Какие заборы между домами в израиле. Израильские стены безопасности. Какие правила нужно соблюдать, посещая Стену Плача

Стена Плача (в современной традиции Западная) – остатки колоссального древнего фундамента на Храмовой горе. Две тысячи лет назад здесь стоял библейский Иерусалимский храм. Сегодня это священное место для евреев всего мира.

Собственно Стена – фрагмент из известняка длиной 57 и высотой 19 метров. Заметно, что камни нижних семи рядов крупнее – их клали во времена упоминаемого в Библии царя Ирода.

Однако под этими рядами археологи обнаружили гораздо более крупные блоки. Самые мощные из них, весом до 400 тонн, относятся к эпохе царя Соломона (X век до н. э.). Храм Соломона, в Святая Святых которого хранился Ковчег Завета со скрижалями Моисея, в 586 году до н. э. разрушили вавилоняне. Спустя семь десятилетий евреи отстроили и освятили Второй Храм. В 19 году до н. э. царь Ирод приступил к его реконструкции. Чтобы расширить площадку святилища, он выстроил мощную подпорную стену, а пространство внутри неё засыпал грунтом.

В 70 году римляне разрушили город и храм, а в 135 году, после поражения восстания Бар-Кохбы, евреям было запрещено даже посещать Иерусалим. Стена – всё, что осталось от легендарного Храма, – на долгие века стала для евреев, рассеявшихся по миру, центром духовного притяжения. Император-христианин Константин I разрешил им один раз в году въезжать в город, чтобы оплакать у Стены потерю Храма. Исламский воитель Саладин, захвативший Иерусалим в 1193 году, поселил возле Стены марокканцев – их дома появились всего в 4 метрах от древних камней. Право беспрепятственно поклоняться святыне даровал евреям во второй половине XVI века Сулейман Великолепный. С XIX века они пытались купить расположенный у Стены квартал, но из этого ничего не вышло. Место стало точкой постоянного напряжения между евреями и арабами.

После образования государства Израиль в 1948 году Старый город оказался под контролем Иордании. Теоретически евреи имели право посещать Стену, на практике это было невозможно. Паломники могли только увидеть Стену с близлежащей горы Сион. В 1967 году, во время Шестидневной войны, израильские десантники по узким улочками Старого города с боем прорвались к Стене. Они плакали и молились о погибших товарищах, а раввин Горен впервые за две тысячи лет протрубил здесь в ритуальный рог шофар. Спустя сорок восемь часов израильская армия бульдозером снесла арабский квартал, перед Стеной образовалась площадь, на которой могут поместиться более 400 тысяч человек.

Здесь присягают новобранцы, проходят государственные церемонии, семьи празднуют совершеннолетие детей. И, конечно, сюда, в сердце Иерусалима, каждый день стекаются тысячи верующих. Огромная, создающая эхо Стена царит над площадью. Люди, закрыв глаза, припадают к Стене, обнимают её, целуют камни. В щелях они оставляют записочки с молитвенными просьбами (более миллиона каждый год). Вера и надежда ведут людей к священным камням, которым библейский пророк Иеремия, предсказавший разрушение Храма Соломона, пророчил многие века.

На заметку

  • Месторасположение: Western Wall Plaza, Jerusalem
  • Часы работы: ежедневно, круглосуточно. После религиозных праздников с 10.00 до 22.00.
  • Билеты: взрослым - 25 шекелей, детский и льготный - 15 шекелей.

На этой земле давно нет мира. Здесь уже больше 60 лет два народа перетягивают крохотное лоскутное одеяло, которое каждый из них считает только своим. И то, что один из народов преуспел в этом перетягивании гораздо больше второго, совсем не значит, что соперник проглотит обиду и успокоится.

Где существуют вражда и соперничество, нет нормальной жизни. Зато есть тревога и страх, которые порождают стремление обезопасить каждый свой шаг, каждую секунду своей жизни. Создать свой изолированный мир, где недругу или чужаку физически нет места. При этом чужак никуда не девается, но остаётся как бы в другом, параллельном мире. Так появляются стены. В наши годы они бывают нематериальны (как, например, на мосту чрез речку, разделяющую сербскую и албанскую части Косовской Митровицы), а бывают вполне осязаемы, и даже более чем. Вот, например, Великая Израильская стена на палестинских территориях, она же Separation Wall в англоязычных источниках.


Почти 700-километровый барьер на Западном берегу реки Иордан израильтяне возводят с начала 2000-х годов. Цель - самая простая: оградить еврейские поселения в Палестинской автономии от арабских террористов... ну, и от палестинских арабов вообще. Среди палестинцев стена известна под именем Джеда р .

1.


Новостройки на дальнем плане - южные еврейские кварталы расширяющегося Иерусалима. ООН считает это строительство незаконным.

Строительство началось в 2003 году, когда премьер-министром Израиля был Ариэль Шарон . Было запланировано закончить строительство летом 2005 года, но из-за различных жалоб в Верховный суд Израиля работы ещё не завершены.

Критики разделительного барьера утверждают, что под предлогом обеспечения безопасности Израиль стремится в одностороннем порядке и без переговоров установить выгодные для себя границы между Израилем и будущим Палестинским государством.

Генеральная ассамблея ООН призвала Израиль прекратить возведение барьера, а Международный суд в Гааге в консультативном заключении признал строительство нарушающим международное право.

(Из Википедии .)

***


Джедар, он же Separation Wall, Стена Отчуждения. На карте с сайта visualizingpalestine она обозначена толстой жёлтой чертой. Чёрным показана территоирия Израиля в границах до 1967 года, серой штриховкой - куски Западного берега Иордана, де-факто ставшие территорией Израиля. Цветные линии - маршруты автобусов из Иерусалима в еврейские поселения Западного берега.


Технологически Джедар - это бетонные плиты высотой под восемь метров, каждая с небольшим отверстием (бойницей?) у верхнего края, с круглыми сторожевыми башнями по углам и камерами наблюдения. Точь-в-точь как на заглавном фото.

В Джедаре оборудованы пункты пропуска, где израильские солдаты проверяют документы и просвечивают вещи. Иностранных путешественников пропускают без ограничений, для палестинцев же нужно разрешение от МВД Израиля. Словом, всё в Джедаре продумано с устрашающей педантичностью, всерьёз и очень надолго.

3.

КПП "Гило" между Вифлеемом и Иерусалимом. Фото welran

Наиболее доступная и живописная (в прямом смысле слова) часть Стены находится на окраине Вифлеема, в двух шагах от старинного красивого здания гостиницы "Интерконтиненталь".

4.

В черте города Стена густо расписана. Тут не десять и не двадцать, а многие сотни граффити на тему "Долой стену" и вообще "Свободу Палестине".

5.

Мы увидели результаты творчества разных людей, объединённых одной идеей - от настоящих мастеров до художников от слова "худо". А так интересно было бы понаблюдать за процессом росписи и даже поучаствовать в нём!

6.

Одна из любимых тем рисунков на Стене - навязанная несвобода.

7.

8.


"Ложь не имеет права на жизнь!"

9.


"Солнце восходит для всех".

10.

11.

И все согласны с тем, что "Ничто не длится вечно".

12.

Кто-то предлагает превратить Стену в скалодром.

13.

Немалая группа граффити посвящена теме разрушения стены. Результат изображается как весьма скромно...

14.

Так и предельно радикально - как на этой "карте", созданной каким-то продвинутым парнем из Южной Кореи.

15.

Третья группа изображений посвящается освобождению палестинского народа. Достаточно часто мелькает "Хандала" - образ палестинского мальчика, придуманный в конце 60-х палестинским же художником Наджи аль-Али .

16.

17.

18.


"Жить - значит сопротивляться".

19.


"Миру (наконец) нужно проснуться - и..."

Не обошлось и без Лейлы Халед - террористки и парламентария в Палестинской национальной администрации, "женщины с обложки" палестинского сопротивления.

20.

Но наиболее выдающееся и самое большое творение на этом участке Стены - палестинская версия картины Эжена Делакруа "Свобода на баррикадах".

21.

Конечно, всё прорисовано с учётом местных реалий: тут и палестинский флаг вместо знамени Французской Республики, и деликатно прикрытая тенью обнажённая грудь предводительницы восставших...

22.

И скрытые "арафатками" лица бойцов...

23.

И праща - оружие обеих интифад - вместо пистолета в руке "гавроша".

24.

(Относительно обнажёнки, пусть даже столь деликатной: Как мне показалось в целом, автор картины - наверняка иностранец, какой-нибудь парень левацких взглядов, в лучшем случае имеющий весьма приблизительные представления об исламе. А сами палестинцы - и мусульмане, и преобладающие в Вифлееме христиане - показались не настолько упёртыми людьми, чтобы задвинуть антиизраильскую пропаганду в угоду религии.)

За недолгое время своего существования Джедар уже успел стать туристическим объектом.

25.

Сюда приезжают автобусы с экскурсионными группами, местные юноши по примеру своих предприимчивых сверстников в Египте приходят к Стене с верблюдами в разноцветных попонах, а на ближайших улицах открылись дорогие едальни и сувенирные магазины.

26.

Всего 10 шекелей - и кусочек Джедара можно увезти на память. Точнее сказать, туристы не разбирают его на атомы, как Берлинскую стену в 1989-м. Само й Стене они благоразумно предпочитают открытки с её изображениями. Особенно бойко расходятся граффити с Санта Клаусом, прошибающим Стену ударом ноги, или с Моной Лизой с гранатомётом на плече, или с голубем мира, заботливо облачённым в пуленепробиваемый жилет.

27.

Как выглядит Стена с противоположной стороны, я не знаю. Может быть, она девственно сера, а может, расписана ещё более изощрённо... В любом случае хотелось бы на это посмотреть. Если, конечно, суровые девушки на погранконтроле в "Бен Гурионе" пустят меня в страну после публикации этого поста.))

В этом году в Лондоне был представлен макет «Стены» (граница на западном берегу реки Иордан), и публику попросили написать сообщения и сделать граффити на макете, как на реальном барьере. Эта проблема считается уникальной для Палестины.

Но в настоящее время по всему миру существует более 50-ти пограничных барьеров, например, в Корее, Саудовской Аравии (которая почти полностью огорожена стеной), и всего в нескольких километрах от макета «Стены», в Евротоннеле между Великобританией и Францией. США также прилагают усилия по расширению стены на всю длину границы с Мексикой. И стен в мире, кажется, становится всё больше и больше.

1. Разделительный барьер и зелёная линия на Кипре


В июле 1974-го года турецкие военные воспользовались неудавшимся греко-киприотским переворотом в качестве предлога для развёртывания миротворческой операции, захватив примерно 8% территории Кипра. После этого турецкие войска продвинулись к линии прекращения огня, созданной в 1964-м году, и захватили еще 37% острова, превратив зелёную линию в разделительный барьер в 1984-м году.


Барьер разрезал Кипр на две части, отделив греческую Республику Кипр от провозглашённой турками Турецкой Республики Северного Кипра, которая не признаётся и осуждается всеми странами-членами ООН, кроме Турции. Поскольку до переворота на Кипре не было этнического разделения, он привёл к масштабному переселению населения. 200 000 греков-киприотов были изгнаны из северной (турецкой) части острова, а с юга были изгнаны 60 000 турков-киприотов.


Барьер включает буферную зону, ограждённую колючей проволокой, сторожевые башни, противотанковые рвы, минные поля и бетонные сегменты стены.

Ситуация накаляется с обеих сторон. Как сказал «New York Times» владелец магазина в 1989-м году:

«Здесь мы, греки, православные христиане, они - мусульмане. Зелёная линия была построена, потому что общины ненавидят друг друга».

Тем не менее, ситуация несколько улучшилась. После 30-ти лет политики не пересечения границы, сейчас в ней существует несколько проходов, первый из которых был создан в 2003-м году, когда президент ТРСК пробил отверстие в стене на Страстную среду. Сотни людей выстроились в коридоре Ледра Палас, чтобы увидеть свои семьи впервые за много лет.

2. Граница Египта и сектора Газа


В 2009-м году Египет начал строительство барьера вдоль его границы с сектором Газа, чтобы остановить поток контрабанды, оружия, взрывчатых веществ и боевиков.

После завершения длина стены составит 9–11 км. В отличие от уже существующей внешней стены, новая будет сделана из стали и уходить под землю на 18 метров. Её сегменты оснащены датчиками и шлангами, чтобы при необходимости затопить тоннели морской водой. Первоначальная конструкция была длиной 9,6 км, и палестинские источники сообщали, что тоннели почти 30 метров глубиной рушились чуть ли не ежедневно.


ХАМАС называет этот барьер «стеной смерти», потому что боится, что он будет использован для усиления блокады, и призывает Египет положить этому конец. Для террористической группировки, получающей оружие и строительные материалы для постройки новых тоннелей, которой приходится платить операторам по $2500 в год за использование тоннелей, это неудивительно.

Это было незадолго до того, как барьер был частично разрушен, а строительство приостановлено. Оно перезапускалось несколько раз. Международное сообщество также препятствует строительству стены: после того, как в 2010-м году был убит египетский охранник, вспыхивали как мирные, так и насильственные протесты. В Иордании в том же году была издана фетва (религиозное предписание у мусульман) против стены.


Критики утверждают, что тоннели служат спасательным кругом для сектора Газа, потому что по ним идёт контрабанда не только оружия, но и продовольствия и медикаментов. В прошлом Египет закрывал глаза на эти тоннели, но серия терактов вынудила его принять меры.

Контрабандными тоннелями пользуются ХАМАС, другие террористические и экстремистские группировки и хорошо вооружённый богатый криминальный класс, возникший в секторе Газа и на Синайском полуострове. Синайский город Эль-Ариш был эпицентром этих проблем, и сейчас Египет строит ещё одну стену, чтобы полностью окружить его и оставить всего десять точек входа и выхода.

3. Баррикада Кувейт-Ирак


После вторжения Ирака в Кувейт в 1990-м году и первой войны в Персидском заливе под предводительством США Организация Объединённых Наций создала демилитаризированную зону между народами. В 1993-м году Кувейт начал строительство 193-х км пограничного ограждения, баррикады Кувейт-Ирак, под контролем Миссии наблюдателей от ООН.

Первая версия представляла собой систему барьеров и траншей с более чем миллионом фугасов. Многие из этих шахт были переделаны и наполнены иракскими войсками во время вторжения в 1990-м году. В 2004-м году Кувейт объявил о строительстве дополнительного железного барьера вдоль границы.

В 2005-м году иракцы заявили, что барьер уничтожает их собственность, и строительство было приостановлено.


В том же году значительные споры вызвало создание Кувейтом по поручению США проходов в отмеченных морскими пехотинцами США местах барьера, которые были достаточно большими, чтобы через них могли проехать танки. ООН обвинила США в нарушении мандатов ООН против военной деятельности в демилитаризированной зоне, в то время как США, не заботясь о репрессиях, заявили: «Этот не проблема, потому что любая война с Ираком оправдана его предшествующим вторжением в Кувейт и возможными актами агрессии в будущем». Конечно же, США вторглись в Ирак всего несколько дней спустя.

Ирак и Кувейт были настроены друг против друга в течение долгого времени, сохраняя при этом видимость сотрудничества, с начала борьбы Кувейта за независимость в 1963-м году. Несмотря на достижение независимости, режим Саддама Хуссейна считал Кувейт частью Ирака и считал создание в регионе барьера незаконным. В Ираке есть ещё много людей, которые думают так же, и если учесть все неприятности, с которыми сталкивается регион, очень маловероятно, что барьер будет уничтожен.

4. Пограничный барьер Малайзия-Таиланд


Граница Малайзии и Таиланда простирается на 505 км от Малаккского пролива до Сиамского залива. Эта огороженная территория между тогдашними Малайскими штатами под протекторатом Великобритании и Тайским королевством была создана по договору о границе 1909-го года. Сегодня границу контролируют Таиланд и современная Малайзия.

В 1965-м году страны организовали совместный Региональный пограничный комитет, осуществляющий надзор за безопасностью вдоль границы. Он был создан, в частности, в ответ на коммунистические мятежи.

В 1991-м году Малайзия объявила, что собирается построить бетонную стену протяжённостью 96 км, чтобы отделить малазийский штат Келантан от Таиланда. Хотя официально целью строительства было обуздать преступную деятельность вдоль границы, аналитики отметили, что отношения между странами были напряжёнными вследствие споров о территории, праве на рыболовство и из-за исламских сепаратистских движений. Малайзия всё время отрицает политическую нестабильность в отношениях с Таиландом и всячески избегает упоминаний о насилии.


Тем не менее, в 2007-м году премьер-министр Таиланда Сурайуд Чуланонт поддержал планы по строительству ещё одного барьера вдоль части границы, и в 2013-м году Малайзия объявила, что она с одобрения Таиланда строит ещё одну стену вдоль реки Сунгай Голок, которая отделяет Келантан от провинции Наратхиват. Вдоль реки живёт много малазийцев и стоит много нелегальных причалов. Нынешний министр внутренних дел Малайзии доктор Ахмад Захид Хамиди заявил, что эти люди будут переселены, а причалы разрушены.


Ахмад Захид Хамиди / © www.themalaymailonline.com

Только в этом году на фоне призывов США обратить внимание на проблему торговли людьми (обе страны получили самые низкие рейтинги по этой проблеме) и насилия, разрывающего регион на части - в том числе серия взрывов 2012–2013-го годов - было принято решение заменить изначальные сооружения должны на современные ограждения с улучшенной системой безопасности.

5. Барьер между Саудовской Аравией и Йеменом


С 1990-го года, когда Йемен достиг объединения, по 2000 год напряжённость в отношениях между Саудовской Аравией и Йеменом была высокой, и несколько раз даже вспыхивали бои. В 2000-м году они установили хрупкий мир. Однако в 2004-м году Саудовская Аравия, один из наиболее активных критиков строительства Израилем барьера, начала строить собственный барьер от Йемена.

Он сделан из заполненных бетоном заграждений, напичканных чувствительным электронным оборудованием, став частью более крупного $9-миллионного проекта по установке видеонаблюдения. Саудовская Аравия пытается прекратить контрабанду оружия, взрывчатых веществ, наркотиков (в том числе ката, популярного на Ближнем Востоке растения, вызывающего лёгкий наркотический эффект) и людей из Йемена, но это была тяжёлая борьба.

Строительство началось, после того как в саудовском приграничном городе было убито 36 пограничников и после серии терактов, организованных радикальными исламистами в 2003-м году, в которых погибло 50 человек, и сотни были ранены.

Работа над барьером прекратилась в 2004-м году, и должностные лица с обеих сторон пошли на переговоры, чтобы определить свою судьбу. Йемен уподобил барьер израильскому и заявил, что он нарушает договор, указывающий, что никакие вооружённые силы не могут быть расположены ближе 20-километровой буферной зоны вдоль барьера, и что он будет нарушать пастбищное право пастухов овец.


Али Абдалла Салех / © www.thedailybeast.com

В 2008-м году строительство было возобновлено, и к 2013 году 74-километровый участок заграждений был завершён для решения новой проблемы - волны нелегальных иммигрантов, в основном сомалийских, эфиопских и йеменских беженцев, незаконно пересекающих границу в поисках работы. Строительство вновь началось, чтобы остановить поток этих мигрантов и контрабанду оружия и наркотиков. После свержения бывшего президента Йемена Али Абдаллы Салеха, когда воинствующие исламисты, порождающие нестабильность в регионе, взяли под контроль часть Йемена, проблемы с радикальными группировками и контрабандой гашиша стали хуже некуда.

Официальные лица Саудовской Аравии сообщают, что новый барьер, установленный французскими подрядчиками, принёс большой успех в борьбе с контрабандистами и диверсантами. После завершения длина барьера составит 1799 км.

6. Индийско-пакистанская и Ирано-пакистанская граница


В 2004-м году Индия завершила свой 547-километровый барьер, оснащённый колючей проволокой, тепловизорами, приборами ночного видения и датчиками, на фактической границе с Пакистаном в Кашмире. Его цель - не допустить проникновения сепаратистских боевиков, осуществляющих террористические атаки на гражданских лиц и военные объекты.

Для Индии это не ново. После неудавшегося, но кровавого сепаратистского восстания в Пенджабе в 1980-м году, Индия построила стену вдоль провинций Пенджаб и Раджастхан. Сейчас ограждена вся граница, и через неё есть только один проход, а её подсветку можно увидеть из космоса.

В 2014-м году ситуация подавала надежду, поскольку расширялись торговые связи, которые могут привести к сотрудничеству между народами, когда обе стороны согласились открыть коридор в Вагах, чтобы обеспечить свободный проезд грузовых автомобилей и контейнеров для торговли. Надежда рухнула, когда меньше чем через неделю индийские полицейские изъяли 100 кг героина, спрятанные в грузовике, шедшем из Пакистана. В ответ Пакистан прекратил трансграничные перемещения через границу.


Индия не одинока в строительстве стены против Пакистана: один из наиболее укреплённых барьеров в мире находится между Пакистаном и Ираном. Это трёхметровая стена почти в метр толщиной, простирающаяся на 700 км по палящей пустыне. Она также имеет ряд рвов, окопов и других укреплений, её цель - остановить незаконное пересечение границы и поток наркотиков в Иран. Иран имеет один из самых высоких показателей опийной наркомании в мире, в то время как большая часть наркотика производится в Афганистане и часто экспортируется в и обрабатывается Пакистане.

Аналитики утверждают, что реальная причина строительства - в подавлении мятежа белуджских мусульман-суннитов, назревавшего в течение многих лет, и защита от боевой группы под названием «Джундулла» («Солдаты Аллаха»), начавшей борьбу за мусульман-суннитов против иранского шиитского режима. Поскольку стена находится между белуджскими общинами, критики называют этот разделительный барьер, причиняющий ущерб мирным жителям и разрушающий местную экономику, «вопиющей попыткой разделить нацию белуджи» по две стороны барьера.

7. Великая стена Марокко


Сверху она выглядит, как царапина на песке, пересекающая всю Сахару. Марокканская стена состоит из 2575-ти км песчаных насыпей, стен, заборов, бункеров и минных полей, она почти в два раза меньше Великой Китайской стены и в четыре раза больше израильского барьера. Строительство «Берм» было начато в 1980-м году Марокканской королевской армией в качестве заградительного барьера между южными марокканскими провинциями и территориями, контролируемыми фронтом ПОЛИСАРИО (сахарское национально-освободительное движение), чтобы предотвратить возвращение сахарских беженцев на родину. Между 1980-м и 1987-м годами было добавлено ещё пять стен.

После перемирия 1991-го года стену патрулируют обе стороны. Марокканские силы насчитывают 160 000 солдат и военные объекты, установленные через каждые 11 км вдоль барьера, а ПОЛИСАРИО отказывается разглашать свою численность.


Критики называют барьер «стеной позора», потому что она отрезает сахарских солдат и беженцев от их семей в Алжире и наносит ущерб сахарским кочевникам в этом регионе. Хотя этот барьер и не получил такую огласку, как израильский, он стал центром протестов от имени беженцев сахарских лагерей. Эти движения привлекли внимание общественности, когда в 2008-м году 19-летний Ибрахим Хуссейн Лейбейт потерял правую ногу ниже колена, случайно наступив на мину.

Конфликт в Западной Сахаре - один из самых продолжительных современных конфликтов в мире, начавшийся в 1976-м году, когда испанские колонизаторы незаконно разделили область между Марокко и Мавританией.

8. Граница США и Мексики


Граница США и Мексики - это система постепенно построенных барьеров и новые секции, возведённые после закона о надёжном заслоне 2006-го года. Барьеры с пешеходными и транспортными ограждениями, контролируемыми дорогами и освещением дополняются системой камер, радаров и датчиков и используются для предотвращения нелегальной иммиграции из Мексики в США и пресечения контрабанды и потока наркотиков.


С самого начала строительства в США разгорелись жаркие споры. В некоторых местах в барьере оставались пробелы, и многие обвиняли правительство в том, что богачи и политики были защищены от разрушения барьером их имущества, в то время как обычным людям был нанесён ущерб. Затраты легли на плечи налогоплательщиков, кроме того, заборы разделили индейские племена, живущие вдоль границы.

Другие жаловались, что стены недостаточно, чтобы остановить миграцию, и она только становится причиной большего количества смертей, поскольку люди идут на крайние меры, чтобы её пересечь. Уровень смертей взлетел почти мгновенно, когда иммигранты пытались преодолеть стену на границе с Аризоной во время порой смертельно опасных летних месяцев.


Барьер также стал причиной серьёзных экологических последствий, поскольку Министерство национальной безопасности осуществляло строительство в обход многих старых законов об охране природы.

Тем не менее барьер доказал свою полезность в задержании нелегальных иммигрантов. Например, в 2007-м году границу пытались пересечь всего 150 000 человек по сравнению с 600 000 в начале 1990-х годов.

Пограничники также обнаружили и уничтожили более 170-ти контрабандных тоннелей с 1990-го года.

9. Граница Узбекистан-Афганистан


Узбекистан от Афганистана отделяет барьер из колючей проволоки со вторым, более высоким уровнем электрифицированной колючей проволоки, патрулируемый вооружёнными охранниками и защищённый минами. Это одна из самых хорошо охраняемых границ в мире, и пересечь её можно только через один мост. Она привлекла внимание СМИ в 2001-м году, во время кризиса гуманитарной помощи, вызванного американской войной в Афганистане.

Изначально граница была закрыта, когда к власти в Афганистане пришли талибы. Через несколько дней после терактов 11 сентября, когда США объявили о военной операции против талибов, Узбекистан заменил все старые заграждения на границе с Афганистаном от Туркменистана до Таджикистана. Новый барьер был в два раза выше старого, и по нему провели электричество, чтобы предотвратить нелегальную иммиграцию и прекратить попытки беженцев проникнуть в Узбекистан.


Одинокий мост на границе был построен Советским союзом, чтобы переправить оружие и боеприпасы на афганскую территорию. Во время гуманитарного кризиса начала 2000-х годов 9 декабря 2001-го года впервые с 1997-го года 135-метровый Мост Дружбы был открыт на фоне шквала политическим манёвров, которые в итоге позволили гуманитарной помощи проникнуть в разорённый войной Афганистан как раз перед тем, как мог настать массовый голод.

10. Израиль: барьер на западном берегу Иордана


Барьер на западном берегу в настоящее время простирается на 670 км и состоит из 5-метрового бетонного основания и проволочной сетки, колючей проволока и канав, он оснащён электронными датчиками и другим оборудованием. В некоторых местах барьер вырастает до восьми метров в высоту и дополняется сторожевыми башнями. Строительство началось в 2002-м году, чтобы обезопасить Иерусалим от атак палестинских террористов-смертников. Насколько барьер был эффективен?

По данным израильского Министерства иностранных дел, в 2002-м году было 220 смертельных случаев. В следующем году, когда была завершена первая часть барьера, количество смертей уменьшилось вдвое, а через год стало ещё в два раза меньше. К 2007 году случилось только три смерти, а начиная с 2010-го года в течение двух лет смертей не было вообще.

В 2004-м году Международный суд передал в ООН отчёт, составленный консультативным комитетом, назначенным для расследования законности барьера. В нём отмечалось, что заграждение было возведено незаконно.

Критики утверждают, что документ имеет политическую подоплёку и использует предвзятые термины, не упоминая при этом израильских причин для строительства барьера, но подчёркивая палестинские жалобы. Они также указывают, что у барьера нет никакого законного основания и что конфликт между двумя народами должен быть улажен в двусторонних переговорах в рамках региона, а не посторонними лицами. Несмотря на всё это Генеральная Ассамблея ООН проголосовала 150 против шести за осуждение стены и потребовала её удаления, причём все 25 членов Евросоюза проголосовали против Израиля.


Израиль не закрывает глаза на палестинские жалобы: он создал Высший суд, специально чтобы разобрать палестинские претензии относительно барьера. В 2004-м году Израиль полагал, что они заслуживают внимания, и изменил маршрут барьера вокруг Иерусалима, руководствуясь гуманитарными соображениями - первое подобное решение после многих лет. Высший суд также вынес решение, что барьер не может быть использован в качестве политической границы.

Невозможно рассмотреть все судебные дела, связанные с барьером, но можно отметить, что он чрезвычайно тяготит палестинцев. Для бесплатного проезда между областями, как и вообще въезда и выезда из региона, необходимы паспорта, визы и разрешения. Отчёты показывают, что суд вынес много решений в пользу палестинцев, включая компенсации, перенесение сельскохозяйственных культур и даже отвод барьера. Тем не менее, другие отчёты показывают, что Израиль перенаправил барьер, чтобы включить поселения за счёт палестинских территорий.

Обе стороны ненавидят друг друга, но стены и заборы будут разрушены, когда конфликты разрешатся. Надеемся, что все мы доживём до дня, когда эти заграждения станут не нужны.

Израиль завершил строительство очередного «забора безопасности», на этот раз - вдоль границы с Египтом

Протяженность сооружения составляет 230 километров, а затраты на строительство из бюджета превышают 420 миллионов долларов. Время, затраченное на создание стены - два года.

Цель, согласно официальным заявлениям представителей израильского руководства - блокировать основные пути проникновения в страну террористов, нелегальных беженцев, в основном из стран Африки, а также контрабандистов.

Высоко оценил создание «забора безопасности» премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху. Выступая в Иерусалиме, он охарактеризовал его как великое достижение, но предупредил, что и далее стране предстоят аналогичные работы и на других границах. Так, например, еще летом прошлого года израильтяне завершили строительство «забора безопасности» на границе с Ливаном. Это сооружение, в отличие от египетского, по своим масштабам чуть скромнее. Протяженность «забора» составляет всего 1,2 километра, высота - семь метров. Задачей «ливанской стены», согласно заявлениям Тель-Авива, является предотвращение возможных прямых столкновений между израильскими военными и ливанцами, а также защита близлежащих израильских населенных пунктов от ракетных и минометных обстрелов. Израильтяне утверждают, что именно из ливанской деревни Киле во время обострения отношений между двумя государствами ведутся интенсивные обстрелы.

Уже в январе появились новости о намерении израильтян возвести еще и дополнительные «заборы». Прежде всего - на границе с Сирией.

Возможно - и на границе с Иорданией, поскольку эту страну сейчас наполняют враждебно настроенные в отношении Израиля сирийские беженцы, а также палестинцы.

И все это - в дополнение к уже имеющимся «изгородям» и «тынам», которыми Израиль отделяет себя от палестинских территорий. Прежде всего - вокруг сектора Газа. И на Западном берегу реки Иордан, где стена должна протянуться на сотни километров. «Созидательный процесс» здесь еще не завершен. Решение о строительстве стены на Западном берегу было принято в Тель-Авиве в 2002 году. Цель - преградить путь в израильские города террористам, которые действительно проникали туда, прежде всего - с территорий Западного берега.

Я работал тогда корреспондентом на Ближнем Востоке, и отлично помню широкую пропагандистскую кампанию, развернутую израильскими средствами массовой информации, о необходимости строительства «забора безопасности». А возможно - и нескольких «стен» в ближайшем будущем. В начале той «строительной лихорадки», то есть в июне 2002 года, мне довелось принять участие в поездке, организованной израильтянами для местных и иностранных журналистов, в небольшой поселок Бат-Хефер. Расположен он впритык к палестинским территориям, а точнее - к городу Тулькарем, от которого до израильской Нетаньи всего-то 15 километров езды по шоссе.

Как выяснялось, тогда еще будущая «стена безопасности» должна была стать как раз такой, какая уже несколько лет существовала вокруг Бат-Хефера. Правда, возникла она вовсе не как реакция на «действия террористов», а, напротив, в годы израильско-палестинской «разрядки». Бат-Хефер строился в 1995 году, то есть почти сразу после подписания Норвежских соглашений. Именно «дух Осло» и побудил тогда израильтян строить поселок вплотную к Тулькарему. Но, тем не менее, «на всякий случай», тогда же было принято решение строить и забор.

После начала «интифады» палестинцы пытались бросать через него камни и бутылки с зажигательной смесью, поэтому высота забора была увеличена с трех до четырех метров, ограду удлинили до трех километров. Нет, не помогло...

Однако и тогда, и сейчас израильтяне категорически уверены, что «стена безопасности» и есть решение всех проблем. И продолжают возводить «заборы».

Мы стояли на сторожевой вышке над стеной, перед нами открывался вид на Тулькарем - один из самых крупных городов Западного берега. Отлично были видны минареты многочисленных мечетей, до нас даже доносился с одного из них голос муэдзина, призывавшего правоверных на очередной намаз. Бат-Хефер - это «пограничный» поселок, прилегающий вплотную к так называемой «зеленой черте», до войны 1967 года бывшей границей Израиля. За прошедшие 45 лет граница эта была, что называется, «размыта». Израильтяне первоначально заняли палестинские территории, затем оттуда ушли, тем не менее, оставив многочисленные еврейские поселения. И эти городки сейчас - «головная боль» не только для палестинцев и многочисленных миротворцев на Ближнем Востоке, но и для самого Израиля. Никто в стране не может точно предсказать их будущее.

Несколько лет тому назад бывший глава правительства Ариэль Шарон полностью ликвидировал все еврейские поселения в секторе Газа, заявив, что у страны нет ни сил, ни средств на их содержание. Правые израильские политики до сих пор критикуют за это Шарона, уверяя всех, что он нанес серьезный ущерб безопасности страны. Что же касается левых политиков, то они, напротив, действия Шарона поддержали. Вот и во время поездки в Бат-Хефер организовавший ее известный израильский левый политик Роман Бронфман призывал к немедленной ликвидации мелких еврейских поселений. По его мнению, их незаконное создание на территории автономии только провоцирует палестинцев на враждебные действия против израильтян. Если создавать «стену безопасности», говорил Бронфман, то, прежде всего, необходимо решить вопрос именно с разбросанными по всей территории Западного берега еврейскими поселениями. Ведь нельзя же допустить, подчеркивал он, чтобы дома израильтян оказывались по палестинскую сторону стены.

Что касается самой идеи строительства «забора», то мнения граждан страны тогда разделились. Многие ратовали «за», немало голосов было «против». Как рассказывал во время поездки прибывший в Бат-Хефер израильский генерал Дов Кали, на тот момент предполагалось, что длина «палестинской стены» составит 400 километров. Позже в прессе уже появилась иная цифра — 700 километров. Окончательного решения еще не принято, известно только, что высота ее составит 8 метров.

Но все же самое большое впечатление на журналистов тогда произвели иные данные: цена проекта - 200 тысяч долларов за километр сооружения! Израильтяне сразу заговорили о том, что многие «погреют руки» на «оборонительном проекте»: строительные фирмы, поставщики цемента, арматуры… То есть деньги «распилят». С той поры мало что изменилось.

Теперь в Израиле считают: строительство «египетской стены» необходимо было не для «укрепления безопасности», а для удовлетворения аппетитов строительной мафии, отлично нажившейся на ее сооружении.

Однако от возведения «забора» пострадали интересы другой мафии - бедуинской, чьи племена проживают в районе границы. Возведение стены подрывает бизнес вождей бедуинов по переброске в Израиль контрабанды грузов и перевозке нелегальных мигрантов. Прежде всего - рабочей силы из Африки, плюс проституток из стран СНГ для израильских борделей.

Среди египтян единого мнения по поводу стены на границе нет. Многие, прежде всего светские, заверяют, что им это безразлично, хотят израильтяне от них отгородиться - их проблема. Ну и пусть Тель-Авив изолирует себя, рассуждают и некоторые исламистски настроенные египтяне. Чем меньше будет контактов с сионистами, тем лучше. Однако среди этой, заметно окрепшей в последние месяцы части египетского общества, существуют и иные настроения. По мнению многих жителей страны, стена может серьезно помешать оказанию помощи «палестинским братьям», в том числе и военной.

Что касается израильтян, то полной уверенности в том, что очередная стена гарантирует им защиту, нет. Зато она может стать туристической достопримечательностью, ну, прямо как Великая китайская стена. Или - Берлинская, которая уже разрушена.

Палестинцы же справедливо уверены, что попытки Израиля отгородиться от всех и вся никогда не будут решением ближневосточной проблемы.

Как бы все эти сооружения, мрачно шутят они, не превратились для евреев из «стен безопасности» в новые «стены плача».

Специально для Столетия

Иерусалим — древний и терпеливый хранитель тайн еврейского народа. Он остаётся загадкой для учёных уже многие века и неизменно притягивает сюда верующих и обычных туристов со всех уголков земного шара.

Это священное место для иудеев, хрисиман и мусульман. Здесь множество достопримечательностей, и одной из самых ценных из них, безусловно, заслуживающей внимания, является Стена Плача.

Стена расположена в старой части города у самого основания западного склона священной храмовой горы, и имеет протяжённость в 488 метров. Но открытыми для паломников являются только 57 метров сооружения.

Всю остальную часть скрывают жилые постройки, которые находятся по всей длине склона.

Стена имеет высоту в 32 метра. Но наземная её часть составляет всего 19 метров — это 25 слоёв камня. Остальные 13 метров, сложенные из ещё 17 слоёв, находятся в подземной части комплекса.

В разные времена стена достраивалась, и поэтому только первые 7 рядов являются оригинальными камнями, уложенными по приказу самого Ирода Великого — основателя данного сооружения. Её строительство происходило с 22г. до н.э. по 11г. до н.э.

Следующие 4 ряда были выложены уже в омеядский период и ещё 14 в период правления оттоманской империи.

Стена носит такое название по причине того, что в этом месте евреи оплакивают первые два иудейских храма, стоявших на горе и разрушенных завоевателями.

Первый из них был воздвигнут царем Соломоном в X веке до н.э. В нём хранились самые священные иудейские реликвии: ковчег завета и свитки божественных заповедей. Но храм был уничтожен в 587 г. до н.э. правителем Вавилонии Навуходоносором. В 500 г. до н.э.был возведён второй храм.

Примерно в 19 г. до н.э. прокуратор Ирод решил увеличить его площадь за счёт искусственного расширения территории храмовой горы. Для того чтобы поддержать земляную насыпь, он повелел по всему периметру возвести опорную стену.

Сегодняшняя Западная стена является частью этого грандиозного сооружения.

Существует легенда о том, что Ироду пришлось пойти на хитрость при её строительстве.

Поскольку в те времена Иерусалим находился под властью римлян, требовалось разрешение на возведение любого сооружения. Ирод решил не гневить великого императора и отправил гонца в Рим, приказав ему не сильно спешить. Сам он тем временем принялся за осуществление своего замысла.

К тому времени, как гонец прибыл из столицы с ответом, стена уже была построена. Император же в своем ответе приказал разрушить то, что уже возведено, но если строительство закончено, то не трогать стену и оставить всё как есть.

На самом деле, при жизни Ирод успел возвести не более половины стены. Завершилось же её строительство уже при его правнуке Агриппе II. Доказательством тому служат римские монеты, найденные в ходе раскопок и относящиеся к более позднему периоду.

Но все равно, весь комплекс и большая часть стены были разрушены во время войны с римлянами в 70 г. до н.э. Победители убили и взяли в плен около миллиона евреев. Уцелевшим представителям этой национальности было запрещено оставаться в Иерусалиме, и они были вынуждены бежать и поселиться в других странах.

Как говорится в священных преданиях: « В день разрушения закрылись все небесные врата. Распахнутыми остались только ворота слёз».

Спаслась от вандализма только западная стена, возведённая из огромных камней, удивительно точно подогнанных друг к другу. Именно это место сегодня у иудеев считается самым близким к Богу. При императоре Константине I евреи получили право раз в году приходить к остаткам своего разрушенного храма и оплакивать его. За эту возможность они выкладывали немалую сумму.

И только с 425 года евреи по распоряжению тогдашней императрицы Византии Элии Евдокии смогли селиться в Иерусалиме и беспрепятственно приходить к своей разрушенной святыне.

В настоящее время за стеной, на месте, где находились первые два храма, располагается третья по значимости мусульманская святыня-мечеть «Купол скалы». В её основании расположен камень, с которого пророк Мухаммед, по преданию, взлетел в небеса на огненном коне.

Интересно то, что сами евреи именуют это сооружение западной стеной (Котель Маарави). А общепринятое название имеет арабские корни. Именно арабы именуют это место el-Mabka (стена стенаний), поскольку сюда евреи приходили, чтобы оплакать первый и второй разрушенные храмы.

Сегодня на площади перед стеной верующие молятся, отмечают основные иудейские праздники и проводят священный обряд Бар-мицва — посвящение мальчика в мужчины. Здесь же присягают на верность Родине новобранцы отборных частей израильской армии.

Площадь перед святыней разделена на женскую и мужскую части. На мужской половине находится вход в единственную в Израиле мужскую синагогу, находящуюся в подземной части комплекса. В ней смиренно молятся хасиды, которые посвятили всю свою жизнь служению богу. Здесь же евреи проводят собрания. А еще, это центр науки и культуры.

Подземная часть комплекса представляет собой тоннель, длинной в 485 метров. Самые нижние камни в подземной части комплекса имеют длину 14м., ширину-4,5 м и высоту-3,5 м. Все они по периметру украшены декоративными прямоугольными полосками, имеющими до 20 см в ширину и 1.5 см в глубину. Самый лёгкий камень из этой постройки весит 640 кг.

Удивительно то, что в результате сильнейших землетрясений XVI и XVIII веков, когда верхняя, более современная, часть комплекса пострадала очень сильно, подземная практически не была повреждена.

Здесь, под землёй, начинаешь понимать, насколько грандиозен был замысел Ирода Великого, построившего такое огромное сооружение из цельных монолитных блоков. По преданию, Иисус трижды посещал храм, который находился за стеной.

Но данное место является священным не только для иудеев, но и для мусульман. Поэтому в ходе истории неоднократно возникали разногласия по поводу того, кто будет контролировать эту священную территорию и ухаживать за ней.

Дотрагиваясь до древней Акатель Марави (Западной Стены) верующие молятся и оставляют в ней письменные послания к Богу. Эта традиция родилась более 3-х столетий назад. Мудрецы утверждают, что желание человека Всевышний слышит еще в момент написания, а стена просто помогает её скорейшему осуществлению.

До этого существовал другой обычай, согласно которому, для удачного путешествия путнику следовало перед его началом вбить в стену гвоздь, который охранял его. Когда путешественник прибывал на Родину, он извлекал гвоздь из стены.

Многие выцарапывали свои желания прямо на камнях святыни. Раввины наблюдали эти обычаи с ужасом и считали их кощунственными. По этому и предложили вместо гвоздей оставлять в щелях между камнями записки, со своими просьбами к Богу, и сами положили начало этой традиции. Просьбы их были исполнены, и с тех пор варварский обычай был заменён более гуманным.

Поскольку в наше время тысячи туристов и паломников со всего мира стараются побывать у святыни и донести до Бога свои просьбы посредством бумажных посланий, стену приходится регулярно чистить два раза в год: в Судный день и на праздник Песах. Но поэтому поводу не стоит беспокоиться. Все извлечённые записки собираются и закапываются на священной для евреев маслиничной горе.

В последнее время появилась масса предложений на просторах интернета вложить Вашу просьбу в стену плача без непосредственного участия. Возможно, что послания, доставленные таким образом, тоже исполняются. Но в этом случае у Вас не будет возможности ощутить удивительную энергетику этого места, зарядиться силой, которую оно дает каждому человеку, побывавшему здесь.

Полезная информация для туристов

Стену плача желательно не посещать в субботу. Это священный для иудеев день, и поэтому при посещении у Вас может возникнуть несколько проблем. Нельзя фотографировать и пользоваться мобильными телефонами. Также категорически запрещается приводить к стене животных.

Хоть доступ к стене открыт для людей любых вероисповеданий, но подходить к ней мужчинам следует только в кипе, маленькой круглой шапочке, которую Вам выдадут здесь же бесплатно. Женщина должна быть одета в строгое платье с длинным рукавом, а голова покрыта платком. У стены строго запрещается курить.

Отходить от стены плача надо обязательно лицом к ней и спиной к выходу.

Как добраться до Стены плача

С центральной автобусной станции Иерусалима к стене отправляются автобусы №1,2 и 38 . Затем следует отправляться к стене в след за толпой туристов и паломников.

Надо учесть,что в понедельник и четверг у стены осуществляется священный обряд Бар-мицва. Поэтому число паломников возрастает в разы. Чтобы не стоять в пробках, можно добраться по дороге Вади аль-Джоз, пролегающей через арабскую деревню. Можно также оставить автомобиль в центре города на одной из многочисленных стоянок и пройти оставшийся путь пешком через Яффские ворота.

Легче всего воспользоваться услугами такси. В этом случае проблем не возникнет совсем.

Часы работы и цены на посещение Стены плача

Стена открыта для посещений каждый день без ограничений. Но после религиозных праздников к стене можно подходить с 10.00 до 22.00.

Экскурсии проводятся с 7.00 до 23.00(воскресенье-четверг), с 7.00 до 12.00 в пятницу.

Стоимость экскурсии составляет 30 шекелей для взрослых и 15 шекелей для детей, военнослужащих, студентов и пенсионеров.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «volonterraiona.ru» — Кирпичи. Блоки. Утеплители. Материалы. Изоляция