Что производит челябинский тракторный завод. Как челябинск стал танкоградом в годы великой отечественной войны. Новая история ЧТЗ

Число сотрудников 7,6 тыс. человек
Материнская компания Уралвагонзавод
Сайт chtz-uraltrac.ru
Челябинский тракторный завод на Викискладе
Награды

Челя́бинский тра́кторный заво́д (до 6 октября 1941 года - Челябинский тракторный завод им. И. В. Сталина , до 20 июня 1958 года - Кировский завод наркомтанкопрома в г. Челябинске , с 10 ноября 1971 по 1 октября 1992 года - производственное объединение «Челябинский тракторный завод имени В. И. Ленина» ) - машиностроительное предприятие по разработке и производству колесной и гусеничной дорожно-строительной техники (бульдозеров , трубоукладчиков , фронтальных погрузчиков, минитракторов), двигателей внутреннего сгорания , запасных частей и прочей высокотехнологичной машиностроительной продукции. В народе был известен под расхожим названием «Танкоград» .

Численность работающих - более 7 600 человек. Производственная площадь, занимаемая предприятием, составляет 1,2 млн м 2 .

Оператором (владельцем) предприятия является ООО «Челябинский тракторный завод - Уралтрак ».

История ЧТЗ [ | ]

До войны [ | ]

Строительство тракторного завода в Челябинске предусматривалось первым пятилетним планом на 1928-1932 годы , принятым пятым Съездом Советовов СССР . 29 мая 1929 года Совет Народных Комиссаров принял постановление о строительстве тракторного завода на Урале. Производственная мощность завода была запланирована на уровне 40 тыс. тракторов в год. В качестве прототипа первого трактора был выбран американский трактор Caterpillar 60. Строительство завода осуществлялось с привлечением специалистов из США и других стран. Проектирование завода осуществлялось архитектурной фирмой «Альберт Кан Инкорпорейтед» из Детройта (США) , спроектировавшей до этого Сталинградский тракторный завод (а перед этим, до Великой депрессии 1929-1933 годов - заводы Форда и другие автомобильные заводы США) знаменитого американского архитектора Альберта Кана (1869-1942) . С советской стороны проектирование вели архитекторы А. С. Фисенко , В. Швецов и А. Величкин . Строительство велось трестом «Тракторострой» созданным в 1929 году . Руководителем треста в марте 1930 года в Детройте было организовано проектное бюро «Челябинск тракторплэнт» и к 1 июня 1930 года был разработан генеральный план завода на основе эскизного проекта Ленинградского проектного института «ГИПРОМЕЗ » . Бюро состояло из 40 специалистов из СССР и 12 из США. В конце 1930 года строительство находилось под угрозой из-за разного рода возникших трудностей, в связи с чем было принято постановление ЦК ВКП (б) «О ходе строительства Челябинского тракторного завода», контроль за выполнением которого было возложено на Шверника Н. М .

Завод в годы Великой Отечественной войны [ | ]

В октябре 1941 г. ЧТЗ совместно с семью частично и полностью эвакуированными в Челябинск предприятиями, образовали танкостроительный комбинат, позднее неофициально именуемый «Танкоград» . В частности, сюда были полностью эвакуированы Харьковский моторный завод № 75 и Ленинградский Кировский завод , в связи с чем 6 октября 1941 года завод был переименован в «Кировский завод Наркомата танковой промышленности в городе Челябинске» (завод № 100). С августа 1942 г. было начато производство танков Т-34 , в феврале 1943 г. - самоходных артиллерийских установок, в сентябре 1943 г. - тяжёлых танков ИС . В сжатые сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта, за годы войны было произведено: 18 тысяч танков и самоходных установок; 48,5 тысяч танковых дизельмоторов ; 17,7 миллионов заготовок боеприпасов.

Предприятием было создано 13 типов новых танков и САУ , 6 типов танковых дизельмоторов, в частности модификации В-2 . Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжёлых танков была поставлена на конвейер .

За время войны заводу 33 раза присуждались Красные Знамёна Государственного Комитета Обороны за победу во Всесоюзном соревновании. Два знамени оставлены коллективу на вечное хранение.

После войны [ | ]

Октябрь 2002 года - собран опытный образец трактора ДЭТ-320 с двигателем Ярославского моторного завода .

ЧТЗ в составе Уралвагонзавода [ | ]

В составе УВЗ Челябинский тракторный завод должен стать одним из основных предприятий по производству гражданской техники, в частности, дорожно-строительной. На базе ЧТЗ будет выстраиваться дивизион тяжелого машиностроения .

Крупнейшим экспортным контрактом стала поставка Министерству водного хозяйства и мелиорации Туркмении 100 бульдозеров Б-10М, предназначенных для расчистки русел оросительных каналов в пустыне Кара-Кум .

В России ЧТЗ выполнил крупный контракт на поставку 300 единиц специализированной инженерной техники для комплектования региональных пожарно-химических станций Рослесхоза; были поставлены машины для ряда нефтяных и газовых корпораций.

Наличие большого числа контрактов позволило ЧТЗ впервые за последние годы возобновить прием работников .

ЧТЗ сегодня [ | ]

Сегодня [прояснить ] ЧТЗ предлагает потребителю:

Любопытные факты [ | ]

ЧТЗ за 80 лет работы изготовил более 1 268 000 тракторов. Они переместили около 350 кубических километров грунта. Им можно было бы покрыть всю поверхность Луны слоем в три с половиной сантиметра. А чтобы перевезти грунт, снятый техникой ЧТЗ, потребовался бы железнодорожный состав длиной в 135,5 миллионов километров. Сами же машины ЧТЗ прошли по планете около 90 миллиардов километров - то есть 600 расстояний от Земли до Солнца .



День рождения тракторного - 1 июня 1933 года , когда из заводских ворот вышли первые челябинские машины. Это были гусеничные тракторы "Сталинец-60" (С-60) мощностью 60 лошадиных сил, работающие на лигроиновом топливе. Со дня пуска Челябинский тракторный остается основным производителем мощных гусеничных тракторов в России. Везде, где решались задачи государственного значения, где проходил передний край битвы за новое, работали и работают машины ЧТЗ.

1936 год. Труднейший экзамен выдержали наши тракторы, приняв участие в двух грандиозных экспедициях: "Снежный поход" - пройдя две тысячи километров по суровой февральской Якутии при температуре минус 50 градусов, и Памирский переход на высоте 4 тысячи метров в Туркестанском военном округе.

Май 1937 года. На Всемирной выставке в Париже трактор С-65 отмечен высшей наградой - дипломом "Гран-при".

20 июня 1937 года начат серийный выпуск трактора "Сталинец-65" (С-65) мощностью 65 лошадиных сил с дизельным двигателем. Мы первыми в стране освоили выпуск топливной аппаратуры для дизелей. ЧТЗ стал пионером советского тракторного дизелестроения.

1939 год. ЧТЗ освоил выпуск боевой техники - артиллерийского тягача "Сталинец-2" (С-2) мощностью 105 лошадиных сил.

1940 год. Тракторостроители вели опытные работы по освоению производства тяжелых танков КВ конструкции ленинградского Кировского завода и 12-плунжерного топливного насоса "ТН-12" для авиационных двигателей тяжелых бомбардировщиков. 31 декабря 1940 года государственной комиссией был принят первый челябинский танк.

30 марта 1940. С конвейера сошел 100 тысячный трактор. Суммарная мощность выпущенных челябинских тракторов равнялась 6 миллионам лошадиных сил или десяти Днепрогэсам.

В годы Великой Отечественной войны ЧТЗ был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома в городе Челябинске и, вместе с семью частично или полностью передислоцированными в Челябинск предприятиями, представлял собой танковый комбинат, позднее названный народом Танкоградом. В небывало сжатые сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта: 18 тысяч танков и самоходных установок, 48,5 тысяч танковых дизельмоторов, 17,7 миллионов заготовок боеприпасов.

Танкоградом было создано 13 типов новых танков и САУ, 6 типов танковых дизельмоторов. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжелого танка была поставлена на конвейер.

За время войны заводу 33 раза присуждались Красные Знамена Государственного Комитета Обороны (ГКО) за победу во Всесоюзном соревновании. Два знамени оставлены коллективу на вечное хранение.

5 августа 1944 года Завод награжден Орденом Красной Звезды за выдающиеся заслуги в организации производства и освоении новых типов танков, артеллерийских самоходных установок и танковых дизелей, а также за оснащение ими Красной Армии.

5 августа 1944 года Завод награжден Орденом Ленина за особые заслуги в деле создания новых образцов тяжелых советских танков и артеллерийских самоходных установок (завода Народного комиссариата танковой промышленности).

30 апреля 1945 года Завод награжден Орденом Ленина за выдающиеся заслуги в создании и усовершенствовании конструкций танковых дизелей (Конструкторское бюро по дизелям Кировского завода Наркомтанкпрома).

18 июля 1945 года Завод награжден Орденом Кутузова I степени за выдающиеся заслуги перед Родиной в деле создания новых конструкций тяжелых танков, артеллерийских самоходных установок и танковых дизелей, а также за организацию их массового производства и оснащение ими Красной Армии.

5 января 1946 года собран первый послевоенный "Сталинец-80" (С-80), с кабиной закрытого типа, а с 12 июля 1946 года началось его массовое производство. Эта машина нашла широкое применение в различных отраслях народного хозяйства: так при строительстве Волго-Донского судоходного канала более половины земляных работ выполнено нашими тракторами. Машины ЧТЗ широко использовались при распашке целинных и залежных земель.

Пески Кара-Кумов и ледяные просторы Антарктиды. ... На всех континентах планеты трактор с эмблемой ЧТЗ - это поистине на все руки мастер - работает на строительстве новых дорог, городов и гидростанций, на прокладке нефте- и газопроводов, на осушении болот и обводнении пустынь.

20 июня 1958 год - заводу возвращено его историческое имя - Челябинский тракторный завод. Серийно выпускается трактор С-100. Эта машина отмечена золотой медалью международной выставки в 1961 году.

Январь 1961 года. Запущен в серийное производство дизельэлектрический трактор ДЭТ-250, мощностью 310 лошадиных сил. На его счету три золотых медали различных международных выставок: 1960, 1965, 1966 годов.

9 октября 1963 года с главного конвейера сошел первый серийный трактор Т-100М мощностью 108 лошадиных сил. В 1968 году на международной выставке он награжден золотой медалью. Для увеличения производительности труда, повышения надежности и долговечности тракторов при работе в различных климатических условиях (болота, пески, вечная мерзлота и т.д.) разработаны и внедрены в серийное производство модификации базовой модели. Так в 1964 году на заводе выпускали 22 варианта трактора Т-100М.

В конце 60-х годов в условиях действующего производства промышленных тракторов Т-100М начата его коренная реконструкция и техническое перевооружение для начала выпуска тракторов Т-130. 26 мая 1970 года строительство и реконструкция ЧТЗ были объявлены Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

22 января 1971 года Завод награжден Орденом Ленина за большие успехи, достигнутые коллективом предприятия в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию производства мощных гусеничных тракторов.

10 ноября 1971 года создано первое в отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР производственное объединение "Челябинский тракторный завод имени В.И. Ленина".

6 августа 1982 года на северном склоне Эльбруса на двухкилометровой высоте, где проходил высокогорный фронт Великой отечественной войны, установлен обелиск, в основании которого находятся части трактора С-60, применявшегося в качестве военного тягача.

31 мая 1983 года Завод награжден Орденом Трудового Красного Знамени за большой вклад в оснащение народного хозяйства мощными гусеничными тракторами и заслуги в Великой Отечественной Войне.

1 июня 1983 года, к золотому юбилею ЧТЗ, на предзаводской площади установлен на постамент первый трактор С-60 - первая советская гусеничная машина, и был собран первый в мире сверхмощный энергонасыщенный отечественный трактор Т-800 с двигателем мощностью 820 лошадиных сил, предназначенный для разработки особо тяжелых мерзлых и скальных пород без взрыва.

Март 1988 года - тракторостроители приступили к производству , оснащенного модернизированным дизельным двигателем. В этом году завод достиг максимальной производительности по выпуску тракторов: с конвейеров сошло 31,5 тысячи машин.

Сентябрь 1988 года - трактор Т-800 занесён в Книгу рекордов Гиннеса.

Январь 1989 года - начат серийный выпуск .

30 декабря 1990 года - выпущен первый серийный трактор Т10 с гидромеханической трансмиссией.

Ноябрь 1999 года - освоено серийное производство .

25 сентября 2000 года на международной выставке "УРАЛСТРОЙ - 2000" (г. Уфа) продукция ЧТЗ была отмечена золотым Кубком первой степени.

25 июля 2002 года - открыт первый региональный торговый центр - РТЦ ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" в г. Перми.

Октябрь 2002 года - собран опытный образец с двигателем Ярославского моторного завода.

18 декабря 2002 года - получен сертификат качества (Свидетельство об испытании образца) бульдозера Б - 10.02 в сертификационном Центре ЕЭС (Германия).

01 июня 2003 года - ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" - 70 лет. В день юбилея из ворот завода своим ходом вышла колонна, в которой был представлен весь спектр тракторов, колёсных и специальных машин, мини техники. Это был действительно парад образцов, которые когда-либо выпускались заводом. В параде приняли участие и "трактор-ветеран" - С-65 выпуска 1937 года, тракторы ДЭТ-250, бульдозеры на базе трактора . Военная тематика была представлена легендарными танками Т 34 и КВ, машинами, находящимися на вооружении Российской армии - Т-72 и БМП-1. Современный ряд моделей был представлен семейством инженерных машин на базе трактора Т10М. Была продемонстрирована и колёсная техника: виброкаток ВК-24, погрузчик ПК-5, бульдозер БК-1, малогабаритный трактор "Уралец" и инженерные машины на его базе. Перспективные образцы представлял бульдозер на базе трактора Т3. Колонна торжественным маршем проследовала по центральной улице областного центра на демонстрационную площадку и в течение нескольких дней техникой могли любоваться жители и гости Челябинска. Тысячи горожан тепло приветствовали прохождение колонны. За три дня экспозицию посетило более 15000 человек.

01 июля 2003 года - освоен серийный выпуск и агрегатов на его базе.

25 июля 2003 года Решением президента социалистической республики Вьетнам "Челябинский тракторный завод-Уралтрак" наградили Орденом Дружбы за активную деятельность в укреплении дружественных и экономических взаимоотношений между двумя странами - Социалистической Республикой Вьетнам и Российской Федерацией.

Август 2004 года - потребителю отгружена первая партия бульдозеров Б10М.6000 c гидромеханической трансмиссией.

Декабрь 2004 года - трактор ДЭТ-320 становится лауреатом конкурса"20 лучших товаров Челябинской области" и дипломантом конкурса "100 лучших товаров России.

Март 2005 года - потребителю отгружен первый с гидромеханической трансмиссией, двигателем ЯМЗ, вынесенной осью качания ходовых тележек и планетарным бортовым редуктором. По типоразмеру бульдозер относится к классу 15 тонн тяги.

Февраль 2006 года - потребителю отгружен первый колесный грузоподъемностью 4,6т. производства ЧТЗ. Серия погрузчиков является самой совершенной разработкой отечественного машиностроения благодаря использованию опыта ведущих конструкторов России в данной отрасли, а также применению узлов и комплектующих от известных европейских производителей.

Июль 2006 года - генеральный директор ЧТЗ Валерий Платонов возглавил комитет Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и вошел в состав её президиума.

Ноябрь 2006 года - разработан новый представитель семейства колесных фронтальных погрузчиков ЧТЗ: ПК-30 грузоподъемностью 3 тонны.

Март 2007 года - начало производства новой модели . Впервые на ЧТЗ широко применен высокопрочный пластик для изготовления облицовочных панелей. Наряду с апробированными конструктивными решениями (гидромеханической трансмиссией, новой подвеской гусеничных тележек и планетарных бортовых редукторов) на бульдозере установлена удобная шестигранная кабина с повышенной обзорностью и улучшенными условиями труда оператора.

Май 2007 года - на Заводе мощных тракторов ЧТЗ приступили к сборке трактора ДЭТ-400 с векторно-инжекторными электромашинами.

Осень 2007 года - разработан и изготовлен новый представитель семейства колесных :ПК-65 грузоподъемностью 6,5 тонн.

Январь 2008 года - В рамках создания Уральского бронетанкового холдинга Челябинский тракторный завод приобрел 100-процентный пакет акций Ишимбайской машиностроительной компании "Витязь" - единственного российского производителя плавающих гусеничных транспортеров.

Июнь 2008 года - По решению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II Челябинский тракторный завод удостоен ордена Святого благоверного князя Дмитрия Донского. Такой престижной наградой ЧТЗ отмечен за добрые деяния на благо людей.

Июнь 2010 года - ЧТЗ-УРАЛТРАК получил сертификат соответствия работ по охране труда. Наличие сертификата безопасности - обязательное условие, которое выставляют для своих потенциальных партнеров предприятия стран Евросоюза. Имея этот документ, ЧТЗ может организовывать с ними совместные производства на своей территории.

Сентябрь 2010 года - на ЧТЗ готовится к пуску литейный мини-завод - суперсовременная автоматическая формовочная линия IMF (Италия) - совместный проект Челябинского тракторного завода и фирмы «Вертэкс-Транссталь» (ВТС).

Декабрь 2010 года - Трактор Т13 с навесным оборудованием и фронтальный колесный погрузчик ПК-65 отмечены дипломами всероссийского конкурса товаропроизводителей «100 лучших товаров России». Кроме того, трактор Т13 получил звание «Новинка года». Челябинский тракторный завод также награжден «за производство продукции высокого качества».

Июль 2013 года - ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" подтвердил полученный ранее сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ ISO 9001-2011(ISO 90001-2008).

Декабрь 2015 года - Челябинский тракторостроители сумели отстоять интересы отрасли в Евразийской экономической комиссии путем введения антидемпинговой пошлины на бульдозеры для недобросовестных китайских конкурентов.

Январь 2017 года - Трактор ЧТЗ Т-800, занесенный в книгу рекордов Гиннеса, показали в популярной передаче канала НТВ «Поедем, поедим!».

Март 2017 года - Погрузчик ЧТЗ отправился работать и обучать студентов в Перу. Это первая заводская поставка колесной техники ЧТЗ в Латинскую Америку.

Январь 2018 года - Тракторостроители ЧТЗ создали эксклюзивный погрузчик для добытчиков алмазов, способный работать при температуре минус 50 градусов.

Июнь 2018 года - В Ташкенте впервые собрали из машинокомплектов бульдозер Б10М разработки Челябинского тракторного завода.

Ноябрь 2018 года - Изготовлен бульдозер Б11, который полностью управляется с помощью джойстиков.

Декабрь 2018 года - Завершена разработка нового мощного бульдозера Б20 с гидростатической трансмиссией (ГСТ).

Январь 2019 года - Собран первый бульдозер девятого тягового класса Б9.

Орденоносное предприятие в последние десятилетия несколько раз признавалось банкротом и ликвидировалось. Миллионы квадратных метров площадей съёжились до нескольких производственных цехов. Митинги, забастовки, задержки зарплаты... Что ждёт легендарный Танкоград? Что ещё можно сделать?

С высоких трибун мы слышим, что ЧТЗ будет жить. Верят ли в такой исход рядовые сотрудники предприятия? Мы задали им наивные обывательские вопросы «кто виноват?» и «что делать?». Они попросили не называть их фамилий, но рассказали нам свою историю гибели промышленного гиганта. Это взгляд изнутри.

В долговой яме

1. Почему раньше страна и мир нуждались в технике ЧТЗ, а сейчас нет? Ведь стройки большие есть и будут.

Раньше ЧТЗ поставлял свою продукцию во все страны мира, сейчас для нас рынок закрыт, - делится своим видением ситуации один из инженеров предприятия. - Потому что наша продукция не соответствует мировому качеству, стандартам ЕС. Африканские страны покупать не могут наш трактор: слишком дорого, китайцы наладили производство своих тракторов. Наш рынок ограничился Россией, Казахстаном и Белоруссией. В советские годы был СЭВ (Совет экономической взаимопомощи), в который входило пол-Европы, сейчас эти страны в ЕС.

Мы выпускали 30 тыс. тракторов в год. Сейчас такого количества не надо. При плановой экономике большие заказы оплачивало государство. А сейчас рынок. Помощи нет, живёшь на то, что произвёл. 100-120 тракторов в месяц - объективная потребность рынка. Плюс ко всему ЧТЗ не успел модернизироваться, поэтому не может выпускать качественную конкурентоспособную продукцию.

2. Китайская техника подорожала в два раза, так как продаётся за доллары, а техника ЧТЗ - за рубли. Почему ЧТЗ не наращивает производство? Ведь кризис - это шанс.

ЧТЗ сидит в долговой яме, предприятие накопило миллиардные долги и не имеет оборотных средств, - говорит работник инструментального производства. - Руководство говорит о заказах на 400 тракторов, но нет денег на металл и комплектующие. Огромные долги за коммунальные услуги, зарплату за декабрь рабочие получили только в конце марта. Завод на мели.

3. Говорят, моторный завод - локомотив предприятия, а оборонные заказы - будущее завода.

Последние полгода даже производство моторов шло с перебоями. Бывало, приходишь на смену, а тебя домой отправляют: работы нет, - объясняет бывший работник моторного завода «ЧТЗ-Уралтрак», испытатель двигателей. - И план вроде расписан, а выполнить не можем, потому что нет деталей.

Чтобы изготовить детали на двигатель, нужны деньги: купить металл, в литейке вылить, в кузнице проковать заготовки, после обточить. А заказы были и сейчас есть. Говорят, цех опять выходит, пошла работа, даже народу набрали около ста человек. Военные двигатели ЧТЗ выпускает хорошие, наши двигатели могут выносить очень большие нагрузки, они надёжные.

Я думаю, мы плохо живём на моторном, потому что приходится всё объединение тащить. Если бы работали тремя-четырьмя заводами (литейка, кузница, моторный), то жили бы намного лучше. Но, наверно, выделять какое-то производство, останавливать конвейер, разгонять людей руководство завода просто не решается. Вот и продолжают трактора делать, хотя они никому не нужны в таких количествах. Трактора ЧТЗ, грубо говоря, как АвтоВАЗ: стоят уже дорого, а качество как было на уровне десятилетней давности, так и осталось.

Что касается производства дорожной техники, то здесь проще импортную купить, да и в России много более достойных производителей. Какой смысл держать производство заранее убыточной техники? Вы посмотрите, дорожные и карьерные трактора на Урале - все импортные. Может, для черновой тяжёлой работы трактора ЧТЗ где-то и используются (чаще всего на Севере), а где надо чуть потехнологичнее - берут иностранные.

Кадрам - по 50 лет

4. А что ещё работает на ЧТЗ, какие цеха?

Сегодня мы делаем литые заготовки на двигатели (картеры), трансмиссии, ходовые части. Можно сказать, половина трактора литьём обеспечивается, - рассказал рабочий литейного производства «ЧТЗ-Уралтрак». - Коммерческих заказов стало меньше, но, к примеру, для железной дороги мы продолжаем делать заготовки. По-прежнему в работе цветолитейный цех, цех опытного литья. Есть планы строительства нового цеха стального и чугунного литья.

5. Почему завод не производит колёсные трактора и прочую технику? Каким видите будущее?

На колёсной базе мы производим только погрузчики, - объясняет рабочий инструментального производства. - Завод мог бы наладить строительство колёсного трактора, и были разработки. Но ничего не получилось. Облегчить и направить колёсную технику на сельское хозяйство не представляется возможным и из-за тотальной потери кадров. Средний возраст рабочих на ЧТЗ - 50 с лишним лет. Чтобы наладить это производство, нужны оборудование современнейшее и профессионалы, стоящие за ним.

Завод сократится и по численности, и по площадям - всё к этому идёт. ЧТЗ - это огромный город и километры коммуникаций, которые заводу уже не под силу содержать. Перспектива такова: уйти на малые площади в прессо-сварочное производство. Наладить там стапельный (производство на месте), а не конвейерный выпуск. Это раньше было крупносерийное производство, сейчас - фактически штучное. Трактора России нужны, но не в таких количествах. И придётся вновь сокращать персонал. Может, наконец за счёт управленческого звена, а не рабочих?



План:

    Введение
  • 1 История ЧТЗ
    • 1.1 До войны
    • 1.2 Завод в годы Великой Отечественной войны
    • 1.3 После войны
    • 1.4 Завод после 1991
    • 1.5 ЧТЗ сегодня
    • 1.6 Деятельность в 2008 году
  • 2 Награды
  • Примечания

Введение

Челя́бинский тра́кторный заво́д (до 6 октября 1941 - Челябинский тракторный завод им. И. В. Сталина , до 20 июня 1958 - Кировский завод наркомтанкопрома в г. Челябинске ) - машиностроительное предприятие по разработке и производству колесной и гусеничной дорожно-строительной техники (бульдозеров, трубоукладчиков, фронтальных погрузчиков, минитракторов), двигателей внутреннего сгорания, запасных частей и прочей высокотехнологичной машиностроительной продукции.

Численность работающих - более 20 000 человек. Производственная площадь, занимаемая предприятием, составляет 1,5 млн.м 2 .

Оператором (владельцем) предприятия является ООО «Челябинский тракторный завод - Уралтрак». Генеральный директор общества - В. М. Платонов.


1. История ЧТЗ

1.1. До войны

С-65 в музее техники ВАЗа (г. Тольятти)

Бульдозер ДЗ-54 на базе трактора Т-100 (1955)

Челябинский тракторный завод (1930-е)

29 мая 1929 года Совет Народных Комиссаров принял постановление о строительстве тракторного завода на Урале. Производственная мощность завода была запланирована на уровне 40 тыс. тракторов в год. В качестве прототипа первого трактора был выбран американский трактор Caterpillar 60. Строительство завода осуществлялось с привлечением специалистов из США и других стран. Проектирование завода осуществлялось архитектурной фирмой «Альберт Кан Инкорпорейтед» из Детройта (США) , спроектировавшей до этого Сталинградский тракторный завод (а перед этим, до Великой депрессии 1929-1933 годов - заводы Форда и другие автомобильные заводы США) знаменитого американского архитектора Альберта Кана (Albert Kahn) (1869-1942) .

15 мая 1933 года из ворот сборочного цеха вышел первый гусеничный трактор «Сталинец-60» (С-60). Однако официальное открытие завода состоялось 1 июня. Тракторы С-60 оснащались 4-тактными 4-цилиндровыми карбюраторными двигателями мощностью 72 л.с., работающими на лигроиновом топливе и при весе 9,5 тонн имели максимальное тяговое усилие 4,45 тонн.

1936 год. Тракторы предприятия принимают уастие в двух грандиозных экспедициях: «Снежный поход» - пройдя две тысячи километров по Якутии при температуре минус 50 градусов, и Памирский переход на высоте 4 тысячи метров в Туркестанском военном округе.

Май 1937 года. На Всемирной выставке в Париже трактор С-65 отмечен высшей наградой - дипломом «Гран-при».

20 июня 1937 года начат серийный выпуск трактора «Сталинец-65» (С-65) мощностью 65 лошадиных сил с дизельным двигателем. ЧТЗ первым в стране освоил выпуск топливной аппаратуры для дизелей. ЧТЗ стал пионером советского тракторного дизелестроения.

1939 год. ЧТЗ освоил выпуск боевой техники - артиллерийского тягача «Сталинец-2» (С-2) мощностью 105 лошадиных сил.

1940 год. Тракторостроители вели опытные работы по освоению производства тяжелых танков КВ конструкции ленинградского Кировского завода, и 12-плунжерного топливного насоса «ТН-12» для авиационных двигателей тяжёлых бомбардировщиков. 31 декабря 1940 года государственной комиссией был принят первый челябинский танк.

30 марта 1940. С конвейера сошел 100000-й трактор. Суммарная мощность выпущенных челябинских тракторов равнялась 6 миллионам лошадиных сил, или десяти Днепрогэсам.


1.2. Завод в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны ЧТЗ вместе с семью частично или полностью передислоцированными в город предприятиями, представлял собой танковый комбинат, позднее получивший неофициальное прозвище «Танкоград» . В частности, сюда были эвакуированы основные мощности Харьковского моторного завода и ленинградского Кировского завода, в связи с чем 6 октября 1941 года завод был переименован в «Кировский завод Наркомата танковой промышленности в городе Челябинске» . В сжатые сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта: 18 тысяч танков и самоходных установок; 48,5 тысяч танковых дизельмоторов; 17,7 миллионов заготовок боеприпасов.

Предприятием было создано 13 типов новых танков и САУ, 6 типов танковых дизельмоторов. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжёлых танков была поставлена на конвейер.

За время войны заводу 33 раза присуждались Красные Знамёна Государственного Комитета Обороны за победу во Всесоюзном соревновании. Два знамени оставлены коллективу на вечное хранение.


1.3. После войны

Почтовая марка СССР, 1958 год: Первенцы советской индустрии

5 января 1946 года собран первый трактор «Сталинец-80». В 1956 году создан трактор «Сталинец-100».

В январе 1961 года запущен в серийное производство трактор с электромеханической трансмиссией ДЭТ-250.

9 октября 1963 года с главного конвейера сошел первый серийный трактор Т-100М мощностью 108 лошадиных сил. Для увеличения производительности труда, повышения надежности и долговечности тракторов при работе в различных климатических условиях (болота, пески, вечная мерзлота и т. д.) были разработаны и внедрены в серийное производство модификации базовой модели. Так в 1964 году ЧТЗ выпускал 22 варианта трактора Т-100М. Данный трактор, включая все его модификации, стал самым массовым за историю предприятия: всего было выпущено 412145 экземпляров.

В конце 60-х годов в условиях действующего производства промышленных тракторов Т-100М начата его коренная реконструкция и техническое перевооружение для начала выпуска тракторов Т-130. 26 мая 1970 года строительство и реконструкция ЧТЗ были объявлены Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

10 ноября 1971 года создано первое в отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР производственное объединение «Челябинский тракторный завод имени В. И. Ленина».

6 августа 1982 года на северном склоне Эльбруса на двухкилометровой высоте, где проходил высокогорный фронт Великой Отечественной войны, установлен обелиск в основании которого находятся части изувеченного трактора С-60, применявшегося в качестве военного тягача.

Трактор Т-100

1 июня 1983 года, к золотому юбилею ЧТЗ, на предзаводской площади установлен на постамент первый трактор С-60 - первая советская гусеничная машина, и был собран первый в мире сверхмощный энергонасыщенный отечественный трактор Т-800 с двигателем мощностью 820 лошадиных сил, предназначенный для разработки особо тяжелых мерзлых и скальных пород без взрыва.

Март 1988 год - тракторостроители приступили к производству трактора Т-170, оснащенного модернизированным дизельным двигателем. В этом году завод достиг максимальной производительности по выпуску тракторов: с конвейеров сошло 31,5 тысячи машин.

Январь 1989 года - начат серийный выпуск трактора ДЭТ-250М2.

Сентябрь 1990 года - бульдозер-рыхлитель Т-800 занесён в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой и производительный в мире .

Тракторы ЧТЗ - Т-100 и Т-108


1.4. Завод после 1991

Бульдозер Б-10M (2004)

1998 год - банкротство, реорганизация, появление нового предприятия: ООО «ЧТЗ-Уралтрак»

Ноябрь 1999 года - освоено серийное производство танкового дизеля В-92 С2.

25 сентября 2000 года на международной выставке «УРАЛСТРОЙ - 2000» (г. Уфа) продукция ЧТЗ была отмечена золотым Кубком первой степени.

25 июля 2002 года - открыт первый региональный торговый центр - РТЦ ООО «ЧТЗ-Уралтрак» в Перми.

Октябрь 2002 года - собран опытный образец трактора ДЭТ-320 с двигателем Ярославского моторного завода.

18 декабря 2002 года - получен сертификат качества (Свидетельство об испытании образца) бульдозера Б - 10.02 в сертификационном Центре ЕЭС (Германия).


1.5. ЧТЗ сегодня

Сегодня ЧТЗ предлагает потребителю:

  • тракторы Т10М, ДЭТ-250М2 и инженерные машины на их базе;
  • трубоукладчики грузоподъёмностью 12,5 и 20 тонн;
  • бульдозеры Б10М;
  • виброкатки, погрузчики и бульдозеры на базе колёсных модулей массой 24 тонны;
  • дизельные двигатели мощностью от 12 до 1000 лошадиных сил;
  • дизель-генераторные установки мощностью 100 кВт для автономного энергообеспечения;
  • дизель-гидравлические станции для установок сбора нефтепродуктов с водных поверхностей;
  • запасные части к тракторам ЧТЗ;
  • товары народного потребления, в их числе: универсальный колесно-гусеничный мини-трактор «Уралец» (12 л.с.);
  • коммунальную машину Т-02.03.2 и другие товары.

1.6. Деятельность в 2008 году

В 2008 году произвел продукцию на 12,364 млрд руб. (на 16,2 % больше, чем в 2007 году), выпустив:

  • 162 трубоукладчика,
  • 1 944 бульдозеро-рыхлительных аппарата,
  • 71 тяжелый трактор ДЭТ-250 и ДЭТ-320,
  • запасных частей - на сумму 2 млрд 853,766 млн руб. (рост на 28,7 %).

Объем экспорта продукции - 1,916,4 млрд руб. (рост на 0,2 %). Экспорт запасных частей - 417,83 млн руб. (рост на 5,9 %) .

В зависимости от видов выпускаемой продукции доля в России колеблется от 15 до 65 %. Госзаказ на предприятии - 15-18 %, доля экспорта в продажах - 22-25 % (в планах - увеличение доли экспорта до 30-40 %) .


2. Награды

  • Орден Ленина (1971),
  • Орден Трудового Красного Знамени (1983),
  • Орден Кутузова 1-й степени (1945),
  • Орден Красной Звезды (1944).
  • Орденом Ленина награждены опытный завод (1944) и конструкторское бюро по дизелям (1945).
  • 12 тракторостроителей удостоены звания Героя Социалистического труда.
  • 25 августа 2003 года - ООО «ЧТЗ - Уралтрак» награждёно Орденом Дружбы государства Вьетнам .

Примечания

  1. Меерович М. Г. Альберт Кан в истории советской индустриализации. - archvuz.ru/numbers/2009_2/ia1
  2. Ж-л «Эксперт» № 1 (687)/28 декабря 2009. Максим Рубченко (редактор отдела экономики). Ура, у них депрессия! - www.expert.ru/printissues/expert/2010/01/ura_u_nih_depressiya/
  3. - www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=623, - kirovka.ru/enc/index.php?id=623 Кировский завод Наркомата танковой промышленности
  4. Комаров Л. С. Летопись Челябинского тракторного / Л. С. Комаров, Е. Г. Ховив, Н. И. Заржевский. - М., 1972
  5. Вторая жизнь рекордсмена - Челябинский Тракторный Завод (ЧТЗ) - chtz-uraltrac.ru/news/topics/199.php
  6. По итогам 2008 года, «ЧТЗ-Уралтрак» увеличил производство спецтехники на 16,2 % - www.nsp.su/news/2009-01/3615/
  7. Экспортная колея челябинского трактора - Челябинский Тракторный Завод (ЧТЗ) - chtz-uraltrac.ru/news/topics/468.php
  8. История - Челябинский Тракторный Завод (ЧТЗ) - chtz-uraltrac.ru/articles/categories/24.php
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 08:23:14
Похожие рефераты: ООО Челябинский тракторный завод Уралтрак , Челябинский тракторный завод Уралтрак , Павлодарский тракторный завод , Ташкентский тракторный завод , Харьковский тракторный завод ,

"Среди названий славных и наград

Которыми особенно гордятся.

Есть огненное слово: Танкоград,

Есть боевое званье: танкоградцы!" Е.Ховив

Фото Танкоград. Легендарная Т-34

Во время войны Челябинск имел второе название - . В 2013 свой 80-летний юбилей отметил самый известный челябинский завод, можно сказать бренд Челябинска - ЧТЗ. Челябинский тракторный, а во время войны танковый.

Во время войны именно здесь в Челябинске, а не в Москве, был создан и работал Народный комиссариат танковой промышленности. Это единственный случай. Этот наркомат располагался в здании, где сейчас находится "Детский мир" в центре города. Первым министром был Вячеслав Александрович Малышев. Еще несколько наркоматов было эвакуировано из Москвы.

Первые 6 лет своего существования ЧТЗ выпускал тракторы С-60, скопированные с американского образца. Они работали на каком-то особом топливе похожем на авиационный керосин. Двигатель был не дизельный. Это было дорого. В 1936 году перешли на выпуск тракторов С-65 уже на дизельной тяге. Буква "С" означала "Сталинец". Эта модель и стала в дальнейшем базой для выпуска военной продукции. Сначала это были артиллеристские тягачи С-2. До танков очередь дошла в конце 1940 года. Первым был опытный танк КВ-1. Их собрали за первые полгода всего лишь 25 машин.

Фото Музей военной техники

С началом войны все изменилось. Завод на 100% работал на оборону. В то время в СССР танки производили два завода: Кировский в Ленинграде и В Харькове. они оба оказались сразу же в зоне удара немецкой авиации. Кировский эвакуируют в Челябинск, а Харьковский на Уралвагонзавод в Нижний Тагил.

Кроме двух уральских заводов делали легкие танки в Горьком на автозаводе. Немного танков выпускали в Свердловске и Омске. Но ЧТЗ был главным танковым заводом страны. Сначала выпускали только тяжелые танки, а с августа 1942 года с конвеера пошли знаменитые "тридцатьчетверки". Этот танк признан одним из лучших в мире.

Фото Танкоград. Памятник уральским танкистам в Челябинске

С сентября 1943 года начали выпуск тяжелых танкв ИС (Иосф Сталин). История этих танков началась с приказа Главного комитета обороны СССР в феврале 1943 года. А причина - появление на Восточном фронте новейших немецких "Тигров". Тогда у Советской Армии не оказалось машин, способных бороться с тяжелой броней и мощным вооружением этих фашистких танков.

Главным методом войны для наших войск к тому времени стало наступление и прорыв. Для взламывания хорошо укрепленной обороны противника и постоянной поддержки наступления необходимо было создать эффективный танк с хорошей броневой защитой, мощным вооружением, и высокими маневренными характеристиками. И Танкоград дал фронту сначала ИС-1, а затем ИС-2. Этот танк - собственная разработка ЧТЗ. Основой для разработки послужил КВ-13. У ИС была 120-миллиметровая пушка. Это убойная сила для любого танка.

Фото Танкоград. Танк ИС-3 (Иосиф Сталин) последняя модель этой серии

По мощи танк ИС-2 не имел себе равных в годы Второй мировой войны. Немцы панически боялись этих ИС, их танкам даже запрещалось вступать с ними в открытый бой. Летом 1943 года после тяжелой Курской битвы Советское командование приняло решение что надо изменить конструкцию башни и корпуса. У новой модели ИС-3 башня более обтекаемой формы чем у его старших братьев. Носовая часть несколько выдавалась вперед и танкисты прозвали ее "щучий нос". Механик мог легко выбраться из танка и попасть в него так как люк стал удобнее. Но ИС-3 не успел проявить себя в боях. Он выпустился с конвеера уже в 1945-м. 7 сентября 1945 года эти танки приняли участие в берлинском параде. Стояли на вооружении до 90-х годов. Этот танк ИС-3 стал в Челябинске символом самоотверженного труда рабочих Танкограда, которые в годы войны делали все для фронта, все для Победы.

Фото Танкоград, Т-54

А всего в военное время было разработано и выпущено 13 разных моделей тактов и самоходок.

Малышева в шутку называли "Князем танкоградским". Это прозвище чрезвычайно нравилось Сталину, он Малышева очевидно ценил. За 1944 год советская промышленность выпустила уже 29000 танков, немецкая - 18300. Позле победы В.А.Малышев занимал разные высокие должности, можно сказать, что он сгорел на работе. Его не стало в 1957, ему было лишь 55 лет.

Фото Танкоград. Самоходная установка СУ-100

ЧТЗ всегда делал мощные гусеничные трактора. Они могли работать в экстремальных условиях. Были два ярких эпизода в 1936 году. В феврале того года на советском Памире произошла катастрофа. Из-за схода лавин Алайская долина и весь Памирский тракт оказались погребены под 12-метровым слоем снега. На ликвидацию ЧП были брошены силы армии и направлены специалисты с ЧТЗ. Военные расстреливали снежный массив, а дорогу освобождали челябинские бульдозеры.

Фото

Второй случай произошел в Якутии. Северные районы снабжались через морской путь по Ледовитому океану. Зима 1936-37 годов была очень ранняя и не дойдя 400 километров до Якутска, в устье реки Алдан вмерзли в лед три корабля. И город Якутск для которого предназначались грузы, прежде всего топливо и продовольствие, фактически оказался под угрозой холодной и голодной смерти. Были выделены 7 только что сошедших с конвеера "Сталинцев", была набрана команда из добровольцев-механиков, и они отправились из Челябинска в Якутию.

Фото Танкоград. Музей военной техники

До станции Невер (сейчас Забайкалье) они доехали по железной дороге, дальше своим ходом 1500 км. до Якутска. Они шли по руслам рек, кое-где прорубались через тайгу, участок в 600 км, где ни разу еще не проходила никакая техника. От Якутска еще 400 км до застрявших судов. Груз был перемещен в огромные сани, которые и тянули челябинские трактора. Якутск был спасен. У тех тракторов, надо сказать, не было кабины, и трактористы прошли этот нелегкий путь под открытым небом. Это в октябре-ноябре в Якутии. Это подвиг! "Снежный поход" таково было название этого мероприятия. Конструкторы проверили трактора в экстремальных условиях, получили неоценимый опыт. Не знаю, пришла ли им в голову после этого идея создать хоть какую-никакую кабину?

Фото с сайта 74.ru Антарктида

Была у челябинских тракторов и Антарктическая страница. В 1944 году, видя, что война уже идет к концу, челябинские конструкторы приступили к разработке нового мирного трактора С-80 (уже с кабиной!). Он станет главной рабочей лошадкой в восстановлении страны после войны. Но самая яркая страница в его биографии - это Антарктида. Опыт эксплуатации этого трактора уже был в Арктике. 30 ноября 1955 года из Ленинграда выходит дизельэлектроход "Обь". 5 января 1956 года он приходит к побережью Южного материка. Начинается первая советская антарктическая экспедиция. Причала там на побережье не было. Грузы выгружались рядом с кораблем на специально подготовленные грузовые сани. В трюме "Оби" было три С-80. Они и доставляли оборудование до станции. Они блестяще справились со своей задачей. Заводились на любом морозе, проходили через любые торосы. С этой выгрузкой связана первая, увы, трагедия. 21 января 1956 года при начале транспортировки очередных саней у одного из С-80 провернулись гусеницы и он вспорол лед собой. Трактор и сани наклонились и застыли в этом положении. Один водитель выскочил и тут в дело вмешался другой водитель Иван Хмара. Он рискнул, дал газ и в секунду провалился в воду. А дверка у него была закрыта. Всего 20 лет было парню. Он стал первым советским полярником, погибшем в Антарктиде. Всего за 60 лет освоения ледяного континента погибли более 60 советских и российских граждан. Недалеко от станции "Мирный" есть даже небольшое кладбище русских полярников. Ивану Хмаре установлен памятник. Челябинские тягачи вытянули этот первый антарктический поход и 13 февраля 1956 года была основана первая советская станция "Мирный". Она до сих пор является "столицей" русской Антарктиды. Именно отсюда ведется управление всеми нашими полярными станциями.

Фото Танкоград. Музей военной техники

В чем же секрет столь успешной работы челябинских тракторов в суровых, экстремальных условиях? В наших двигателях, которые отлично пашут при минус 70 и на высоте до 5000 метров. Правда они, выиграв в силе, потеряли в скорости. С 1957 года по наше время в Антарктиде используется целое семейство специальных вездеходов, которые изготавливались на Харьковском заводе транспортного машиностроения. Но сердце у этих харьковских вездеходов челябинское. Харьковчане даже и не пытались создать свой двигатель.

Фото Танкоград. Музей военной техники. Прадед этого мальчика Миши был танкистом и погиб за Родину в 1944 году.

Танков в Челябинске много, старые военные машины на ходу, они постоянно участвуют в параде 9 мая, да и так установлено много, только в саду Победы в Тракторозаводском районе, где расположен музей военной техники под открытым небом, их наверное десятка два. Любимое место у всех детей, у девчонок не меньше чем у мальчишек. А в августе 2014 года наконец-то установили памятник - точную копию того первого трактора "Сталинец" на перекрестке Университетской набережной и улицы академика Королева. На "морду" трактору прицепили эмблему ХК "Трактор".

Фото с 74.ru (наверное)

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «volonterraiona.ru» — Кирпичи. Блоки. Утеплители. Материалы. Изоляция