Феодосий император. Феодосий I Великий. Свержение узурпатора Максима

Флавий Феодосий I Великий (11 января 347 г. - †17 января 395 г., римский император в 379-395 гг.) был последним императором единой Римской империи. С его правлением связаны крупные перемены в политической жизни Римской империи: именно в это время в ее восточные пределы вторглись восточные германцы - готы, за век до того вышедшие из земель в устье Вислы, прошедшие через болота Припяти и Поднепровье и постепенно расселившиеся в Северном Причерноморье. Таким образом, при Феодосии Восточная Римская империя (Византия) вступила в эпоху Великого переселения народов.

Флавий Феодосий родился в северной Испании, в городе Кавка (современная Кока в Галисии). Там располагались обширные владения его отца, также носившего имя Флавий Феодосий, преуспевающего полководца, происходившего из рода императора Траяна. Дед и бабка Феодосия Великого со стороны отца, Гонорий и Ферманция, были православными христианами, благодаря чему и отец будущего императора, и он сам были воспитаны в христианской вере. У Феодосия Великого был брат Гонорий, чью дочь Серену он впоследствии удочерил. Она вышла замуж за полководца Стилихона, германца (вандала) на службе Римской империи, и имела немалое влияние в тогдашней политике.

Феодосий провел юность на родине, в Испании. О его образовании известно мало, источники сообщают лишь о его интересе к истории. С 368 г. он сопровождает своего отца в военных походах. Под его началом он ведет боевые действия против скоттов и пиктов в Британии и отражает там набеги саксов (368-369 гг.), воюет на Рейне с аламаннами (370 г.), а затем с сарматами в Подунавье (372-373 гг.). Его мужество и способности военачальника очень рано были отмечены императором. По свидетельству Аммиана Марцеллина, Феодосий был назначен полководцем в Мезию в то время, когда был еще безбородым юношей. В многократных стычках он разбил полчища сарматов и принудил их к миру . Но в 376 г. военная карьера Феодосия внезапно прервалась, он вернулся в Испанию, что, вероятно, было связано с опалой и смертью его отца. В том же году Феодосий женился на Элии Флакилле, происходившей из знатной семьи романизованных иберов, а в 377 г. родился его старший сын Аркадий. Казалось бы, Феодосию уже никогда не достичь высот власти, но в 378 г. положение резко изменилось. 9 августа 378 г. император Восточной Римской империи Валент был разбит готами под Адрианополем и, попав в окружение, погиб в горящей хижине. Готы рассыпались по Фракии, овладели Дакией, дошли до стен самого Константинополя . В этой чрезвычайной ситуации император Западной Римской империи Грациан прибыл в Сирмий на Балканах, вызвал к себе Феодосия и 19 января 379 г. провозгласил его Августом и императором над всеми восточными провинциями Империи .

Феодосий принял власть в весьма трудное время. По свидетельству всех писателей, поражение под Адрианополем повергло римлян в полное уныние. Одно имя готов приводило воинов в ужас, нечего было и думать с таким войском давать новую битву. Следующие четыре года были потрачены Феодосием на то, чтобы вернуть армии утраченный боевой дух. Местом своего пребывания новый император избрал Фессалоники. Отсюда он руководил боевыми действиями и управлял своей половиной империи. Военное обучение вскоре принесло свои результаты, а косность и праздность были искоренены. В ходе реорганизации армии Феодосий не боялся привлекать на службу Империи варваров-германцев, то есть тех же самых готов, при условии верности и образцовой службы. Это возымело свое действие, и римская армия не только получила приток свежих сил, но и имела возможность усвоить новую тактику. Феодосий, вообще отличавшийся острым умом, доблестью и здравомыслием, добивался успеха в управлении войском как строгостью приказов, так и щедростью и лаской. После того как воины сплотились и обрели веру в себя, они стали увереннее нападать на грабительские отряды готов и постепенно вытеснили их из пределов Фракии. Но тогда же Феодосий заболел, и состояние его было почти безнадежно. Это вновь придало готам дерзости. Часть из них отправилась грабить Фессалию, Эпир и Ахайю, другие устремились в Паннонию. Когда император Грациан узнал, что в связи с роковым и безнадежным недугом Феодосия готы усилили свой натиск, то он явился на восток, дал им много даров, снабдил продовольствием и заключил с ними мир .

В 380 г. тяжело больной Феодосий принял крещение от православного епископа Асхолия. Болезнь его стала отступать, и он совершенно излечился. Прибыв после этого в Константинополь, Феодосий показал себя горячим защитником православия. Арианскому епископу Демофилу он предложил или принять веру в единосущие Христа с Богом Отцом, либо удалиться из столицы. Демофил избрал последнее. Вслед за ним Константинополь покинули многие ариане, более сорока лет владевшие здесь всеми церквами. В 381 г. Феодосий собрал в Константинополе Второй Вселенский собор, на котором арианство и другие ереси подверглись строгому осуждению, а принятый на Никейском соборе Символ Веры был уточнен таким образом, чтобы исключить всякое превратное его толкование . Император своей властью утвердил это решение и издал целый ряд законов, объявлявших единственно правильной веру отцов Никейского собора. Все церкви должны были отныне передаваться православному духовенству . Точно так же Феодосий первым из императоров подверг гонениям язычников (381-385 гг.) и издал закон, повелевавший закрывать и разрушать по всей империи языческие храмы . Под страхом смертной казни были запрещены жертвоприношения. Однако борьба с язычеством происходила без жестоких репрессий (свойственных, например, Юлиану Отступнику, пытавшемуся восстановить язычество, или императорам-арианам, боровшихся с Православием). «Великий Пан умер» уже давно, и прекращения Олимпийских игр при Феодосии (после 393 г.) не возбудило ропота в обществе, так как язычество стало делом прошлого, религией отсталых окраин.

Между тем война с готами понемногу утихала. 3 октября 382 г. Феодосий через своих полководцев заключил с готским вождем Фритигерном договор, по которому готы получали для поселения земли в Нижней Мезии и Фракии и поступали на службу к императору в качестве федератов . Фритигерн не подвергал христиан гонениям и правил мирно. Другой готский вождь, Атанарих, ненавидевший христиан (именно при нем пострадали св. мученики Никита Готский, Савва и другие), отправился в Константинополь с визитом, заключил союз с Федосием и после этого неожиданно скончался. Готы на Балканах стали во множестве обращаться в христианство . С этого времени Феодосий правил спокойно и твердо до самой своей смерти. Аврелий Виктор пишет, что он был кроток и благожелателен ко всем, особенно же к хорошим людям. Он давал изысканные и веселые пиры, однако без пышности, речь его была солидна и приятна. Он был ласковым отцом и примерным супругом. В отношении наук его образование было посредственно, но он от природы отличался проницательностью. По сообщению Аврелия Виктора, император был умерен в еде и питье он был умерен, а также отличался целомудрием и воздержанием. Однако он был гневлив и вспыльчив. Кроме того, Филосторгий и Евнапий пишут, что он был невоздержан в тратах, предан роскоши и безпечен и даже склонен к лени.

Впрочем, лениться Феодосию было некогда. В западной части Империи вспыхнули распри. В 387 г. император вступился за Валентиниана II, брата Грациана, изгнанного из Италии узурпатором Магном Максимом. Политический союз с Валентинианом был скреплен женитьбой Феодосия, оставшегося вдовцом после кончины Элии Флакиллы, на Галле, сестре Валентиниана.

Феодосий и Максим встретились в Паннонии на берегу Савы. Первый день сражения не принес никому победы, но на следующее утро Феодосий благодаря своему превосходству в коннице (она сплошь состояла из готов и алан) одержал победу. Максим был захвачен и казнен. Следующие три года Феодосии провел в Италии, управляя отсюда всей Империей. Среди многих полезных деяний, совершенных им в это время, историки пишут и об одном, наложившем темное пятно на память об этом государе. В 390 г. случилось народное возмущение в Фессалониках. Феодосий, не разобрав дела, велел подвергнуть жителей города безпорядочному избиению. Всего было убито около пятнадцати тысяч горожан без различия пола и возраста. Этим злодеянием Феодосий разгневал св. Амвросия Медиоланского, который при всем народе не допустил императора в храм, так как руки его были обагрены кровью невинных. Чтобы умилостивить епископа, Феодосий в одежде кающегося грешника всенародно исповедовался в своих грехах. Он был первым из императоров, демонстративно склонившим голову перед авторитетом церковной власти . Обличение императора епископом не следует понимать как «спор властей»: Феодосий находился под влиянием св. Амвросия Медиоланского еще со времени своего трехлетнего пребывания в Италии и глубоко почитал его.

В 390 г. император Феодосий возвратился в Константинополь, оставив Валентиниана управлять западной частью империи. Два года спустя Валентиниан был убит, и власть захватил ритор Евгений. В 394 г. Феодосий выступил против него во главе своей армии. Сражение произошло неподалеку от Аквилеи на берегу Фригиды. В первый день воины Евгения потеснили отряды вараров, которых было великое множество в армии Феодосия . Только ночь спасла Феодосия от полного поражения. Но на другой день ему удалось обещаниями переманить на свою сторону большой отряд противника. Кроме того, в разгар сражения началась сильная буря. Ветер дул прямо в лицо воинам Евгения. Они не выдержали двойного натиска и бежали. Евгений был схвачен и обезглавлен.

На короткое время и в последний раз вся Римская империя объединилась в руках одного государя. Однако спустя всего четыре месяца Феодосий по пути из Рима занемог в Медиолане (Милане) и умер, завещав власть двум своим сыновьям. Сохранилась речь св. Амвросия Медиоланского на кончину Феодосия.

Перед смертью Феодосий успел осуществить мирный раздел наследия Римской империи между сыновьями. Старшему, Аркадию , досталась Восточная часть со столицей в

Феодосий I Великий (Флавий Феодосий, лат. Flavius Theodosius, Theodosius Magnus) (346-395 г. г. н. э.) - римский император, царствовавший в 379 - 395 годы, последний правитель единой Римской империи перед её окончательным разделом на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию). При нём христианство окончательно стало государственной религией, а государственный языческий культ был отменён.

Происходил из уроженцев Испании и был сыном Феодосия, храброго и искусного военачальника во времена Валентиниана I, поднявшегося в своей карьере до высокого звания, но затем казнённого по ложному обвинению врагами в сепаратистских замыслах (вероятно в 374 году). Феодосий родился в 346 году и прославился выдающимися талантами полководца ещё при жизни отца, когда, управляя военными силами на Дунае успешно отстаивая границу от варварских вторжений. Удаленный в изгнание придворной партией, происками которой был погублен его отец, он был через несколько лет вновь призван ко Двору, после смерти его соправителя Валента (378 год) в битве с вестготами при Адрианополе. Восток остался без государя в очень опасном, почти критическом положении, Феодосий 19 января 379 года был объявлен «августом»; ему предоставлялись при этом полные императорские полномочия в восточной половине Империи, то есть в азиатских провинциях, в Египте с Киренаикой и на Балканском полуострове.

Богато одаренный природой, Феодосий вёл воздержный образ жизни, был хорошим супругом и отцом, в государстве - вождём умным и энергичным. Полученное им серьёзное образование подготовило его к тому, чтобы охватить мыслью задачу государя, понять её трудности и осветить её исполнение разумно построенным планом. Он выдвинул вновь девиз единства и убежденно, горячо отстаивал его извне против теснивших Империю варваров, внутри - против постоянно грозившего разделения. Выдающийся полководец, хорошо владевший всеми орудиями римской стратегии, осторожный в обдумывании действий, но быстрый в их исполнении, Феодосий был также искусным дипломатом и умелым администратором. Среди измельчавших деятелей эпохи он показал известное величие, хотя оригинального политического творчества и новых реформаторских идей и не обнаружил: он мог только охранять то, что сложилось. Необузданность нрава, суровая нетерпимость и узость религиозного настроения бросают мрачную тень на его духовный образ. Эти свойства помешали Феодосию остаться справедливым человеком и вредили интересам его собственного могущества. Управления Востоком и Западом после приобщения Феодосия к власти сохраняли свою отдельность, и государи-соправители работали всегда согласно друг с другом. Феодосий не предпринимал козней против западного августа, уважая принцип раздела; на самом же деле авторитет его распространялся на весь римский мир.

Нетерпимость по отношению к иноверцам выразилась в разрушении многих языческих храмов; были отменены Олимпийские игры, сожжена Александрийская библиотека, толпой фанатичных христиан была убита женщина-математик Гипатия, жестоко преследовались иноверцы; в правление Феодосия даже наиболее безобидные магические действия вроде гадания были запрещены, а наказание за их совершение было одно - смертная казнь. Насильственное обращение в христианство омрачило правление императора, преследованиям подверглись многие жители Империи, а культуре и науке был нанесён существенный урон.

Прежде всего было необходимо привести к повиновению вестготов, которые хозяйничали по всему Балканскому полуострову, угрожая самому Константинополю. Феодосий реорганизовал войско, восстановил в нём дисциплину, пополнил его вспомогательными силами из самих варваров, раздробленных и враждовавших между собою. Опираясь на Фессалоники, систематически продвигаясь вперёд и разжигая распри между отдельными группами варваров, он постепенно очищал полуостров (379 - 382 годы). Мало-помалу готы были приведены к покорности и с ними заключены договоры о подданстве. В качестве федератов империи отряды их были расквартированы во Фракии и Македонии на началах военного постоя (hospitalitas). Полного замирения дунайской границы достигнуть, однако, не удалось: германцы, сарматы, аланы и гунны непрерывно теснили её набегами, и защита от них требовала значительных средств и неусыпного внимания.

Дальнейший ход событий направил деятельность Феодосия на Запад. Последние годы царствования Грациана тревожны были вторжениями франков, аламаннов, маркоманнов и квадов в Галлию и Италию. В Британии появился талантливый и энергичный предводитель Магн Максим, который захватил власть и в Галлии, Грациан пал от руки сочувствовавших последнему заговорщиков в Лионе (383 год). В руках сторонников его несовершеннолетнего брата Валентиниана II оставалась одна Италия, да и оттуда ему скоро пришлось бежать (387 год) в Фессалоники, под покровительство Феодосия. Последний двинулся против Максима. Феодосий выступил за легитимный принцип, проводя политику наследственности монархической власти и опасаясь, что все недовольные в Империи объединятся вокруг Максима. Феодосий направился в Италию с хорошо обученным войском и прекрасными вождями-полководцами (римского и варварского происхождения Промотом и Тимазием, Рихомером и Арбогастом), через Паннонию, а сильный флот должен был напасть на страну с юга. Максим был взят в плен и умерщвлен (388 год). В западной Империи восстановлена была в течение следующих лет законная власть Валентиниана II и сильно укрепилось влияние самого Феодосия, который с 388 по 391 годы большую часть времени провёл в Италии, пребывая преимущественно в Милане.

Новые неурядицы, причинявшиеся вторжениями варваров, призвали его на Балканский полуостров, где приходилось также бдительно охранять порядок в войсках, разделяя их на небольшие корпуса с доверенными начальниками во главе и с расширением власти последних на счёт компетенции префекта претории. На дальнем востоке Империи во время царствования Феодосия положение было довольно спокойно, вследствие внутренних смут, происходивших в Персидском царстве.

Запад оказался успокоенным ненадолго. Ничтожный и неопытный, но неосторожный и притязательный Валентиниан II быстро возбудил против себя недовольство. Особенную вражду вызвал он у Арбогаста, поставленном управлять Галлией. Последний приказал убить императора, прибывшего с какими-то резкими требованиями в Вьенну (392 год), и возвёл на престол некоего Евгения, профессора риторики, скромного и почтенного человека, являвшегося в его руках простой игрушкой. В борьбе с этой новой узурпацией Феодосию пришлось провести свои последние годы. Евгений был признан государем, кроме Галлии, также и в Италии. Движение принимало окраску реставрации паганизма, под влиянием самого видного главы языческой партии, Никомаха Флавиана, замечательного государственного человека, которого ценил сам Феодосий. В то же время симптомы внутренней смуты обнаруживались и в Африке; военный наместник страны (magister militum) Гильдон видимо желал создать из неё отдельное владение для себя. Феодосий провозгласил себя единым императором всего римского мира; он возвёл в сан августа и младшего своего сына, малолетнего Гонория, как уже раньше сделал то же для старшего Аркадия. Многочисленные заботы не дали ему возможности нанести удар узурпации немедленно. Он вступил вновь в Италию с сильным войском лишь в 394 году (в числе начальников его армии мы видим знаменитого впоследствии Стилихона и также прославившегося вскоре готского вождя Алариха). Феодосий восторжествовал над врагами (в битве близ Аквилеи), но вскоре заболел и умер в Милане, в то время, когда наводил порядок в подчинённых странах Запада (17 января 395 года).

Поглощенный трудной задачей охраны безопасности и целости Империи, Феодосий не успел выработать план преобразования внутренних порядков. Он стремился и здесь проявлять лишь твёрдую власть, чтобы не расшатывалась далее сила имперского правительства. В позднейших законодательных сводах сохранилось немало энергичных распоряжений Феодосия, но меры строгости его касались главным образом слабых элементов общества, особенно все более разорявшегося местного дворянства (куриалов). Гнет налогов не был облегчен, так как государство постоянно нуждалось в громадных средствах; некоторые восстания (в Берите и Антиохии) обясняются именно безжалостным фискализмом. Замечались только попытки несколько смягчить уголовное право и судопроизводство, под влиянием церкви, и регулировать в духе христианских понятий семейное право. Император много заботился о полиции безопасности и общественной гигиене; он украшал города (особенно Константинополь) роскошными и полезными зданиями, но не смягчил административного произвола и невыносимого крепостничества.

Во внутреннем управлении Феодосия важное и видное место занимала церковная политика. Будучи сам ревностным христианином и определённо придерживаясь православия, он окончательно порвал с религиозной системой, установленной Константином и выражавшейся в нейтралитете государства по отношению к многоразличным культам и исповеданиям. Он первый сурово поставил принцип государственной религии, как необходимого условия единства, и начал проводить его принудительным способом.

В эдикте (законе) 380 года была объявлена истинной и допустимой исключительно христианская вера в той её форме, «которую проповедывал в Риме святой Пётр, и которой следовали епископ Дамас и епископ Пётр в Александрии, мужи апостольской святости». Это господствующее (православное) учение при нём впервые названо «католическим» (кафолическим, вселенским); его сторонникам одним разрешено именоваться «Церковью».

Арианство и другие секты были безусловно запрещены. Константинопольский собор 381 года подтвердил, дополнив его, Никейский символ веры и повторил осуждение всех еретиков. Упорствующими грозило уголовное преследование.

Такому же безусловному преследованию подверглись и язычники - представители античной философии и религии. В 384 - 385 годах рядом указов запрещены были жертвоприношения и предписано уничтожение храмов (префект Востока Кинегий, при помощи вооружённой силы и вместе с монахами, разрушил многие из оставшихся святилищ старой веры). Эдикт 391 года, ещё более строгий, нанёс последний удар язычеству, запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах. В Риме из зала Сената окончательно и навсегда вынесена была знаменитая статуя богини Ники («Победы»), признававшаяся палладиумом древней религии. Оппозиция cтapo-римской знати (с Симмахом и Претекстатом во главе) не восстала против решений Феодосия; священный огонь Весты был потушен (394 год), и в том же году в последний раз допущено празднование Олимпийских игр в Греции. Фактически практика язычества продолжалась в глухих уголках Империи; празднества натуральных культов многоразлично переплелись с христианскими обрядами и обычаями, открывая дорогу новому синкретизму.

В своих решениях в области религии Феодосий находился под сильным влиянием знаменитого отца западной церкви Амвросия Медиоланского. Влияние это доводило часто государя до полной покорности епископу. Всем известен факт, как Феодосий принял и публично выполнил епитимию, наложенную на него святителем за зверскую расправу с участниками бунта в Фессалониках. Хотя Феодосий и старался законами сдерживать непомерно усилившиеся судебные и административные привилегии церкви, но таким подчинением авторитету духовного лица он как бы показал путь для развития идеи, что «Цезарь стоит не над церковью, а в ней». Эта теория сыграла основную роль в развитии дальнейших отношений между светской и духовной властью на средневековом Западе (395 год).

Умирая, Феодосий в последний раз восстановивший единство в греко-римском мире, разделил Империю между двумя своими сыновьями: старшему Аркадию, не сложившемуся ещё юноше, он дал Восток, младшему Гонорию, малообещавшему ребёнку Запад. С этих пор греческая и латинская половины Империи больше не соединялись.

Будущий император Феодосий, как полагают историки, начал военную службу под началом своего отца и участвовал с ним в экспедиции в Римскую Британию , чтобы подавить там восстание племён пиктов и скоттов . В 374 году он занимал пост командующего войсками в придунайской провинции Мёзия (лат. dux Moesiae Primae ), где успешно сражался с сарматами:

«Дукс Мёзии Феодосий младший, тогда ещё юноша с едва пробивавшейся бородой, а впоследствии славный император, несколько раз изгонял свободных сарматов, называемых так в отличие от восставших против них рабов, и наносил им поражения во время их вторжений в наши пределы на другой стороне. Стекавшиеся их полчища, несмотря на храброе сопротивление, он разбил в многократных стычках так решительно, что насытил диких зверей и хищных птиц кровью множества павших» .

Почти через 2 года после назначения императором Феодосий покинул Фессалоники , откуда руководил войной с готами, и вступил 24 ноября 380 года в свою столицу Константинополь , после чего основное внимание уделял церковной политике и дипломатической работе с готскими вождями. Он привлек в армию многих варваров, разрешив им свободно покидать её ряды и вступать обратно по желанию. Хотя численность войск восстановилась, их дисциплина и управляемость значительно снизились. Зосима сообщает, что Грациан послал Феодосию на помощь войска во главе с франками Баудоном и Арбогастом , которые выдавили банды варваров из Македонии и Фессалии обратно во Фракию. Это улучшило положение восточной части Римской империи и склонило готов к переговорам.

В это время сменилась власть в Западной Римской империи. В 383 году командующий римской армией в Британии Магн Максим высадился в Галлии , узурпировав там власть. Римский император Грациан в ходе смуты был убит . Его младший брат-соправитель Валентиниан стал соправителем Максима, владея Италией и провинциями в Африке и на Балканах. Феодосий был вынужден признать императорский титул Максима вслед за признанием Максима Валентинианом.

Свержение узурпатора Максима . - гг.

Феодосий и Св. Амвросий . - гг.

В течение 3-летнего пребывания в Италии Феодосий оказался под духовным влиянием епископа Медиолана Св. Амвросия .

Когда после этих событий Феодосий хотел помолиться в церкви, Св. Амвросий не пустил его за порог, обвиняя в убийстве невинных и требуя покаяния. Только спустя 8 месяцев епископ простил императора, заставив того принять закон, по которому утверждение смертных приговоров откладывалось на 30 дней после вынесения приговора .

Свержение узурпатора Евгения. - гг.

Феодосий вернулся в Константинополь 10 ноября 391 года . После ухода Феодосия из Италии фактическую власть в Западно-Римской империи осуществлял не император Валентиниан , а его главнокомандующий войсками франк Арбогаст . Попытки Валентиниана отстоять свои полномочия привели к конфликту, в результате которого 15 мая 392 года он был убит при неясных обстоятельствах. Не дожидаясь решения Феодосия, 22 августа Арбогаст возвёл на императорский престол своего ставленника, начальника имперской канцелярии Евгения .

Феодосий отказался признавать легитимность Евгения и летом 394 года двинул армию в Италию. 6 сентября 394 года в предгорьях восточных Альп на реке Фригид (на границе совр. Словении с Италией) состоялось генеральное сражение . Передовой отряд войска Феодосия из 10 тысяч готов был полностью истреблён Арбогастом, что современники сочли скорее благом, чем потерей . По Зосиме Евгений к исходу дня после окончания сражения стал преждевременно праздновать победу. Полководец Арбогаста Арбицион перешёл на сторону Феодосия, что возможно стало решающим фактором в разгроме узурпатора . Внезапно воины Феодосия прорвались в лагерь западных римлян к палатке императора-узурпатора. Евгений был схвачен и немедленно обезглавлен, его голову на пике показали его войскам, которые в массе своей перешли на сторону Феодосия. Арбогаст бежал в горы, за ним выслали погоню, и он закололся, чтобы избежать пленения.

Окончательный раздел империи. 395 год

На несколько месяцев Феодосий стал фактическим правителем единой Римской империи. В Риме он провозгласил сына Гонория императором, отменил через сенат ряд древних языческих церемоний и собирался вернуться в Константинополь, где на время своего отсутствия оставил править старшего сына Аркадия .

Христианство как государственная религия

Феодосий происходил из христианской семьи, но, по словам Сократа Схоластика , был крещён во время болезни епископом Фессалоник Асхолием только в 380 году .

«В соответствии с Нашим распоряжением, все народы, находящиеся под управлением Нашей Милости, должны придерживаться веры, переданной римлянам апостолом Петром, ибо она очищает и по сей день. Это есть та вера, которой следует понтифик Дамасий , а также епископ Александрии Пётр , человек апостольской святости. Следуя апостольской святости, иначе говоря, в соответствии с учением апостолов и Евангелия, мы должны верить в единого Бога Отца, Сына и Святого Духа, придерживаясь положения о том, что они равны по величию, а также догмата о Святом Духе» .

Никейская формула веры, поддержанная Феодосием, стала официально называться кафолической . Однако религиозный вопрос не был окончательно разрешён, теологические споры о природе Христа и сути веры продолжились с новой силой в 1-й половине V века .

Борьба с язычеством

Первые императоры-христиане развернули борьбу с некоторыми языческими традициями (в частности, смертью каралось обращение за прорицаниями), но только при Феодосии государство поставило целью искоренить языческие культы и религии. Как замечено в «Пасхальной хронике»: «Прославленный Константин , процарствовав, только запер святыни и храмы эллинов, а этот Феодосий - уничтожил [их]… »

«Феодосий - насколько это видно по древним описаниям и изображениям - телосложением и по характеру был похож на Траяна: такой же высокий рост, такая же фигура и пышные волосы и такое же лицо […] Феодосий был кроток, милостив, общителен, он считал, что отличается от прочих людей только своей одеждой; и был благожелателен ко всем, особенно же к хорошим людям. Он в такой же мере любил людей простодушных, как и восхищался учёными, но притом честными, был щедр и великодушен […] В отношении наук, если смотреть на наиболее преуспевших в них, его образование было посредственно, но он был очень проницателен и очень любил узнавать о деяниях предков […] Он упражнялся физически, но не увлекаясь и не переутомляясь, отдыхал, когда был досуг, преимущественно на прогулках; здоровье поддерживал, соблюдая умеренность в пище» .

Нехристианский историк V века

(вероятно в 375 или году ).

Сам Феодосий так же был способным военачальником, отличался храбростью и прославился выдающимися талантами полководца, когда вместе со своим отцом участвовал в отражении атак пиктов и скотов, а затем когда был назначен дуксом Мезии и управлял военными силами на Дунае, где успешно воевал против савроматов и отстаивал границу от варварских вторжений. После казни отца удалился к себе на родину, где вел частный образ жизни. Родители Феодосия были христианами, хотя сам он в детстве не был крещен.

Еще до избрания его императором он женился на Элии Флацилле . Старший из его двух сыновей - Аркадий родился в Испании в году, младший - Гонорий - в Константинополе в году. Вторым браком Феодосий был женат на Галле, от которой имел дочь Галлу Плацидию , мать будущего императора Западной Римской империи Валентиниана III .

Спустя несколько лет после своего удаления вновь призван на службу властителем Запада Грацианом . После гибели императора Валента II его соправитель молодой Грациан, которому нелегко было сдерживать натиск варваров, получил в удел Восточную империю (378 год), он сперва взял Феодосия себе в помощники, через некоторое время назначил главнокомандующим армией, а после одержанных им блистательных побед приобщил к власти: 19 января года короновал Феодосия в Сирмии императором Восточной Римской империи.

Богато одаренный природой, император Феодосий вел воздержный образ жизни, был хорошим супругом и отцом, в государстве - вождем умным и энергичным. Полученное им тщательное образование подготовило его к тому, чтобы охватить мыслью задачу государя, понять ее трудности и осветить ее исполнение разумно построенным планом. Он выдвинул вновь девиз единства и убежденно, горячо отстаивал его извне - против теснивших империю варваров, внутри - против постоянно грозившего расчленения. Выдающийся полководец, хорошо владевший всеми орудиями римской стратегии, осторожный в обдумывании действий, но быстрый в их исполнении, Феодосий был также искусным дипломатом и умелым администратором. Среди измельчавших деятелей эпохи он показал известное величие, хотя оригинального политического творчества и новых реформаторских идей и не обнаружил: он мог только охранять то, что сложилось.

Внешняя политика

Прежде всего было необходимо привести к повиновению вестготов , которые хозяйничали по всему Балканскому полуострову, угрожая самому Константинополю. Феодосий реорганизовал войско, восстановил в нем дисциплину, пополнил его вспомогательными силами из самих варваров, раздробленных и враждовавших между собою. Опираясь на Фессалоники , систематически подвигаясь вперед и разжигая распри между отдельными группами варваров, он постепенно очищал полуостров (379 - 382 г.). Мало-помалу готы были приведены к покорности и с ними заключены договоры о подданстве. В качестве федератов империи отряды их были расквартированы во Фракии и Македонии на началах военного постоя (hospitalitas).

Полного замирения дунайской границы достигнуть, однако, не удалось: германцы , сарматы , аланы и гунны непрерывно теснили ее набегами и защита от них требовала значительных средств и неусыпного внимания.

На дальнем Востоке империи во время царствования Феодосия положение было довольно спокойно, вследствие внутренних смут, происходивших в персидском царстве .

Дальнейший ход событий направил деятельность Феодосия на Запад. Последние годы царствования Грациана тревожимы были вторжениями франков , аламаннов , маркоманнов и квадов в Галлию и Италию . В Британии поднялся узурпатор, талантливый и энергичный Максим, который приобрел власть и в Галлии, Грациан пал от руки сочувствовавших последнему заговорщиков в Лионе ( г.); в руках сторонников его несовершеннолетнего сына Валентиниана II оставалась одна Италия, да и оттуда ему пришлось бежать в году в Фессалоники , под покровительство Феодосия.

Феодосий двинулся против Максима в Италию с хорошо устроенным войском и прекрасными вождями-сотрудниками (римского и варварского происхождения - Промотом и Тимазием, Рихомером и Арбогастом), через Паннонию, а сильный флот должен был напасть на страну с юга. Максим был взят в плен и умерщвлен в году. В западной империи восстановлена была в течение следующих лет законная власть Валентиниана II и сильно укрепилось руководящее влияние самого Феодосия, который с 388 по 391 гг. большую часть времени провел в Италии, пребывая преимущественно в Милане .

Новые неурядицы, причинявшиеся вторжениями варваров, отозвали его на Балканский полуостров, где приходилось также бдительно охранять порядок в войсках, разделяя их на небольшие корпуса с доверенными начальниками во главе и с расширением власти последних на счет компетенции префекта претория.

Запад оказался успокоенным ненадолго. Ничтожный и неопытный, но неосторожный и притязательный Валентиниан II быстро возбудил против себя недовольство. Особенную вражду вызвал он в Арбогасте, поставленном управлять Галлией . Последний приказал убить императора, прибывшего с какими-то резкими требованиями в Вьенну (), и возвел на престол некоего Евгения, профессора риторики, скромного и почтенного человека, являвшегося в его руках простой игрушкой. В борьбе с этой новой узурпацией Феодосию пришлось провести свои последние годы. Евгений был признан государем, кроме Галлии, также и в Италии. Движение принимало окраску реставрации паганизма , под влиянием самого видного главы языческой партии, Никомаха Флавиана, замечательного государственного человека, которого ценил сам Феодосий. В то же время симптомы внутренней смуты обнаруживались и в Африке ; военный наместник страны (magister militum) Гильдон видимо желал создать из нее отдельное владение для себя.

Феодосий провозгласил себя единым императором всего римского мира; он возвел в сан августа и младшего своего сына, малолетнего Гонория , как уже раньше сделал то же для старшего - Аркадия . Многочисленные заботы не дали ему возможности нанести удар узурпации немедленно. Он вступил вновь в Италию с сильным войском лишь в году (в числе начальников его армии мы видим знаменитого впоследствии Стилихона и также прославившегося вскоре готского вождя Алариха). Феодосий одержал победу в битве близ Аквилеи , но вскоре заболел и скончался в Милане.

Внутренняя и церковная политика

Поглощенный трудной задачей охраны безопасности и целости империи, император Феодосий не успел выработать план преобразования внутренних порядков. Он стремился и здесь проявлять лишь твердую власть, чтобы не расшатывалась далее сила имперского правительства. В позднейших законодательных сводах сохранилось немало энергичных распоряжений Феодосия, но меры строгости его касались главным образом слабых элементов общества, особенно все более разорявшегося местного дворянства (куриалов). Гнет налогов не был облегчен, так как государство постоянно нуждалось в громадных средствах; некоторые восстания (в Берите и Антиохии) обясняются именно безжалостным фискализмом. Замечались только попытки несколько смягчить уголовное право и судопроизводство, под влиянием Церкви, и регулировать в духе христианских понятий семейное право. Император много заботился о полиции безопасности и общественной гигиене; он украшал города (особенно Константинополь) роскошными и полезными зданиями, но не смягчил административного произвола и невыносимого крепостничества.

Во внутреннем управлении императора Феодосия важное и видное место занимала церковная политика, которая состояла из неуклонной борьбы с язычеством, вплоть до полного его запрета, поддержки православия и преследования еретиков, в первую очередь ариан. Он окончательно порвал с религиозной системой, установленной Константином , выражавшейся в нейтралитете государства по отношению к многоразличным культам и исповеданиям. Феодосий первый сурово поставил принцип государственной религии, как необходимого условия единства, и начал проводить его принудительным способом.

В отличие от своего предшественника на троне, Валента, бывшего непреклонным приверженцем арианства, Феодосий уже в первые месяцы своего правления показал себя ревностным сторонником христианства в его православной форме. Вскоре после своего воцарения, находясь в Фессалонике, он тяжело заболел и крестился у местного православного епископа Асхолия , от которого потребовал прежде совершения таинства исповедовать никейскую веру . В эдикте от 28 февраля года была объявлена истинной и допустимой исключительно христианская вера в той ее форме, "которую проповедывал в Риме св. Петр, и которой следовали епископ Дамас и епископ Петр в Александрии, мужи апостольской святости" . Это господствующее (православное) учение при нем впервые названо "католическим" (вселенским); его сторонникам одним разрешено именоваться "Церковью". Вступив в Константинополь, он потребовал от арианского епископа Димофила признать учение о единосущии, но тот предпочел отправиться в ссылку. 27 ноября года император лично ввел свт. Григория Богослова в столичный кафедральный храм святых Апостолов , а 10 января года предписал отбирать у еретиков церкви и запретил им собираться в пределах городских стен, отведя им место для богослужения за городскими воротами .

(вероятно в 375 или году ).

Сам Феодосий так же был способным военачальником, отличался храбростью и прославился выдающимися талантами полководца, когда вместе со своим отцом участвовал в отражении атак пиктов и скотов, а затем когда был назначен дуксом Мезии и управлял военными силами на Дунае, где успешно воевал против савроматов и отстаивал границу от варварских вторжений. После казни отца удалился к себе на родину, где вел частный образ жизни. Родители Феодосия были христианами, хотя сам он в детстве не был крещен.

Еще до избрания его императором он женился на Элии Флацилле . Старший из его двух сыновей - Аркадий родился в Испании в году, младший - Гонорий - в Константинополе в году. Вторым браком Феодосий был женат на Галле, от которой имел дочь Галлу Плацидию , мать будущего императора Западной Римской империи Валентиниана III .

Спустя несколько лет после своего удаления вновь призван на службу властителем Запада Грацианом . После гибели императора Валента II его соправитель молодой Грациан, которому нелегко было сдерживать натиск варваров, получил в удел Восточную империю (378 год), он сперва взял Феодосия себе в помощники, через некоторое время назначил главнокомандующим армией, а после одержанных им блистательных побед приобщил к власти: 19 января года короновал Феодосия в Сирмии императором Восточной Римской империи.

Богато одаренный природой, император Феодосий вел воздержный образ жизни, был хорошим супругом и отцом, в государстве - вождем умным и энергичным. Полученное им тщательное образование подготовило его к тому, чтобы охватить мыслью задачу государя, понять ее трудности и осветить ее исполнение разумно построенным планом. Он выдвинул вновь девиз единства и убежденно, горячо отстаивал его извне - против теснивших империю варваров, внутри - против постоянно грозившего расчленения. Выдающийся полководец, хорошо владевший всеми орудиями римской стратегии, осторожный в обдумывании действий, но быстрый в их исполнении, Феодосий был также искусным дипломатом и умелым администратором. Среди измельчавших деятелей эпохи он показал известное величие, хотя оригинального политического творчества и новых реформаторских идей и не обнаружил: он мог только охранять то, что сложилось.

Внешняя политика

Прежде всего было необходимо привести к повиновению вестготов , которые хозяйничали по всему Балканскому полуострову, угрожая самому Константинополю. Феодосий реорганизовал войско, восстановил в нем дисциплину, пополнил его вспомогательными силами из самих варваров, раздробленных и враждовавших между собою. Опираясь на Фессалоники , систематически подвигаясь вперед и разжигая распри между отдельными группами варваров, он постепенно очищал полуостров (379 - 382 г.). Мало-помалу готы были приведены к покорности и с ними заключены договоры о подданстве. В качестве федератов империи отряды их были расквартированы во Фракии и Македонии на началах военного постоя (hospitalitas).

Полного замирения дунайской границы достигнуть, однако, не удалось: германцы , сарматы , аланы и гунны непрерывно теснили ее набегами и защита от них требовала значительных средств и неусыпного внимания.

На дальнем Востоке империи во время царствования Феодосия положение было довольно спокойно, вследствие внутренних смут, происходивших в персидском царстве .

Дальнейший ход событий направил деятельность Феодосия на Запад. Последние годы царствования Грациана тревожимы были вторжениями франков , аламаннов , маркоманнов и квадов в Галлию и Италию . В Британии поднялся узурпатор, талантливый и энергичный Максим, который приобрел власть и в Галлии, Грациан пал от руки сочувствовавших последнему заговорщиков в Лионе ( г.); в руках сторонников его несовершеннолетнего сына Валентиниана II оставалась одна Италия, да и оттуда ему пришлось бежать в году в Фессалоники , под покровительство Феодосия.

Феодосий двинулся против Максима в Италию с хорошо устроенным войском и прекрасными вождями-сотрудниками (римского и варварского происхождения - Промотом и Тимазием, Рихомером и Арбогастом), через Паннонию, а сильный флот должен был напасть на страну с юга. Максим был взят в плен и умерщвлен в году. В западной империи восстановлена была в течение следующих лет законная власть Валентиниана II и сильно укрепилось руководящее влияние самого Феодосия, который с 388 по 391 гг. большую часть времени провел в Италии, пребывая преимущественно в Милане .

Новые неурядицы, причинявшиеся вторжениями варваров, отозвали его на Балканский полуостров, где приходилось также бдительно охранять порядок в войсках, разделяя их на небольшие корпуса с доверенными начальниками во главе и с расширением власти последних на счет компетенции префекта претория.

Запад оказался успокоенным ненадолго. Ничтожный и неопытный, но неосторожный и притязательный Валентиниан II быстро возбудил против себя недовольство. Особенную вражду вызвал он в Арбогасте, поставленном управлять Галлией . Последний приказал убить императора, прибывшего с какими-то резкими требованиями в Вьенну (), и возвел на престол некоего Евгения, профессора риторики, скромного и почтенного человека, являвшегося в его руках простой игрушкой. В борьбе с этой новой узурпацией Феодосию пришлось провести свои последние годы. Евгений был признан государем, кроме Галлии, также и в Италии. Движение принимало окраску реставрации паганизма , под влиянием самого видного главы языческой партии, Никомаха Флавиана, замечательного государственного человека, которого ценил сам Феодосий. В то же время симптомы внутренней смуты обнаруживались и в Африке ; военный наместник страны (magister militum) Гильдон видимо желал создать из нее отдельное владение для себя.

Феодосий провозгласил себя единым императором всего римского мира; он возвел в сан августа и младшего своего сына, малолетнего Гонория , как уже раньше сделал то же для старшего - Аркадия . Многочисленные заботы не дали ему возможности нанести удар узурпации немедленно. Он вступил вновь в Италию с сильным войском лишь в году (в числе начальников его армии мы видим знаменитого впоследствии Стилихона и также прославившегося вскоре готского вождя Алариха). Феодосий одержал победу в битве близ Аквилеи , но вскоре заболел и скончался в Милане.

Внутренняя и церковная политика

Поглощенный трудной задачей охраны безопасности и целости империи, император Феодосий не успел выработать план преобразования внутренних порядков. Он стремился и здесь проявлять лишь твердую власть, чтобы не расшатывалась далее сила имперского правительства. В позднейших законодательных сводах сохранилось немало энергичных распоряжений Феодосия, но меры строгости его касались главным образом слабых элементов общества, особенно все более разорявшегося местного дворянства (куриалов). Гнет налогов не был облегчен, так как государство постоянно нуждалось в громадных средствах; некоторые восстания (в Берите и Антиохии) обясняются именно безжалостным фискализмом. Замечались только попытки несколько смягчить уголовное право и судопроизводство, под влиянием Церкви, и регулировать в духе христианских понятий семейное право. Император много заботился о полиции безопасности и общественной гигиене; он украшал города (особенно Константинополь) роскошными и полезными зданиями, но не смягчил административного произвола и невыносимого крепостничества.

Во внутреннем управлении императора Феодосия важное и видное место занимала церковная политика, которая состояла из неуклонной борьбы с язычеством, вплоть до полного его запрета, поддержки православия и преследования еретиков, в первую очередь ариан. Он окончательно порвал с религиозной системой, установленной Константином , выражавшейся в нейтралитете государства по отношению к многоразличным культам и исповеданиям. Феодосий первый сурово поставил принцип государственной религии, как необходимого условия единства, и начал проводить его принудительным способом.

В отличие от своего предшественника на троне, Валента, бывшего непреклонным приверженцем арианства, Феодосий уже в первые месяцы своего правления показал себя ревностным сторонником христианства в его православной форме. Вскоре после своего воцарения, находясь в Фессалонике, он тяжело заболел и крестился у местного православного епископа Асхолия , от которого потребовал прежде совершения таинства исповедовать никейскую веру . В эдикте от 28 февраля года была объявлена истинной и допустимой исключительно христианская вера в той ее форме, "которую проповедывал в Риме св. Петр, и которой следовали епископ Дамас и епископ Петр в Александрии, мужи апостольской святости" . Это господствующее (православное) учение при нем впервые названо "католическим" (вселенским); его сторонникам одним разрешено именоваться "Церковью". Вступив в Константинополь, он потребовал от арианского епископа Димофила признать учение о единосущии, но тот предпочел отправиться в ссылку. 27 ноября года император лично ввел свт. Григория Богослова в столичный кафедральный храм святых Апостолов , а 10 января года предписал отбирать у еретиков церкви и запретил им собираться в пределах городских стен, отведя им место для богослужения за городскими воротами .

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «volonterraiona.ru» — Кирпичи. Блоки. Утеплители. Материалы. Изоляция