Почему не существует абсолютной свободы. Абсолютная свобода. Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми
Цели и задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип урока : формирование новых знаний.
Форма урока
Оборудование: презентация урока в POWER POINT (), задания для групп (), тесты ().
Учебник:
«1 группа»
Приложение 2.
Почему невозможна абсолютная свобода?
(1 группа)
1. Был ли человек когда- либо абсолютно свободен?
3. Определите причины невозможности существования абсолютной свободы.
4. Как вы поняли притчу о Буридановом осле.
5. Сформулируйте принцип ограничения свободы человека: «Моя свобода заканчивается там, …»
6. Согласны ли вы с данным принципом?
Просмотр содержимого документа
«3 группа»
Приложение 2.
Свобода и ответственность
(3 группа).
1. Как соотносятся между собой 2 таких понятия как «свобода» и «ответственность»?
2. Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится противоречие?
3. Какие факторы могут склонить человека сделать выбор в понятиях: «Я могу…», «Я должен…». Приведите примеры.
4. Что такое «ответственность»?
«Ответственность – мера принуждения внешнего воздействия» или «Ответственность – сознательное чувство, готовность человека сознательно следовать нормам закона и морали»
Просмотр содержимого документа
«4 группа»
Приложение 2.
Свободное общество
(4 группа).
Попробуйте продолжить фразу:
«Я свободен, так как …»
2. Почему философы полагают, что, ставя вопрос «Свобода от», человек находится лишь на исходном пункте свободы?
3. Почему они говорят, что следующим, более высоким этапом развития человеческой личности должна быть формула «Свобода для»?
4. Роль государства в поддержании прав и свобод личности.
5. А как граждане могут гарантировать свободу друг другу?
Просмотр содержимого документа
«Свобода в деятельности человека разработка»
План-конспект урока
по обществознанию в 10 классе
по теме: «Свобода в деятельности человека»
Методическое обеспечения урока:
Учебник «Обществознание 10 класс профильный уровень. Авторский коллектив под руководством Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой., М, «Просвещение», 2009 г
Раздаточный материал.
Презентация к уроку.
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «свобода», «свобода выбора», «необходимость», «ответственность», «свободное общество», «деиндивидуализация», «предопределение»; ознакомить
с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-проблема.
Ход урока
I. Организационный момент
Сели ровно, ноги поставили прямо, спину выпрямили, учебники все положили на правую сторону, ручку - на левую, дневник лежит под учебником, никто не поворачивается, все должны неотрывно
смотреть только на меня и т. д.
Издавна человек пытался приобрести свободу. Сладкий миг свободы нередко оценивался дороже жизни.. . На алтарь свободы были брошены бесчисленные жертвы. Поразмыслим: правда ли, что свобода во все времена воспринималась как святыня? Отчего сегодня большинство из нас верны
не себе, а политическому лидеру? Свободен ли человек? Что такое «свобода»? Об этом и пойдет речь на наших уроках.
Тема урока: «Свобода в деятельности человека». Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Почему невозможна абсолютная свобода?
2. Свобода как познанная необходимость.
3. Свобода и ответственность.
4. «Свобода от» или «свобода для».
5. Свободное общество.
II . Новый материал
Свобода - сложный феномен. Это не призыв, не благопожелание, не субъективная настроенность и далеко не всегда сознательный выбор. Для каждого человека свобода имеет свои оттенки.
Попробуем убедиться в этом: сыграем в игру «Ассоциация».
Итак, каждый должен высказать свои ассоциации, которые возникают у него при слове свобода.
Попробуем более детально разобраться с философской категорией «свобода». Работаем по группам.
Группа 1 работает с п. 1 «Почему невозможна абсолютная свобода» § 16.
Группа 2 работает с п. 2 «Свобода как познанная необходимость» § 16.
Группа 3 работает с п. 3 «Свобода и ответственность» § 16.
Группа 4 работает с п. 4 «"Свобода от" или "свобода для"» § 16.
Вопросы и задания к группе 1
1. Как вы думаете, был ли человек когда-либо на протяжении существования человечества абсолютно свободен?
2. Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми?
3. Разделитесь на две подгруппы: одна должна составить рассказ на тему: «Я живу в обществе абсолютной свободы». Вторая группа должна продумать вопросы, которые будут указывать на противоречивость наличия абсолютной свободы.
4. Определите причины невозможности существования абсолютной свободы.
5. Расшифруйте притчу о Буридановом осле. Как вы ее поняли?
6. Сформулируйте принцип ограничения свободы человека, в котором начало фразы звучит следующим образом: «Моя свобода заканчивается там, где...»
7. Согласны ли вы с данным принципом?
Вопросы и задания к группе 2
2. Как вы поняли смысл этих высказываний?
3. Согласны ли вы с ними? Чего в данном определении, для вас, больше, свободы или необходимости? Свой выбор поясните.
4. Какова природа необходимости? Какие ответы на этот вопрос давали:
а) сторонники абсолютного предопределения;
б) религиозные деятели другого направления;
в) философы, отрицающие фатализм?
5. С кем из мыслителей вы согласны и почему?
Вопросы и задания к группе 3
1. Как соотносятся между собой два таких понятия как «свобода» и «ответственность»?
2. Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится противоречие? Выскажите свое мнение и аргументируйте его.
3. Какие факторы могут склонить человека сделать свой выбор в понятиях: «Я могу...», «Я должен...» Приведите практические примеры.
4. Что такое «ответственность»? Представьте, что вы оказались участником спора между двумя молодыми людьми. Один утверждал: «Ответственность - это мера принуждения, внешнего воздействия». Второй говорил: «Ответственность - это сознательное чувство, готовность человека сознательно следовать нормам закона и морали». Чью сторону вы бы поддержали? Почему?
5. А каково ваше отношение к этим понятиям? Как поступаете вы в своей повседневной жизни? Почему?
Вопросы и задания к группе 4
1. «Нарисуйте» портрет свободного человека. Объясните выбор тех качеств, которыми вы наделили свободного человека.
2. Попробуйте продолжить фразу: «Я свободе, так как...»
3. Почему философы полагают, что, ставя вопрос «Свобода от», человек находится лишь на исходном пункте свободы?
4. Согласны ли вы с ними?
5. Почему они говорят о том, что следующим, более высоким этапом развития человеческой личности должна быть иная формула: «Свобода для»?
6. Как вы понимаете эту формулу?
7. При таком подходе речь идет о деиндивидуализации. А не противоречит ли это свободе? Не есть ли это ограничение свободы?
8. Все ли согласны с такой позицией?
9. Какова ваша точка зрения? Какая из этих позиций и почему вам представляется правильной?
(По ходу работы на доске и в тетрадях выстраивается схема-конспект.)
Свободное общество
А теперь попробуем составить проект «Свободное общество». Разбившись на группы, создайте свои проекты. При необходимости вы можете проконсультироваться в четвертом пункте параграфа.
После окончания работы представьте результаты наглядно в виде коллажа.
III . Итог урока
Как вы считаете, какова должна быть роль государства в поддержании прав и свобод личности в обществе?
Домашнее задание
Выучите § 16, выполните задания.
Просмотр содержимого документа
«Свобода»
Свобода – понятие развивающееся; на разных этапах человеческой истории существовали и разное осмысление этого понятия, и разное его воплощение. Небольшой экскурс в историю поможет нам понять, как на различных исторических этапах менялось реальное понимание и содержание понятия «свобода».
1. В первобытном обществе человек не был свободен ни в отношении природы, ни в отношении своего рода. На каждом шагу ему приходится бороться со стихийными силами, чтобы прокормиться и выжить. Его поступки и поведение регулируются традициями и обычаями рода. За несоблюдение обычаев, за нарушение табу человека изгоняют из родовой общины. Изгои погибают, т.к. в другое человеческое сообщество никого из них не принимают.
2. Рабовладельческое общество состоит из рабовладельцев, свободных земледельцев и рабов. Нетрудно понять, что каждый из этих слоёв населения обладает разной степенью свободы. Рабовладельцы в силу своего имущественного положения освобождены от физического труда, имеют возможность заниматься политикой, науками, искусством. Но если над страной нависает опасность внешнего вторжения, о свободе приходится забывать и выполнять свой долг – защищать государство. В случае поражения самые свободные и самые богатые превращаются в рабов в первую очередь.
3. Рабы – это вещи, это «говорящие орудия труда». Их можно убить, продать. Трудно представить себе более несвободных людей. И всё же они куда свободнее, чем первобытные люди, т.к. могут вести самостоятельный образ жизни, поднимают восстания, убивают своих мучителей. В отличие от первобытных людей, они понимают, что такое свобода и борются за неё.
4. Ещё большую свободу человек получает в феодальном обществе. Крестьянин имеет возможность пользоваться землёй, орудиями труда, торговать излишками продукции. У него есть семья, он распоряжается своей собственностью. При этом нельзя забывать, что сохраняется крепостная зависимость, что без разрешения феодала и без выкупа крестьянин не может покинуть деревню. Он должен оставаться там, где родился, не имея возможности перемещаться из одной местности в другую, из одного класса или сословия в другое.
5. Свобода феодала также ограничена церковью, которая угрожает инквизицией, не взирающей на сословные привилегии, королевской властью, которая вскоре становится абсолютной, военной службой, которой приходится посвящать всю жизнь.
6. С зарождением капиталистического общества человек получает новую степень свободы: он становится свободен в рамках существующих законов и правовых норм. Он полностью распоряжается собой, юридически он – собственник своего «Я». Провозглашён принцип свободного предпринимательства, отменены сословные привилегии. Одна за другой происходят буржуазные революции, на знамёнах которых написаны лозунги: «Свобода. Равенство. Собственность.»
7. И в тоже время существуют колониальные империи, плантационное рабство, малоземелье крестьян, кабальные условия труда рабочих, обогащение монополистов. Первая и вторая мировые войны – ярчайший пример того, как попирались свободы и интересы миллионов людей.
8. ХХ век – новый этап в развитии принципа свободы. На одном полюсе – фашизм, концлагеря, ГУЛАГ, коллективизация, тоталитарные государства, терроризм, заложничество. На другом – воплощение идеи социальной справедливости во многих развитых странах, Всеобщая Декларация прав человека, демократические выборы, правовое государство.
9. Сейчас наступила эпоха постиндустриального общества, в котором свободное развитие каждого является условием для развития всех. Эта эпоха должна стать новым витком в развитии идеи свободы. Как будет? – это зависит уже от нынешней молодёжи.
ВЫВОД : Мы увидели, что понятие «свобода» - понятие историческое, оно может менять своё содержание в разные исторические эпохи.
Просмотр содержимого документа
«Рефлексия»
Рефлексия.
Вопросы. | Ответы. |
Что я делал на уроке? | |
Что узнал нового? | |
Мое ощущение на уроке. |
Рефлексия.
Вопросы. | Ответы. |
Что я делал на уроке? | |
Что узнал нового? | |
Какой этап урока мне понравился? | |
Мое ощущение на уроке. |
Отлично - хорошо - удовлетворительно
Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока обществознания»
Самоанализ урока обществознания, проведённого учителем истории и обществознания.
Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Свобода в деятельности человека», раздел «Социально-политическая деятельность и развитие общества».
Ц елью данного урока являлась: обучение, развитие и воспитание.
Задачи:
ознакомить обучающихся с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности.
развивать логическое мышление, умение систематизировать социальную информацию по теме, умение сравнивать, анализировать делать выводы.
способствовать выработке гражданской позиции обучающихся.
По типу урока - формирование новых знаний.
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная и групповая . А также использовано:
Оборудование:
персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран,
Учебник:
Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М., «Просвещение» - 2006.
Е. Н. Сорокина. Поурочные разработки
Следует отметить, что уровень обученности учащихся данного класса по обществознанию соответствует требованиям _________________.
Урок по данной теме является первым и знакомство с философскими теориями понятия «свобода» прошёл при активной работе учащихся, на должном уровне.
Структура урока: __________________________________________________
Вывод: Урок по данной теме является первым и знакомство с философскими теориями понятия «свобода» прошёл при активной работе учащихся, на должном уровне.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Просмотр содержимого документа
«конспект урока Свобода деятельности человека»
Урок обществознания в 11-м классе по теме
"Свобода в деятельности человека"
Цели и задачи:
Обучающие: ознакомить обучающихся с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности.
Развивающие: развивать логическое мышление, умение систематизировать социальную информацию по теме, умение сравнивать, анализировать делать выводы.
Воспитательные: способствовать выработке гражданской позиции обучающихся.
Тип урока : формирование новых знаний.
Форма урока : урок-проблема с использованием мультимедийной презентации.
Оборудование:
персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран,
презентация урока в POWER POINT (Приложение 1), задания для групп (приложение 2), тесты (приложение 3).
Учебник:
Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М., «Просвещение» - 2006.
Е. Н. Сорокина. Поурочные разработки по обществознанию 10 класс (профильный уровень). М., «ВАКО» - 2010.
Ход урока
Организационный момент
На экране (презентация) набор слов: «Ветер, птица, простор, выбор» (слайд 2)
Посмотрите на экран. Какое слово может объединить написанные слова?
Предположительный ответ - «свобода»
Ну а теперь - сели ровно, ноги поставили прямо, спину выпрямили, учебники положили на правую сторону, ручку – на левую, дневник лежит под учебником, никто не поворачивается, все должны неотрывно смотреть только на меня и т. п.
Как вы думаете, какой основополагающий принцип и ценность человеческой жизни я сейчас своими действиями нарушила?
Издавна человек пытался приобрести свободу (?)
Сегодня на уроке мы переходим к изучению нового раздела курса обществознания, в котором раскрываются основные проблемы социально-политической и духовной жизни.
Об одной из них мы начнем разговор прямо сейчас. Итак, открываем тетради и записываем тему урока – «Свобода в деятельности человека»
(дети записывают тему урока в тетрадь слайд 3 ).
Мы рассмотрим следующие вопросы, которые и станут целью нашего урока: (слайд 4).
Почему невозможна абсолютная свобода?
Свобода как познанная необходимость.
Свобода и ответственность.
Свободное общество.
2. Новый материал.
- Свобода – сложный феномен. Для каждого человека свобода имеет свои оттенки. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Ассоциации». Каждый должен высказать свои ассоциации, которые возникают у него при слове «свобода» (слайд 5).
Попробуем более детально разобраться с философской категорией «свобода». Проблемные задания для групп (работа с учебником, параграф 20) (приложение 2), (слайд 6) .
(10 минут на подготовку заданий).
По ходу выступления групп может быть составлен опорный конспект (см. приложение 1).
Почему невозможна абсолютная свобода? (1 группа)
Слайд 6.
Был ли человек когда- либо абсолютно свободен? (слайд 7)
Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми?
Определите причины невозможности существования абсолютной свободы. (слайд 8).
Как вы поняли притчу о Буридановом осле.
Сформулируйте принцип ограничения свободы человека: «Моя свобода заканчивается там, …» (слайд 9)
Согласны ли вы с данным принципом?
Свобода как познанная необходимость (2 группа).
Как вы понимаете смысл их высказываний?
Что в них больше, свободы или необходимости?
Природа необходимости:
а) сторонники абсолютного предопределения
б) религиозные деятели другого направления
в) философы, отрицающие фатализм.
Свобода и ответственность (3 группа).
Как соотносятся между собой 2 таких понятия как «свобода» и «ответственность»?
Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится противоречие?
Какие факторы могут склонить человека сделать выбор в понятиях: «Я могу…», «Я должен…». Приведите примеры.
Что такое «ответственность»?
«Ответственность – мера принуждения внешнего воздействия» или «Ответственность – сознательное чувство, готовность человека сознательно следовать нормам закона и морали» (слайд 11).
Свободное общество.
Итак, понятие «свобода» трактуется по-разному, а подчас и диаметрально противоположно. Размышляя над разными подходами, что-то принимая, а что-то безоговорочно отвергая, согласимся, что подлинно свободной деятельности не может быть в условиях отсутствия выбора. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора.
Какое же общество может обеспечить такой выбор?
Ребята давайте рассмотрим роль государства в поддержании прав и свобод личности. (слайд 12)
Обобщение и систематизация знаний может проводиться в форме тестирования (приложение 2), (слайд 13):
Самопроверка (слайд 14). Оценка работы обучающихся.
3. Итог урока.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
Свободное общество
- одна из основных ценностей современного мира. Основные свободы и права вошли в конституции всех демократических государств. Знание этих свобод и прав, умение пользоваться ими является необходимым условием полноценной реализации возможностей личности в различных сферах общественной жизни.
Если вы понимаете свободу как вседозволенность, то, скорее всего, постоянно будете сталкиваться с противоположным: суровой необходимостью или произволом.
Первое по отношению к вам проявит государство, законно пресекая своими санкциями ваши «свободные» действия, ущемляющие права и свободы других людей. А произвол в отношении вас будут творить те, кто, как и вы, считает себя свободным от всех норм и ограничений, руководствуясь только личными потребностями и желаниями, они своими действиями неизбежно будут попирать ваши интересы.
Принимая решение по значимому для вас вопросу, О необходимо помнить, что выбор, как правило, можно делать из нескольких реально существующих альтернатив. Установите эти возможные «сценарии» действий, варианты развития. Проанализируйте каждую из таких возможностей, соотнесите со своими целями, устремлениями, учтите
интересы близких людей. При таком подходе сделанный вами выбор скорее всего не разочарует вас.
К чему может привести неограниченная свобода выбора?
Какова связь понятий «свобода» и «ответственность»?
Роль государства в поддержании прав и свобод личности?
А как граждане могут гарантировать свободу друг другу?
Рефлексия.
1 группа.
ПОЧЕМУ НЕВОЗМОЖНА АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время. Вопросы к группе 1. 1.как вы думаете, был ли человек когда-либо на протяжении существования человечества свободен? 2. Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми? 3.Определите причины невозможности абсолютной свободы 4. Сформулируйте принцип ограничения свободы человека, в котором начало фразы звучит таким образом:"Моя свобода заканчивается там, где....." 5. Как вы понимаете притчу о Буридановом осле? 2 группа СВОБОДА КАК ПОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ Так трактовали свободу многие философы - Б. Спиноза, Г. Гегель, Ф. Энгельс. Что же стоит за этой формулой, ставшей почти афоризмом? В мире есть силы, действующие непреложно, неотвратимо. Эти силы влияют и на деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком, он ее раб; если же она познана, то человек обретает «способность принимать решение со знанием дела». В этом и выражается его свобода воли. Вопросы к группе 2. 2.Как вы понимаете смысл этого высказывания? 3. Какова природа необходимости. Какие ответы на этот вопрос давали: а) сторонники абсолютного предопределения фатализма) б)религиозные деятели другого направления В)философы, отрицающие фатализм. 4. Сторонники первой позиции исходят из акта Божественного творения жизни на Земле. Остается ли при таком понимании необходимости место для свободной воли человека? группа 3 СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Рассмотрим еще одну ситуацию. Современное общество предоставляет человеку разнообразные средства, помогающие избавиться от угнетенного, депрессивного состояния. Среди них есть и такие (алкоголь, наркотики), которые неумолимо разрушают человеческий организм. Делая свой выбор, человек, который знает о такой опасности, может пренебречь этим, но тогда его неминуемо ждет расплата, причем платить придется самым дорогим - собственным здоровьем, а иногда и жизнью. Вопросы к группе.3. 1. Как соотносится между собой понятия два понятия как "свобода" и "ответственность". 2.что такое ответственность? Представьте себе, что вы оказались участниками спора между двумя молодыми людьми. один утверждает,:"Ответственность-это мера принуждения, внешнего воздействия". Другой говорит:"Ответственность -это сознательное чувство, готовность человека сознательно следовать нормам закона и морали ".Чью бы сторону вы бы заняли? Почему? 3. А каково ваше отношение к этим понятиям? Как поступаете вы в повседневной жизни? почему? 4. к чему может привести неограниченная свобода выбора?
«СВОБОДА ОТ» ИЛИ «СВОБОДА ДЛЯ» Задумаемся над тем, какого человека мы обычно считаем свободным. Первое, что приходит на ум, - это тот, кого не принуждают к чему-либо, не заставляют делать то, что ему не хочется, над которым нет гнета обстоятельств. «Сегодня я свободен, потому что мне не нужно бежать к репетитору»; «Я хочу снять квартиру, чтобы освободиться от опеки родителей и почувствовать себя наконец свободной» - можно привести еще немало фраз и высказываний, в которых проявляется именно такое понимание свободы. Вопросы к группе 4 1. Составьте словесный портрет свободного человека. Опишите, каким будет этот человек.(походка, движения, мимика. речь и т.д.) 2. что такое свобода "от" и свобода"для" в чем отличия этих подходов в трактовке категории свободы? 4. Вспомните ситуации из своей собственной жизни, когда вы ушли от выбора (не сделали выбор). По каким причинам? На кого вы переложили эту ответственность и почему? Ощутили ли вы последствия этого решения? Для каждого человека предельно важно ощущать себя свободным и независимым от внешних обстоятельств и от других людей. Однако совсем непросто разобраться с тем, существует ли истинная свобода, или все наши действия обусловлены необходимостью. Свобода и необходимость. Понятия и категорииМногие считают, что свобода - это возможность всегда поступать и действовать так, как захочется, следовать своим желаниям и не зависеть от чужого мнения. Однако такой подход к определению свободы в реальной жизни привел бы к произволу и ущемлению прав других людей. Именно поэтому в философии выделяется понятие необходимости. Необходимость - это некоторые жизненные обстоятельства, которые сдерживают свободу и заставляют человека поступать согласно здравому смыслу и принятым в обществе нормам. Необходимость иногда противоречит нашим желаниям, тем не менее, задумываясь о последствиях своих действий, мы вынуждены ограничить свою свободу. Свобода и необходимость в человеческой деятельности - это категории философии, связь между которыми является предметом спора многих ученых. Существует ли абсолютная свободаПолная свобода подразумевает совершать абсолютно все, что ему захочется, независимо от того, причинят ли его поступки кому-либо вред и неудобства. Если бы все могли действовать согласно своим желаниям, не задумываясь о последствиях для других людей, в мире воцарился бы полный хаос. К примеру, если человеку захотелось иметь такой же телефон, как у коллеги, обладая полной свободой, он мог бы просто подойти и отнять его. Именно поэтому обществом созданы определенные правила и нормы, ограничивающие вседозволенность. В современном мире регулируется, прежде всего, законом. Существуют и другие нормы, влияющие на поведение людей, например, этикет и субординация. Подобное действий дает человеку уверенность в том, что его права не будут ущемлены другими. Связь свободы и необходимостиВ философии с давних пор идут споры о том, как связаны между собой свобода и необходимость в Противоречат ли эти понятия друг другу или, наоборот, являются неразделимыми. Свобода и необходимость в человеческой деятельности рассматриваются некоторыми учеными как взаимоисключающие друг друга понятия. С точки зрения приверженцев теории идеализма, свобода может существовать только в условиях, в которых она никем и ничем не ограничена. По их мнению, любые запреты делают для человека невозможным осознание и оценивание нравственных последствий его поступков. Сторонники механического детерминизма, напротив, считают, что все события и действия в жизни человека обусловлены внешней необходимостью. Они полностью отрицают существование свободы воли и определяют необходимость как абсолютное и объективное понятие. По их мнению, все поступки, совершаемые людьми, не зависят от их желаний и заведомо предопределены. Научный подходС позиции научного подхода свобода и необходимость в человеческой деятельности тесным образом взаимосвязаны. Свобода определяется как познанная необходимость. Человек не в состоянии повлиять на объективные условия своей деятельности, однако при этом он может выбрать цель и средства ее достижения. Таким образом, свобода в деятельности человека представляет собой возможность сделать осознанный выбор. То есть принять то или иное решение. Свобода и необходимость в человеческой деятельности не могут существовать друг без друга. В нашей жизни свобода проявляется как постоянная свобода выбора, необходимость же присутствует в качестве объективных обстоятельств, в которых человек вынужден действовать. в повседневной жизниКаждый день человеку предоставляется возможность выбирать. Практически каждую минуту мы принимаем решения в пользу того или иного варианта: встать утром пораньше или подольше поспать, съесть на завтрак что-то сытное или попить чай, идти на работу пешком или доехать на машине. Внешние обстоятельства при этом на наш выбор никак не влияют - человек руководствуется исключительно личными убеждениями и предпочтениями. Свобода - это всегда относительное понятие. В зависимости от конкретных условий человек может обладать свободой или лишиться ее. Степень проявления также всегда различна. В одних обстоятельствах человек может выбирать цели и средства их достижения, в других - свобода заключается лишь в выборе способа приспособиться к действительности. Связь с прогрессомВ древние времена у людей была довольно ограниченная свобода. Необходимость человеческой деятельности не всегда осознавалась. Люди зависели от природы, тайны которой не мог постичь человеческий разум. Существовала так называемая непознанная необходимость. Человек не был свободен, долгое время оставался рабом, слепо подчиняясь законам природы. По мере развития науки люди нашли ответы на многие вопросы. Явления, которые раньше были для человека божественными, получили логичное объяснение. Поступки людей стали осмысленными, а причинно-следственные связи позволили осознать необходимость тех или иных действий. Чем выше прогресс общества, тем свободнее становится в нем человек. В современном мире в развитых странах границей свободы индивида являются лишь права других людей. Свобода в деятельности человека Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для самореализации человека было осмыслено еще в древние времена. Стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма, произвола пронизало всю историю человечества. С особой силой это проявилось в Новое и Новейшее время. Все революции писали слово «свобода» на своих знаменах. Мало кто из политических лидеров и революционных вождей не клялся привести руководимые ими массы к подлинной свободе. Но хотя подавляющее большинство заявляло о себе как о безусловных сторонниках и защитниках свободы личности, смысл, вкладываемый в это понятие, был различным. Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время. П р о л о г. Свобода Что же такое свобода? О ней так много говорят, но мало кто её видел. Абсолютная свобода. Наш мир – это упорядоченная схема событий, взаимосвязанных друг с другом. Из одного вытекает другое, из другого третье. Если ты написал письмо, то совершенно логично, если ты пойдёшь и купишь конверт. Если ты долго не спал, то тебя тянет ко сну, а если ты при этом никак не можешь уснуть, то значит, тебе что-то мешает. События не берутся из ни чего, их рождает взаимопроникающая связь сопутствующих обстоятельств. На первый взгляд некоторые события кажутся незначительными, но, в итоге, они же могут оказаться решающими. Абсолибрестика Итак, мы выяснили, что «абсолютная свобода», в человеческом обществе невозможна. Что легко доказуемо элементарным примером. Даже если человек осознал эту проблему и решил пойти по пути абсолютной не подчинённости бытовым сжатиям, всё равно он обречён на провал. Ведь мы так устроены, понимать все, что мы делаем. И если этот человек всё-таки изменил обычный ход событий, разорвал оковы, разъедающей мозг субстанции и, например, по загадочному провидению, вдруг остановился посреди площади и к изумлению одноклеточной толпы, закричал: «Неисповедимы пути Господни!». Мало того, что этому событию могут быть даны совершенно рутинные объяснения, типа того, что его заставили это сделать, или он настолько был заключён в свои мысли, что не заметил всей этой окружающей кутерьмы и т.д. Но даже если брать совсем невероятный поворот событий, что этот человек обладает даром «абсолютной свободы», и он сделал этот поступок совершенно безраздумно, бесцельно, не понимая даже, что выйдет в данный момент из его уст, всё равно в его мыслях должен был вначале провинтится этот вариант, а потом уже получился бы результат. Он должен был, к примеру, подумать: «А не совершить ли мне чего-нибудь такое необыденное, антиразумное». И если у него хоть на долю секунду зародилась такая мысль то – это уже логика, уже разум. Пелена беспорядка. Сонная пелена разноцветного беспорядка окутала серую бесконечную землю. Всё растаяло и утонуло в беспредельной сонливости ночного сознания. Наступили хмурые осенние дни, голодные и бесстрастные. Э п и л о г Возможно, Вы спросите меня: - ,Зачем всё это? Ради чего нужны все эти корявые, гидраденитные предложения? Весь этот натянутый пафос? Это стремление выделиться, создав новый стиль и обрушив на читателя массу непонятных слов и словосочетаний? Зачем это всё?” Всего Вам доброго, господа! Словарь Аберрация [лат. Aberratio отклоняться] – искажение изображений, получаемых в оптических системах. |