижней части стены.

Эклектика - художественное направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях.

Экран (фр.) - в архитектуре и строительстве - защитное соору­жение от света, шума и т. д.

Эксгаустер (англ, от лат.) - вентилятор, осуществляющий отбор воздуха из помещения.

Экспликация (лат.) - объяснение, перечень элементов архитек­турного чертежа зданий, сооружений, генерального плана.

Экспозиция (лат.) - выставление для показа.

Экстерьер (фр. лат.) - внешние формы, внешний вид здания, фасады.

Элеватор (лат.) - 1) подъемник, подъемный механизм; 2) соору­жение для хранения зерна.

Эллинг (гол.) - наземное сооружение для строительства судов и спуска их на воду.

Эркер - выступающая часть фасада с окнами для улучшения ос­вещенности и инсоляции помещений.

Эрмитаж (фр.) - уединенное место, загородный дом.

Эскалатор (англ, от лат.) - механическая наклонная лестница для подъема людей на верхние этажи, подъемное оборудова­ние зданий.

Эскарп (фр.) - внутренняя наклонная поверхность наружно­го оборонительного рва, в фортификационных сооруже­ниях.

Эстакада (фр. от ит.) - надземное, на Qnopax, сооружение для пешеходов или городского транспорта, а также для проклад­ки инженерных коммуникаций.

Эспланада - открытое пространство в крепости между цитаделью и городскими строениями шириной около 500 м, необходимое для наблюдения и обстрела. Впоследствии эспланадой стали называть открытое пространство перед большим зданием, часто включающее садово-парковые партеры, широкие аллеи с фонтанами и декоративной скульптурой.

Эстрада (фр., ит. от исп.) - возвышение для размещения оркест­ра, сценическая площадка.

Этаж (фр.) - часть здания на одном уровне.

Этаж антресольный - дополнительный этаж, встроенный в объем этажа, обычно первого.

Этаж мансардный - этаж, встроенный в чердачное пространство.

Этаж первый - план первого этажа, всегда отличается от планов других этажей из-за устройства входных групп.

Этаж подвальный - этаж ниже «нулевой» отметки.

Этаж технический - этаж для размещения инженерного оборудо­вания зданий.

Этаж типовой - повторяющаяся, однотипная планировка разных этажей.

Этажерка (специф.) - открытый каркас для размещения производственной технологии.

Эталон (фр.) - образец, образцовая мера.

Ярус (лат.) - горизонтальный ряд.

Антаблемент (франц. Entablement, от table – стол, доска) — верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, — составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть – архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть – карниз. Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.

Апсида , абсида (от греч. Hapsis , род. падеж h apsidos – свод) – расположенный в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане.

Арка (от лат. Arcus – дуга, изгиб) – криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока, получили широкое распространение в архитектуре Древнего Рима. См. ползучая арка.

Аркада (от франц. Arcade) – ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.

Аркатура (от нем. Arkatur) – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах (аркатурно-колончатый пояс).


Аркатурно-колончатый пояс – см. Аркатура.

Архитрав — см. антаблемент.


Аттик
(от греч. Attikos — аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом, прямоугольное завершение портика. рисунок

Балюстрада (франц. balustrade) – ограждение (обычно невысокое) лестниц, террас, балконов и т.д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами.

Балясины – невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т.д.

Барабан – цилиндрическое или многоранное основание купола (в русской архитектуре XVII в. иногда — декоративной луковичной главы), обычно прорезанное окнами.

Бегунец — декоративная кирпичная кладка в виде пояска из треугольных впадин, обращенных вершинами попеременно вверх и вниз.

Бельведер (итал. Belvedere, букв. – прекрасный вид) — надстройка над зданием, обычно круглая в плане

Вазон — декоративное украшение в виде вазы. Характерно для барокко и нарышкинского барокко.

Волюта (лат. и итал. Voluta, букв. – завиток, спираль) – архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком (“глазком”) в центре. Часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капителей. Форму волюты имеют различные архитектурные детали, характерные для стиля барокко.




Восьмерик – в русском каменном и деревянном зодчестве восьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения. Распространен главным образом в церковном зодчестве. Восьмерики обычно ставились на четырехугольном основании (тип “восьмерик на четверике”), реже они завершают крестообразный в плане объем.

Галерея (франц. galerie, от итал. galleria) — длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающее к стене здания. См. гульбище, паперть.

Гирлянда — орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т.п. Характерен для барокко.

Гирька – фигурная деталь в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно расположенным под объединяющей их большой аркой. Гирька широко использовалась в русской архитектуре XVI-XVII вв. в декоре ворот, крылец, оконных проемов, а также в псевдорусской эклектике.

Глава , главка – наружное декоративное завершение барабана. Главы бывают шлемовидными, грушевидными, луковичными, зонтичными, конусовидными и др. Придают верхней части архитектурного сооружения характерный силуэт и большую живописность, которая усиливается позолотой раскраской, а также фактурой кроющих материалов (черепица, лемех, фигурное железо и др.).

Гребни, гребешки — в архитектуре нарышкинского барокко фигурные завитки, украшавшие верх стены, по форме перекликались с разорванным фронтоном.

Гульбище – в древнерусской архитектуре наружная галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета. Были распространены в культовой архитектуре XVI-XVII вв., иногда встречались в светских постройках. Если гульбище расположено перед входом в церковь, его также называют паперть.

Дентикулы — см. сухарики.

Дынька – декоративная деталь в русской деревянной и каменной архитектуре XIII — XVIII вв.: утолщение на столбах, колонках, в наличниках окон и дверных порталах. Применялась в древнерусской архитектуре и псевдорусской эклектике.

Закомара (от др.рус. комара — свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод. рисунок

Замковый камень, замок (зам`ок) – клинообразный камень или кирпич в вершине свода или арки. Часто имеет орнаментальную или скульптурную обработку. Иногда превращается в декоративную деталь, украшающую арки и плоские перемычки. Характерен для классицизма.




Затяжка — горизонтальная или наклонная балка, стягивающая части какой-либо конструкции, обычно стороны свода.

Зубец (мерлон) — выступ крепостной стены или башни, предназначенный для обороны. В русской архитектуре часто применялся зубец особой формы — «ласточкин хвост».

Карниз — см. антаблемент.

Капитель — верхняя часть колонны или пилястры, форма которой определяется ордером.

Кокошник – в русской церковной архитектуре XVI-XVII вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное назначение. Располагаются на стенах, сводах, а также уменьшающимися кверху ярусами у оснований шатров и барабанов глав. В период узорочья кокошниками также украшались окна.




Колокольня – башня с открытым ярусом для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию. В средневековой русской архитектуре известны столпообразные и шатровые колокольни наряду со звонницами стенообразного и палатного типа.

Колонна (франц. colonne, от лат. columna – столб) – архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора с художественно оформленной капителью и базой, стержневой элемент архитектурных ордеров.




Контрфорс (от франц. contreforce – противодействующая сила) – каменная, бетонная или железобетонная поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающее основную несущую конструкцию (в основном наружную стену) и воспринимающие горизонтальные усилия (например, распор от сводов, перекрывающих здание). Контрфорсы широко применяются также для укрепления стен при реставрации памятников архитектуры.

Коруна — многолучевой кокошник над окном, очертаниями напоминающий корону.

Кубышчатая колонна — опора с плавным расширением в центральной части

Купол (итал. cupola – купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa — бочка) – вид перекрытия (свода), близкий по форме к полусфере.

Ласточкин хвост — вид крепостного зубца с раздвоением в верхней части.

Лепнина – рельефные украшения (фигурные и орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, штукатурки, бетона или других материалов. Особенно широко применялась в барокко и нарышкинском барокко.



Л опатка – плоская вертикальная полоса, выступающая на поверхности стены здания. Лопатка может быть конструктивным утолщением стены или иметь декоративное значение, являясь одним из средств членения фасадов. См. также пилястра.

Маскарон (франц. mascaron, от итал. mascherone – большая маска) – декоративный рельеф в виде маски, изображающей (часто в гротескном или фантастическом облике) человеческое лицо или голову животного. Маскароны помещаются преимущественно на замках арок, оконных и дверных проемов. Маскароны использовались в архитектуре классицизма и модерна.




Машикули (франц. machicoulis) – навесные бойницы, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых укреплений. Утратив с развитием огнестрельного оружия оборонительное значение, машикули использовались как элемент архитектурного декора.

Мерлон — см. зубец

Наборная колонка — столбик, обычно декоративный, составленный из мелких резных элементов. Широко применялся в древнерусском зодчестве, особенно в период узорочья.



Наличник – декоративное обрамление оконного проема. Термин “наличник” применяют обычно к русской архитектуре XV-нач. XVIII вв.

Нартекс, притвор (позднегреч. Narthex , от греч. narqhx — ларчик, шкатулка) – входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианского храма. Нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся.

Неф (франц. nef, от лат. navis – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Ордера архитектурные (от лат. ordo — порядок) – художественно осмысленное сочетание несущих и несомых частей.

Несущие части: колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом. Несомые: архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент.

Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции. Основные ордера, получившие название от греческих племен и областей: дорический, ионический, коринфский (разновидность дорического ордера – тосканский, коринфского и ионического – композитный). Ордер — важнейший элемент архитектуры классицизма, иногда использовался и в барокко.

Паперть – помещение перед входом в церковь, имеющее вид небольшой галереи.

Печура — сводчатое углубление на внутренней стороне крепостной стены для установки орудий.

Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены. От лопатки отличается тем, что имеет те же ордерные части (ствол, капитель, база), что и колонна.




Ползучая арка — арка, опоры которой расположены на разных уровнях.

Поребрик – вид орнаментальной кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены.




Портал (нем. Portal, от лат. porta – вход, ворота) – архитектурно оформленный вход в здание. Для древнерусской архитектуры характерны перспективные порталы.

Портик (от лат. porticus) – характерный элемент зданий, построенных в стиле классицизма: ряд колонн (иногда-пилястр), помещенный перед фасадом здания, завершается аттиком или фронтоном.




Придел – в православном храме небольшая бесстолпная пристройка с южной или северной стороны фасада либо специально выделенная часть основного здания, имеющая дополнительный алтарь для отдельных богослужений.

Прясло — участок стены между двумя лопатками или пилястрами. В крепостной архитектуре — участок стены между двумя башнями.

Разорванный фронтон — декоративный фронтон, расположенный над окном, обрамление которого разорвано в одном или нескольких местах. Характерный элемент нарышкинского барокко.




Раковина, рокайль (от франц. rocaille, букв. – мелкий, дробленый камень, раковины) — мотив орнамента в виде стилизованной раковины. Раковины, расположенные в кокошниках, заимствованы из декора Архангельского собора Кремля, характерны для нарышкинского барокко.

Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый) – центрическое сооружение, круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом. Ротонда часто завершает центральную часть здания в стиле классицизма

Руст, рустовка, рустик (от лат. rusticus – простой, грубый) – отделка стен, имитирующая крупную кладку. Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустовка создает впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой руст имитируется разбивкой стены на прямоугольники и полосы. Характерен для классицизма.




Свод – пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющие геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой свод, передает на опоры не только вертикальную нагрузку, но и горизонтальные усилия (распор).

Сухарики, дентикулы — декоративное украшение в виде ряда направленных вниз зубчиков. В древнерусской архитектуре назывались сухариками, применительно к стилям западного происхождения (напр., барокко) используют слово дентикулы.

Тимпан (греч. tumpanon ) – треугольное поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и др.

Трапезная (от греч. trapeza – стол, кушанье) — просторная невысокая пристройка с западной стороны христианского храма, служившая для богослужения в зимнее время и общественных нужд прихожан. Характерны для русской архитектуры 17-18 вв.

Фасад (франц. facade, от итал. facciata, от faccia — лицо) – наружная сторона здания или сооружения. В зависимости от конфигурации постройки и ее окружения различают главный фасад, уличный фасад, боковые фасады, уличный, дворовый, парковый и другие фасады.

Фриз (франц. frise)

  1. в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым; рисунок
  2. сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др.

Фронтон (франц. fronton, от лат. frons, frontis – лоб, передняя часть стены) – треугольное (реже лучковое) завершение портика, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания. Поле фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий (см. также разорванный фронтон).




Херувим — декоративное украшение в виде детского лица, иногда с крыльями. Широко применялось в архитектуре барокко.

Четверик – в русской каменной и деревянной архитектуре четырехугольное в плане сооружение или составная часть композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в сочетании с восьмигранной частью («восьмерик на четверике»).

Шатер , шатровое покрытие – завершение центрических построек (храмов, колоколен, башен, крылец) в виде высокой четырехгранной, восьмигранной или многогранной пирамиды. Распространено в русском каменном зодчестве с XVI в. Кирпичные шатры складывались из наклонных рядов или горизонтальных рядов кирпича с напуском, деревянные — напуском венцов с уменьшающимися длинами сторон. В культовых сооружениях шатер обычно увенчивался луковичной главой, в гражданской и военной – дозорной вышкой, флюгером.

Ширинка — декоративное украшение в виде прямоугольного углубления, иногда украшенная изразцом, лепниной. Характерно для стиля узорочья. Часто здания украшались поясом из ширинок.




При создании раздела были использованы материалы сайта http://www.archi.ru , «Архитектурно-строительный словарь» В.С.Поплавского и др. источники

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «volonterraiona.ru» — Кирпичи. Блоки. Утеплители. Материалы. Изоляция