Расходы на служебный автомобиль: тонкости учета. Учёт затрат и эксплуатации автомобильного транспорта Фактические затраты на содержание и эксплуатацию автомобиля

На сельскохозяйственных предприятиях широкое применение находит автотранспорт. Его используют для завоза необходимых в производстве материалов (нефтепродуктов, минеральных удобрений, запасных частей и т. п.), вывоза продукции, на внутрихозяйственных перевозках и т. д.

Учет затрат по эксплуатации и содержанию автотранспорта ведут на субсчете 3 «Автопарк» счета 23. На данном субсчете учитывают затраты по грузовому, легковому, пассажирскому автотранспорту и автомашинам специального назначения. Затраты учитывают по следующим статьям:

1. "Оплата труда с отчислениями на социальные нужды";

    "Работы и услуги";

    "Организация производства и управление";

    "Прочие затраты".

Первичный учет работы грузового автотранспорта ведут в путевом листе грузового автомобиля. Путевой лист является основным документом учета работы грузового автотранспорта. Его выдают шоферам, как правило, на один день или смену при условии сдачи шофером предыдущего путевого листа.

Имеются несколько форм путевого листа автомобиля: путевой лист грузового автомобиля при сдельной оплате шоферов (ф. № 4с), при повременной оплате (ф. № 4п) и путевой лист легкового автомобиля (ф. № 3). На сельскохозяйственных предприятиях преимущественно применяется форма путевого листа при сдельной оплате и в отдельных случаях - при повременной оплате.

При наличии в хозяйстве автобусов может применяться специализированный путевой лист автобуса не общего пользования (ф. № 6-спец.), а при междугородних перевозках грузов автотранспортом - специализированная форма путевого листа № 4м.

Данные из путевых листов переносят в накопительную ведомость учета затрат (ф. № 301-АПК), На каждую автомашину и шофера открыт отдельный бланк, где записывают все основные реквизиты из путевых листов в хронологической последовательности; часы в наряде с расшифровкой (в движении, в простое, под погрузкой), число ездок с грузом, пробег, перевезено грузов, сделано тонно-километров по направлениям перевозок.

В конце месяца в накопительной ведомости подводят итоги затрат и выполненной работы автотранспорта, при необходимости составляют сводную ведомость (по той же форме), а затем лицевой счет (производственный отчет) подразделения (по автотранспорту), в котором отражают постатейно (с набором по корреспондирующим счетам) затраты автотранспорта. Записи делают с разбивкой: грузовой автотранспорт, легковой, машины специального назначения, пассажирский автотранспорт, ремонт и замена авторезины, цеховые расходы. В конце месяца цеховые расходы, а также расходы на ремонт и замену авторезины относят комплексными статьями в затраты автотранспорта.

Распределение цеховых расходов между грузовым, легковым и пассажирским автотранспортом производят пропорционально машино-дням работы. В лицевом счете (производственном отчете) также учитывают объем выполненных автотранспортом работ в тонно-километрах и оценке по плановой себестоимости их по грузовому автотранспорту и в километрах пробега и их плановой себестоимости по пассажирскому транспорту. Плановая себестоимость работ грузового автотранспорта в конце года доводится до фактической.

В приложении к лицевому счету (производственному отчету) отражают распределение затрат автотранспорта по потребителям услуг. По грузовому автотранспорту это распределение делают пропорционально выполненному объему работ в тонно-километрах; по пассажирскому транспорту и машинам специального назначения - пропорционально количеству машино-дней работы.

Данные лицевого счета (производственного отчета) являются основанием для записей в журнал-ордер № 10-АПК. При рассредоточении автотранспорта в подразделениях хозяйства из лицевых счетов (производственных отчетов) подразделений данные переносят в сводный лицевой счет (производственный отчет) по автотранспорту хозяйства в целом.

При записях по дебету счета 23, субсчет 3 "Автопарк" кредитуют следующие счета:

02 "Амортизация основных средств" - на суммы начисленной амортизации;

10 "Материалы", субсчета 3 "Топливо" и 5 "Запасные части" - на стоимость израсходованных нефтепродуктов, авторезины и запасных частей, использованных взамен износившихся, субсчет 9 - на стоимость мелкого инвентаря, спецодежды и спецобуви;

23 "Вспомогательные производства" - на стоимость выполненных работ и услуг других вспомогательных производств;

50 "Касса" - на сумму оплаченных мелких расходов (приобретение номерных знаков) и т. п.;

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на суммы, начисленные за услуги сторонних организаций;

    "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" -на суммы отчислений по социальному страхованию, а также впенсионный фонд и на медицинское страхование;

    "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на суммы начисленной оплаты труда;

    "Расчеты с подотчетными лицами" - на суммы оплаченных расходов через подотчетных лиц;

96 "Резервы предстоящих расходов" - на суммы отчислений в ремонтный фонд (если такие отчисления производятся в хозяйстве) и суммы начисленного резерва на отпуска.

При записях по кредиту счета 23, субсчет 3 "Автопарк", дебетуют следующие счета:

10, 11 - на стоимость перевозок по доставке материальных ценностей;

20 "Основное производство", субсчета 1 "Растениеводство", 2 "Животноводство", 3 "Промышленное производство" - на стоимость услуг, оказанных основным отраслям и промышленному производству;

23 "Вспомогательные производства" - на стоимость услуг, оказанных другим вспомогательным производствам;

25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" - на стоимость перевозок общепроизводственного и общехозяйственного назначения;

29 "Обслуживающие производства и хозяйства" - на стоимость перевозок для прочих производств и хозяйств;

90 "Продажи" - на стоимость перевозок на сторону и по реализации продукции.

Фактическая себестоимость тонно-километра определяется в конце года. Для этого подсчитывают общую сумму фактических затрат, учтенных по дебету счета, за вычетом стоимости отработанного масла и других возвратных материалов, и делят ее на количество тонно-километров, выполненных автотранспортом без работ по самообслуживанию. По пассажирскому автотранспорту исчисляют себестоимость одного машино-дня по перевозке людей, по специальным машинам нетранспортного назначения - одного машино-дня работы специальных машин.

После составления расчета себестоимости услуг автотранспорта и определения фактической себестоимости тонно-километра плановая себестоимость перевозок, по которой учитывались выполненные работы в течение года на счетах затрат, доводится до фактической путем дополнительной записи (если выявлен перерасход) или сторнировочной записи (при экономии). При равномерном использовании автотранспорта в течение года по кредиту счета возможно ежемесячное списание фактических затрат. По кредиту счета 23, субсчет 4 "Автомобильный транспорт", кроме списания выполненных работ отражают стоимость оприходованного отработанного масла от автомашин, изношенной авторезины, металлолома в корреспонденции с соответствующими счетами по учету материальных ценностей (счет 10), удержания за перерасход нефтепродуктов - в корреспонденции со счетом 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Изношенные запасные части, непригодные для восстановления, приходуют как металлолом на счет 10.

Автотранспорт в КУП "Захарничи" выделен в самостоятельное подразделение. Планирование работы осуществляется в хозрасчетном задании по автопарку. При этом определяется: объем транспортных работ, необходимое количество транспортных средств, затраты на эксплуатацию транспортных средств и себестоимость 1т/км.

Документом, разрешающим работу транспорта (кроме гужевого) является путевой лист (форма № 3 (п)) (Приложение 7). Путевой лист грузового автомобиля является основным первичным документом, по которому определяют работу грузовых автотранспортных средств и водителя, а также данные для начисления заработной платы водителю, осуществления расчетов за перевозки грузов и формирования статистической отчетности. В нем также отражается: на лицевой стороне бланка указывают марку и государственный номер машины, фамилию, имя, отчество водителя, содержание задания и наименование перевозимого груза. В правом верхнем углу отмечают время выезда из гаража и возвращения в гараж, показания спидометра, расход топлива. На обратной стороне отражают последовательность выполнения задания, простои на линии, если они имели место, а также результаты работы автомобиля. Последние характеризуются рядом показателей, например, общим пробегом, выполненными тонно-километрами. Расчет тонно-километров производится путем умножения пробега с грузом (км) на массу перевезенного груза (т) и делением на количество ездок с грузом.

Запрещается использование форм путевых листов грузового автомобиля, отличных от типовых форм.

Путевые листы выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день при условии сдачи водителем путевого листа за предыдущий день работы. На более длительный срок путевые листы выдаются только в случае, если выполняются междугородные перевозки в течение более суток.

При работе автомобиля вне места расположения перевозчика сроком более суток в составе группы автомобилей (2 и более) путевые листы на весь срок работы (как правило, не более 7 суток) получает старший группы (бригадир, диспетчер и т.д.), который ежедневно выдает путевые листы каждому водителю в отдельности после сдачи путевого листа за предыдущий день работы. Если срок работы автомобилей вне места расположения перевозчика превышает 7 суток, то старший группы сдает отработанные путевые листы перевозчику и получает новые на следующий семидневный срок. Порядок учета и отчетности старшим группы за бланки путевых листов устанавливаются перевозчиком.

Выдаваемый водителю путевой лист должен иметь дату выдачи, штамп и печать перевозчика.

Путевые листы, выдаваемые работником диспетчерской службы, регистрируются в Журнале учета движения путевых листов (Приложение 8). В момент выдачи путевого листа в журнале указывается: номер путевого листа, дата выдачи путевого листа, фамилия, имя, отчество водителя, табельный номер водителя, гаражный номер автомобиля. Когда водить сдает путевой лист в диспетчерскую, диспетчер расписывается в журнале и записывает дату приемки путевого листа и документов от водителя. После сдачи путевых листов в бухгалтерию, бухгалтер расписывается в журнале и пишет дату приемки путевого листа.

Обобщение данных путевых листов производится экономистом в нетиповой форме документа "Начисление заработной платы водителю грузового автомобиля" (Приложение 9). В нем отражается фамилия, имя, отчество водителя и месяц, за который производится начисление заработной платы. Далее производят ежедневный учет работы водителя, то есть, напротив каждого дня проставляют количество отработанных часов по путевым листам, и расценку. Путем умножения количества отработанных часов на расценку начисляют основную заработную плату, если водитель работал в выходные дни, то оплата производится в двойном размере. Кроме этого в документе экономист подсчитывает суммы заработной платы, за вредность, за стаж, за время ремонта, если водитель был на ремонте. Путем сложения всех сумм экономист высчитывает заработную плату за месяц водителю, и указывает общее количество отработанных дней и часов водителем за месяц. Далее документ передается в бухгалтерию.

Однако мы считаем, что для обобщения данных о работе грузового автотранспорта по каждому водителю и закреплённому за ним грузовому автомобилю в КУП "Захарничи" необходимо использовать Накопительную ведомость учёта работы грузового автотранспорта формы №601-АПК. В ней ежемесячно на каждый автомобиль и водителя заводится отдельная страница, где указывается фамилия, имя, отчество шофёра, за которым закреплена машина, его табельный номер и класс. Записи в ведомость производятся в хронологической последовательности, где по соответствующим графам указывается дата и номер путевого листа, количество перевезённого груза, пробег общий и в том числе с грузом, количество отработанных часов и выполненных тонно - километров, расход горючего и сумма начисленной заработной платы. В конце месяца по всем показателям работы каждого автомобиля подсчитываются итоги. Ведомость заполняется в бухгалтерии. На оборотной стороне приводится распределение объёма выполненных работ в разрезе потребителей.

В КУП "Захарничи" включение в затраты по грузовому автотранспорту платежей в Фонд социальной защиты населения производятся на основании Бухгалтерских справок (Приложение 10)

Мы считаем, что нужно применять Ведомость распределения оплаты труда, отчислений на социальное страхование и резервов формы № 78-АПК предназначена для списания этих расходов. В ней отражают суммы начисленной заработной платы, распределяемой по объектам учета затрат и используют для сверки с записями в производственных отчетах. В графах 2 и 3 отражают произведенные отчисления в соответствии с установленным нормативом на социальное страхование работающих. В графе 5 определяется общая сумма по кредиту счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению". По графе 6 показывают суммы начисленных платежей по обязательному страхованию.

Общие суммы кредитовых оборотов по счетам из ведомости формы № 78-АПК в разрезе корреспондирующих счетов переносят в журнал-ордер формы № 10-АПК по соответствующим графам.

В КУП "Захарничи" выдача нефтепродуктов со склада производится заведующим складом по Ведомости на получение горючего, смазочных материалов и продуктов со склада (Приложение 11). Ведомость ведется при систематическом отпуске в течении определенного срока. В ней указывается наименование ценностей, кому отпущены, цель отпуска, наименование, марка и номер машины, вид отпускаемого топлива, единица измерения, норма отпуска. В табличной части записывают дату получения горюче смазочных материалов, номер путевого листа, количество полученного топлива и расписка водителя в получении. Подписывают ведомость материально ответственно лицо и бухгалтер, после ее проверки.

Контроль за расходам горюче смазочных материалов в КУП "Захарничи" производится главным экономистом в нетиповой форме документа "Контроль за расходом горюче - смазочных материалов" (Приложение 12), в котором указывается: фамилия, имя, отчество шофера, марка транспортного средства, остаток топлива в баках на начало месяца (литров), заправка за месяц (литров), остаток в баках топлива на конец месяца (литров), фактически израсходованное топливо и расход по норме. В результате сопоставления фактического расхода и расхода по норме определяют экономию или перерасход.

В конце месяца составляется Отчет о движении топлива и смазочных материалов (форма № 216-АПК) (Приложение 13), применяется для отражения наличия и движения топлива и смазочных материалов, находящихся на хранении у материально ответственного лица. Материально ответственное лицо заполняет показатели отчета в натуральном измерении: топливо - в литрах, смазочные материалы - в килограммах.

В строке отчета "Остаток на начало месяца" показывают остаток топлива и смазочных материалов отраженный в аналогичном отчете за прошлый месяц по графе "Остаток на конец месяца".

В разделе о поступлении указывают топлива и смазочных материалов, поступившие за месяц, при этом записи производятся по каждому каналу поступления.

В разделе о выбытии записывают расход топлива и смазочных материалов по каналам использования.

После того как в приходной и расходной части отчета отражено все движение топлива и смазочных материалов, выводят остаток на конец месяца.

В сроки, установленные графиком документооборота, отчеты о движении топлива и смазочных материалов сдаются вместе со всеми первичными документами в бухгалтерию организации. Исправления в отчёте заверяются подписями материально ответственного лица и бухгалтера. После проверки достоверности представленного отчёта бухгалтер производит его обработку и токсировку переводит литры в килограммы.

В установленные сроки два экземпляра отчёта с приложенными первичными документами по движению материальных ценностей представляются в бухгалтерию. Проверив правильность составления отчёта, бухгалтер подписывает оба экземпляра отчёта, один из которых возвращает материально ответственному лицу.

После проверки отчета, данные из него переносят в регистры аналитического и синтетического учета.

Карточка учета использованных автопокрышек (форма № 214-АПК) применяется для учета движения и использования автопокрышек. Карточка ф. № 214-АПК открывается и ведется заведующим гаражом или автомехаником. В ней по каждому автомобилю производится запись серийного номера автошины, указывается завод-изготовитель, дата постановки и снятия шины с автомобиля, пробeг покрышки за год и с начала эксплуатации. При выбытии автопокрышек из эксплуатации в карточке отмечается причина выбытия.

По каждому серийному номеру автопокрышек также указываются дата сдачи и получение из ремонта, вид выполняемого ремонта. Карточка ф. № 214-АПК является основанием для поощрения за сверхнормативный пробег автопокрышек, а также выполнения своевременного их ремонта.

Для отпуска запасных частей для текущего ремонта автотранспорта в КУП "Захарничи" применяется Ведомость на получение запасных частей и ремонтных материалов (форма № ПЗ-4) (Приложение 14), которая выписывается на основании ведомости дефектов. При этом имеют место дублирующие записи. В ведомости дефектов приводится перечень и указываются количество и стоимость необходимых для ремонта запасных частей и ремонтных материалов. Все эти данные из ведомости дефектов переносятся в ведомость на получение запасных частей и ремонтных материалов. Затем в ведомости на получение запасных частей и ремонтных материалов указываются количество и стоимость фактически отпущенных запасных частей и ремонтных материалов. После этого в ведомости дефектов опять записывают фактическое количество и стоимость израсходованных (поставленных на машину) запасных частей и других материалов. Таким образом в ведомости на получение запасных частей и ремонтных материалов указывают наименование запасных частей, количество, цену и сумму затребованных и фактически отпущенных частей и материалов.

Ведомости на получение запасных частей и материалов выписывают в бухгалтерии организации в 2 экземплярах: один передается кладовщику для отпуска ценностей, а другой - получателю. При отпуске запасных частей кладовщик записывает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных ценностей. В ведомости кладовщика расписывается получатель, а в экземпляре покупателя - кладовщик.

По истечении срока действия ведомости на отпуск запасных частей и ремонтных материалов кладовщик подсчитывает общее количество.

Амортизация по объектам основных средств рассчитывается в Бухгалтерской справке (Приложение 15) в которой отражается наименование операции, корреспонденция счетов, сумма, по группам основных средств подсчитывают итого, в конце месяца подсчитывают всего. Бухгалтерские справки хранят вместе с документами, относящимися к журналам-ордерам или ведомостям, в которых производились учетные записи с их использованием.

Но мы считаем, что для обобщения данных по амортизации автотранспорта нужно учитывать в Ведомости расчета амортизационных отчислений по основных средств и резерва на ремонт основных средств (форма №48-АПК) и Ведомости амортизационных отчислений по основным средствам и резерва на ремонт основных средств (форма № 49-АПК)

Ведомость расчета амортизационных отчислений по основным средствам и резерва на ремонт основных средств формы № 48-АПК предназначена для определения амортизационных отчислений и отчислений в резерв на ремонт основных средств (при его образовании в соответствии с учетной политикой организации) по каждому виду (группе) и наименованию основных средств и отнесения начисленных сумм на затраты производства (или за счет других источников). Составляется по состоянию на 1 января каждого отчетного года. По каждому виду (группе), наименованию основных средств, исходя из амортизируемой стоимости, годовой и месячной норм амортизации, определяется сумма амортизационных отчислений (годовая и месячная) по тем основным средствам, по которым амортизация начисляется линейным и нелинейными способами. По основным средствам, по которым амортизация начисляется производительным способом, в ведомости формы № 48-АПК указывается амортизируемая стоимость, ресурс объекта и сумма амортизационных отчислений на единицу использования ресурса.

Ведомость амортизационных отчислений по основным средствам и резерва на ремонт основных средств формы № 49-АПК предназначена для ежемесячного определения суммы амортизации и отчислений в резерв на ремонт основных средств.

Ведомость имеет четыре раздела:

1 Расчет начисления амортизации линейным и нелинейными способами.

2 Расчет начисления амортизации производительным способом.

3 Сводная ведомость начисления амортизации.

4 Ведомость начисления резерва на ремонт основных средств.

Первый раздел предназначен для ежемесячного определения суммы амортизации по основным средствам, амортизация по которым определяется линейным или нелинейными способами с учетом поступивших и выбывших за предыдущий месяц основных средств

Второй раздел предназначен для начисления амортизации производительным способом по тем основным средствам, для которых показатель фактического использования ресурса является переменной величиной.

Третий раздел предназначен для обобщения начисления амортизации, отраженной в первых двух разделах ведомости по корреспондирующим счетам.

В четвертом разделе группируются данные по начислению резерва на ремонт основных средств по корреспондирующим счетам.

Данные ведомости формы № 49-АПК используются для заполнения журнала-ордера формы № 10-АПК.

В КУП "Захарничи" выдача спецодежды и спецобуви водителям производится на основании Накладной (Приложение 16). Она выписывается бухгалтером в двух экземплярах. При выписке Накладной в графе четыре "Количество" бухгалтер указывает затребованное получателем количество нефтепродуктов, в графе пять "Цена" - их учётную цену. Первый экземпляр предназначен материально ответственному лицу, второй - получателю. При получении спецодежды и спецобуви в экземпляре получателя расписывается материально ответственное лицо, а в экземпляре материально ответственного лица - получатель. По истечении месяца материально ответственное лицо вместе с отчётом о движении продуктов и материалов сдаёт накладную в бухгалтерию.

Далее учет выданных спецодежды и спецобуви водителям производится в нетиповой форме документа Журнал учета выдачи спецодежды и спецобуви (Приложение 17), в котором указывается фамилия, имя, отчество и профессия рабочего хозяйства, дата выдачи и количество выдаваемых спецодежды и спецобуви.

Страхование автотранспорта в КУП "Захарничи" производят в белорусском республиканском унитарном страховом предприятии "Белгосстрах"., на основании Страхового свидетельства (Приложение 18), в котором указываются следующие реквизиты: наименование страхователя, его адрес; дата страхования, срок страхования; техническая характеристика; сумма страхового взноса. Подписывает документ работник страховой организации.

В конце месяца в накопительной ведомости подводят итоги затрат и работ, выполненных автотранспортом, показатели которой фиксируются в производственном отчете ф. № 18 в.

"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2007, N 19

Хотя автомобиль и признается средством передвижения, а не роскошью, обходится он владельцу недешево. Расходы на содержание служебного автотранспорта включают в себя:

  • оплату труда водителей и другого персонала, занятого обслуживанием служебных автомобилей (с отчислениями на социальные нужды);
  • стоимость горючего и смазочных материалов (ГСМ), запасных частей, ремонта и технического обслуживания служебного автотранспорта;
  • страхование автотранспорта;
  • платежи по договорам аренды автотранспорта;
  • компенсацию за использование для служебных поездок личных автомобилей.

Первичные документы по учету автотранспортных расходов

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти бумаги служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Напомним: первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации; для документов, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, установлены определенные обязательные реквизиты.

Формы путевых листов для строительных машин, легковых и грузовых автомобилей утверждены Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78. Эти формы в обязательном порядке применяются специализированными и автотранспортными предприятиями. Что касается остальных организаций, то они могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы на ГСМ (Письмо Минфина России от 20 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/129). Документ должен содержать все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, а именно:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Первичные документы должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было судить об обоснованности произведенного расхода. Путевой лист, как правило, выдается на один день или смену. Он оформляется ежемесячно только в том случае, если это позволяет организовать учет отработанного времени и расхода горюче-смазочных материалов.

В путевом листе обязательно должна отражаться информация о конкретном пути следования автомобиля для подтверждения факта его использования в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции. Согласно указанному Письму Минфина России путевой лист, не содержащий такой информации, не подтверждает понесенные налогоплательщиком расходы по использованию ГСМ.

Если организация использует самостоятельно разработанный путевой лист, его форма должна быть приведена в учетной политике.

Порядок признания расходов при определении облагаемой базы по налогу на прибыль

Расходы на содержание служебного автотранспорта должны соответствовать критериям, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Согласно указанной норме расходами в целях налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщиков. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, под документально подтвержденными - затраты, удостоверенные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание

Расходы на эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание автотранспорта, а также на поддержание его в исправном состоянии относятся к расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ). Приобретение ГСМ и запасных частей для служебного автотранспорта учитывается в составе материальных расходов. Расходы на ремонт рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были понесены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ).

При определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля необходимо учитывать Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (руководящий документ Р 3112194-0366-03) <1>. В указанном документе приведены базовые нормы расхода топлива и смазочных материалов для зарубежных легковых автомобилей в расчете на 100 км.

Указанные Нормы имеют статус постоянных, вновь разрабатываемые и устанавливаемые для автомобилей нормы действуют как временные до их введения в качестве постоянных, при переутверждении или при дополнении с учетом развития структуры автопарка.

Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по формуле

Q = 0,01 x H x S x (1 + 0,01 x D),
н s
где Q - нормативный расход топлива, л;
н
H - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля,
s
л/100 км;
S - пробег автомобиля, км;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка
или снижение) к норме, %.

В целях исчисления налога на прибыль при отнесении расходов на покупку бензина для служебных легковых автомобилей к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, следует руководствоваться вышеуказанными Нормами (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Кроме того, ФНС России в Письме от 29 марта 2006 г. N ГИ-6-17/337@ сообщила базовые нормы расхода топлива, разработанные для ряда иномарок Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта по Методике определения базовых норм расхода топлива на автомобильном транспорте, утвержденной ФАДС Минтранса России.

При отсутствии в указанных документах базовой нормы расхода топлива для отдельных моделей легковых автомобилей она определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании технической документации, а также информации изготовителя и утверждается приказом руководителя организации.

Организации, которые не являются специализированными автотранспортными предприятиями, могут разработать свои собственные нормы по расходованию ГСМ, поскольку гл. 25 НК РФ прямо не предусматривает нормирование расходов на горюче-смазочные материалы для целей налогообложения прибыли исходя из норм, утвержденных Минтрансом России. Применение норм при расчете расходов, связанных с ГСМ, должно быть экономически обоснованно в соответствии с требованиями, установленными п. 1 ст. 252 НК РФ, и зафиксировано в учетной политике для целей налогообложения. Нормы должны применяться в течение не менее одного календарного года.

Необходимыми условиями включения оплаты ГСМ в состав расходов являются наличие правильно оформленных первичных документов, подтверждающих суммы затрат на приобретение ГСМ, и производственная направленность эксплуатации имущества (например, путевой лист с указанием маршрута следования, подписанный уполномоченным представителем организации, чеки ККМ, товарные чеки, авансовые отчеты).

Необходимо учитывать, что в состав расходов должны включаться только фактически израсходованные горюче-смазочные материалы. Кассовый чек на их приобретение свидетельствует только о произведенном платеже и о фактическом получении ГСМ.

В соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета на балансовом счете 10 "Материалы" (субсчет "Топливо") учитывается наличие и движение ГСМ, предназначенных для эксплуатации транспортных средств. Так как данные ГСМ на склад организации не поступают, можно рекомендовать учитывать их на субсчете "Топливо (ГСМ) в баке". Включать суммы, фактически израсходованные на ГСМ, в состав расходов надо на основании справки-расчета, которая позволяет определить стоимость израсходованного топлива. При этом могут быть использованы подтвержденные данные о фактическом пробеге автотранспортного средства за отчетный период и нормы расхода топлива, самостоятельно утвержденные организацией (например, на основании технических характеристик автотранспортного средства).

Пример 1 . Водитель представил в бухгалтерию чеки, накладные и счета-фактуры на оплату ГСМ и запчастей для автомобиля, принадлежащего организации и используемого в процессе производства. Согласно этим документам на ГСМ израсходовано 11 092 руб., на запчасти - 16 048 руб., всего на сумму 27 140 руб., в том числе НДС - 4140 руб. Стоимость запчастей, использованных при ремонте, составила 12 000 руб. с НДС.

Д 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - К 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - 27 140 руб. - оплачены подотчетным лицом ГСМ и запчасти;

Д 10 - К 60 - 23 000 руб. - отражена стоимость приобретенных ГСМ и запчастей;

Д 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" - К 60 - 4140 руб. - учтена сумма НДС, предъявленная поставщиками;

Д 20 "Основное производство" - К 10 - 12 000 руб. - списана стоимость запчастей, использованных на ремонт;

Д 20 - К 10 - 9400 руб. - списана стоимость ГСМ;

Д 19 - К 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС" - 4140 руб. - принят к вычету НДС.

Оплата стоянки и мойки автотранспорта

Если организация пользуется услугами платных автостоянок, то оплата производится, как правило, наличными через подотчетное лицо. Наличные денежные средства выдаются подотчетному лицу из кассы в соответствии с правилами бухгалтерского учета согласно Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации <1>.

<1> Утвержден Решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 40.

Издержки на оплату услуг платных автостоянок при наличии оформленных в соответствии с требованиями бухгалтерского учета первичных оправдательных документов (кассовых чеков, бланков строгой отчетности, товарных чеков, авансовых отчетов подотчетных лиц и т.п.) организация может отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, как затраты на содержание служебного автотранспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Необходимо обратить внимание на обязательное указание в первичных учетных документах марки и номера автомашины, времени стоянки. Аналогично принимаются к учету расходы на мойку автотранспорта.

Компенсация за использование личного автотранспорта

Если с согласия работодателя и в его интересах работник использует свое личное имущество, ему выплачивается компенсация, а также возмещаются расходы, связанные с использованием имущества (ст. 188 ТК РФ). Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, составленным в письменной форме.

Согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных автомобилей причисляются к расходам на содержание служебного автотранспорта и относятся в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в пределах норм, установленных Правительством РФ. Условия и порядок выплаты таких компенсаций разъяснены Письмом Минфина России от 21 июля 1992 г. N 57.

Необходимо также учитывать следующее. Основанием для выплаты компенсации является приказ руководителя предприятия, в котором указана сумма компенсации (в зависимости от интенсивности использования), а также документы, подтверждающие наличие у работника личного автомобиля, в частности копия технического паспорта личного автомобиля (если работник управляет по доверенности - соответствующие документы).

Компенсация выплачивается работнику, когда его личный автомобиль используется в производственной (служебной) деятельности, связанной с постоянными служебными разъездами в соответствии с должностными обязанностями. Компенсация выплачивается один раз в месяц, и ее сумма не зависит от количества календарных дней в месяце. За время отсутствия работника на рабочем месте (отпуск, командировка, больничный лист и т.п.), когда личный автомобиль не эксплуатируется, компенсация не выплачивается.

При выплате сотрудникам такой компенсации оформляется определенный пакет документов:

  • трудовой договор;
  • заявление работника на выплату компенсации;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • приказ руководителя;
  • расчет суммы компенсации с указанием марки топлива и его расхода на 100 км для соответствующей марки автомобиля;
  • справка о стоимости 1 л топлива на АЗС и суточном пробеге автомобиля;
  • табель учета рабочего времени сотрудников, использующих личный автотранспорт в служебных целях;
  • ведомость на компенсацию транспортных расходов.

Нормы расходов организаций на выплату компенсаций за использование для служебных поездок личных автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством или реализацией, установлены Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 92. Этим документом предусмотрены выплаты в следующих размерах:

  • 1200 руб. в месяц - по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно;
  • 1500 руб. в месяц - по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см.

Предельные нормы расходов организаций в связи с выплатой таких компенсаций, предусмотренные упомянутым Постановлением Правительства РФ, установлены в целях формирования расходов налогоплательщиков-организаций при исчислении налога на прибыль организаций и не могут быть применены для исчисления других налогов иными категориями налогоплательщиков.

В размерах компенсаций, установленных законодательством, уже учтено возмещение полного объема возникающих в процессе эксплуатации затрат (износ, ГСМ, техническое обслуживание, ремонт). Поэтому указанные издержки не могут быть включены в состав расходов.

В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц компенсации, выплачиваемые организацией работникам за использование личного транспорта в пределах норм, установленных законодательством РФ. Согласно п. 1 ст. 238 НК РФ эти компенсации не облагаются и единым социальным налогом, также в пределах установленных норм. Однако, поскольку нормы эти законодательно не установлены, в настоящее время освобождается от налогообложения вся сумма компенсаций.

Не придется начислять и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, ведь согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объект и база для начислений страховых взносов соответствуют объекту налогообложения и налоговой базе по ЕСН.

Расходы на содержание арендуемых автомобилей

Существует два вида аренды транспортных средств: с экипажем и без него.

Договор аренды транспортного средства с экипажем. По такому договору арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). Такой договор заключается в письменной форме, в нем должна быть определена сумма арендной платы и стоимость услуг по управлению автомобилем.

На арендодателя возлагаются следующие обязанности:

  • поддерживать транспортное средство в надлежащем состоянии, включая проведение как капитального, так и текущего ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 636 ГК РФ);
  • страховать:

транспортное средство,

ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией (ст. 637 ГК РФ),

ответственность за вред, причиненный третьим лицам (ст. 640 ГК РФ).

Арендатор, в свою очередь, несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и оплату сборов (ст. 636 ГК РФ). Арендатор также обязан возместить арендодателю убытки, причиненные в случае гибели или повреждения транспортного средства (ст. 639 ГК РФ).

Начислять и уплачивать налоги тоже входит в обязанность арендатора. Суммы, которые арендатор выплачивает членам экипажа, облагаются ЕСН, за исключением налога в части выплат в ФСС РФ (п. 3 ст. 238 НК РФ).

Если договор не содержит специальных условий, то на сумму вознаграждения не начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 22 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации <1>; п. 4 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний <2>).

<1> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 765.
<2> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 184.

Если организация арендует транспортное средство у физического лица - резидента, не являющегося предпринимателем, или у физического лица - нерезидента для перевозки груза по маршруту, проходящему через территорию Российской Федерации, налог на доходы физических лиц должен быть удержан арендатором (ст. 226 НК РФ). Арендодатель самостоятельно исчисляет и уплачивает сумму НДФЛ, если он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ). При этом он имеет право на профессиональный вычет в соответствии со ст. 221 Кодекса.

Транспортный налог уплачивает лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, за исключением автотранспортных средств, приобретенных до 30 июля 2002 г., права на которые переданы на основании доверенности (ст. 357 НК РФ).

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций <1> для учета арендованных основных средств используется забалансовый счет 001 "Арендованные основные средства". При принятии арендованного автомобиля на учет составляется акт приемки-передачи основного средства.

Пример 2 . Организация заключила гражданско-правовой договор с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, арендовав у него легковой автомобиль для служебных поездок. Согласно договору стоимость автомобиля - 100 000 руб., ежемесячная арендная плата - 18 000 руб. Арендодатель также оказывает услуги водителя за 10 000 руб. в месяц.

В данном примере исходим из предположения, что договор не содержит условия о начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Ежемесячно в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, включается сумма затрат по договору в размере 28 000 руб. Эта же сумма - база для начисления НДФЛ. А вот ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются только на оплату услуг водителя - 10 000 руб.

В бухгалтерском учете организации делаются проводки:

Д 001 - 100 000 руб. - принят автомобиль на забалансовый учет;

Д 20 "Основное производство" - К 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 28 000 руб. - начислено вознаграждение по договору;

Д 20 - К 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" - 6468 руб. - начислен ЕСН на сумму вознаграждения;

Д 69 - К 69 - 3929 руб. (28 000 руб. x 14%) - уменьшена сумма ЕСН на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

Д 76 - К 68 "Расчеты по налогам и сборам" - 3640 руб. (28 000 руб. x 13%) - удержан НДФЛ с суммы вознаграждения;

Д 76 - К 50 "Касса" - 24 360 руб. (28 000 руб. - 3640 руб.) - выплачено вознаграждение.

Договор аренды транспортного средства без экипажа. По такому договору арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Расходы на содержание арендованного транспортного средства, издержки, возникающие в связи с его эксплуатацией, несет арендатор. В его обязанности входит также страхование транспортного средства, своей ответственности и ответственности за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием. Арендатор же обязан поддерживать транспортное средство в надлежащем состоянии, проводить капитальный и текущий ремонт (ст. ст. 644 и 646 ГК РФ).

Арендатор может сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без него, заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды (ст. 647 ГК РФ).

При выплате вознаграждений по договору аренды с физическим лицом арендатор выступает в роли налогового агента по НДФЛ. Арендная плата не облагается ЕСН, поскольку является выплатой, производимой в рамках гражданско-правового договора, предмет которого - передача в пользование имущества.

Транспортный налог уплачивается так же, как и при аренде с экипажем, т.е. лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство.

Расходы на обязательное страхование гражданской ответственности

Для целей исчисления налога на прибыль расходы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций (п. 2 ст. 263 НК РФ).

В соответствии с п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по обязательному страхованию признаются в качестве расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов. Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора. Таким образом, указанные расходы в налоговом учете признаются в том же порядке, что и в бухгалтерском.

На основании п. п. 1 и 2 ст. 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" владелец транспортного средства обязан не позднее пяти дней после возникновения права владения им за свой счет страховать в качестве страхователя риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Пример 3 . Организация заключила со своим сотрудником договор аренды транспортного средства без экипажа сроком на год. В этом же месяце был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, годовой взнос по которому составил 8400 руб. В страховом полисе в списке лиц, допущенных к управлению автомобилем, указан и арендодатель. Автомобиль оценен сторонами в 100 000 руб.

Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации <1> затраты, понесенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, списываются в порядке, устанавливаемом организацией (например, равномерно), в течение периода, к которому они относятся. Договор страхования заключен сроком на 12 месяцев, поэтому уплаченная организацией страховая премия учитывается предварительно на счете 97 "Расходы будущих периодов" с последующим равномерным списанием в течение указанного срока в дебет счета 20 как расход по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 <2>).

<1> Утверждено Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н.
<2> Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 утверждено Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н.

Для отражения расчетов со страховой компанией по договору страхования используется счет 76, субсчет 1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию". Расходы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств арендатор несет в силу закона и в собственных интересах, поэтому, несмотря на то что арендодатель (собственник автомобиля) указан в страховом полисе в качестве лица, допущенного к управлению автомобилем, сумма страховой премии не является его доходом.

В бухгалтерском учете организации делаются проводки:

Д 001 - 100 000 руб. - отражена на забалансовом счете стоимость арендуемого автомобиля;

Д 76-1 - К 51 "Расчетный счет" - 8400 руб. - перечислена страховая премия по договору обязательного страхования гражданской ответственности;

Д 97 - К 76-1 - 8400 руб. - отражена в составе расходов будущих периодов сумма страховой премии;

Д 20 - К 97 - 700 руб. (7200 руб. : 12 мес.) - списана часть расходов будущих периодов.

Пример 4 . Организация взяла в аренду легковой автомобиль у своего работника, который занимает место водителя. Сумма арендной платы, определенная договором, составляет 10 000 руб. Арендованный автомобиль оценен в 100 000 руб. На основании распоряжения руководителя сотруднику возмещены расходы по уплате транспортного налога в сумме 400 руб.

Водитель оказывает услуги по управлению автомобилем в порядке исполнения им служебных обязанностей, вознаграждением за которые является ежемесячная заработная плата, следовательно, заключенный с водителем договор аренды является договором аренды транспортного средства без экипажа.

В бухгалтерском учете арендная плата, уплачиваемая организацией, в силу п. 11 ПБУ 10/99 должна быть отнесена к прочим внереализационным расходам. В целях налогообложения прибыли этот расход не учитывается, поскольку может быть отнесен к выплатам в пользу работников, перечисленным в п. 29 ст. 270 НК РФ. В данной ситуации сумма компенсации сотруднику учитывается при определении бухгалтерской прибыли и не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Возникает постоянная разница, которая приводит к образованию постоянного налогового обязательства.

На сумму компенсации уплаченного сотрудником транспортного налога организация обязана начислить взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Предположим, что ставка взносов для указанной организации составляет 1,2%.

В бухгалтерском учете организации делаются проводки:

Д 001 - 100 000 руб. - поставлен на забалансовый учет автомобиль в оценке, определенной договором аренды;

Д 20 - К 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" - 10 000 руб. - отражена сумма арендной платы;

Д 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы" - К 73 - 400 руб. - отражена сумма компенсации транспортного налога, возмещаемого сотруднику;

Д 99 "Прибыли и убытки" - К 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" - 96 руб. (400 руб. x 24%) - отражено постоянное налоговое обязательство;

Д 91-2 - К 69 - 5 руб. (400 руб. x 1,2%) - начислены взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму возмещения транспортного налога;

Д 73 - К 68, субсчет "Расчеты по НДФЛ" - 1352 руб.- удержан налог на доходы физических лиц;

Д 73 - К 50 - 9948 руб. - выплачены сотруднику сумма арендной платы и компенсация.

Признание убытков от хищений и порчи арендованного имущества

При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" на предприятии проводится обязательная инвентаризация имущества, в ходе которой проверяется и документально подтверждается наличие, состояние и оценка имущества. В целях налогообложения прибыли убытки от хищений, виновники которых по решениям суда не установлены, учитываются при расчете налогообложении прибыли на основании пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ.

Пример 5 . В организации похищен автомобиль, арендованный у индивидуального предпринимателя по договору аренды транспортного средства без экипажа. При заключении договора аренды по соглашению сторон автомобиль был оценен в сумму 100 000 руб. Решением суда водитель организации признан невиновным.

В бухгалтерском учете организации делаются проводки:

Д 001 - 100 000 руб. - принят на забалансовый учет полученный в аренду автомобиль;

Д 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" - К 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 100 000 руб. - списан похищенный автомобиль;

Д 60 - К 50 - 100 000 руб. - выплачена арендодателю стоимость утраченного автомобиля;

Д 91-2 - К 94 - 100 000 руб. - признан убыток от хищения арендованного автомобиля.

Согласно ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ). По заявлению работника возмещение производится путем удержаний из заработной платы. В целях налогообложения прибыли потери от аварий учитываются при расчете налога на прибыль на основании пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ.

Пример 6 . По вине водителя предприятия в результате аварии поврежден арендуемый предприятием автомобиль стоимостью 100 000 руб. Ремонт автомобиля произведен работниками предприятия. Затраты на ремонт составили:

  • 10 000 руб. - заработная плата работников с начислениями в государственные социальные внебюджетные фонды;
  • 2500 руб. - стоимость использованных запчастей (без НДС).

Среднемесячная заработная плата водителя составляет 5000 руб.

В бухгалтерском учете организации делаются проводки:

Д 26 "Общехозяйственные расходы" - К 70, 69 - 10 000 руб. - начислена заработная плата работникам и произведены отчисления в социальные нужды по ремонтным работам;

Д 26 - К 10 "Материалы" - 2500 руб. - списана стоимость использованных запчастей;

Д 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" - К 23 "Вспомогательные производства" - 12 500 руб. - отражена сумма причиненного в результате аварии ущерба;

Д 73 - К 84 - 5000 руб. - отнесена на виновное лицо сумма причиненного материального ущерба;

Д 70 - К 73 - 5000 руб. - удержана из заработной платы работника сумма причиненного ущерба;

Д 91-2 - К 94 - 7500 руб. - признан убыток от аварии арендованного автомобиля.

Н.Ш.Шустрова

Генеральный директор

аудиторской фирмы

член Палаты

налоговых консультантов

Как правильно применять «упрощенку» Курбангалеева Оксана Алексеевна

15.3. РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ АВТОТРАНСПОРТА

Закрытый перечень расходов, установленных ст. 346.16 НК РФ, позволяет учесть при расчете единого налога при упрощенной системе налогообложения затраты на содержание служебного автотранспорта – как собственного, так и арендованного (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НКРФ).

Конкретные виды таких расходов в Налоговом кодексе РФ не указаны. В каждом отдельном случае организация должна самостоятельно определить, какие расходы можно учесть по этой статье.

При этом расходы на содержание служебного автотранспорта должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.

При наличии оформленных согласно законодательству РФ документов, подтверждающих использование в производственных (служебных) целях данных автомобилей и их пробег до места назначения и обратно (договоры с поставщиками (покупателями, заказчиками), путевые листы, акты о показаниях спидометров и т.д.), а также документов, подтверждающих приобретение и оплату бензина и смазочных материалов, организация вправе учесть в составе расходов на содержание служебного транспорта затраты, связанные с приобретением ГСМ для этих автомобилей, в пределах норм, определенных в технической документации к транспортному средству (письмо Управления ФНС России по г. Москве от 31.03.2006 № 18-11/3/25186).

Следует учитывать, что нельзя признать обоснованными расходы на содержание автомобиля, который не используется организацией в предпринимательской деятельности (см. письмо Минфина России от 22.06.2004 № 03-02-05/2/40).

В этом же письме приводятся два вида затрат на содержание автотранспорта, которые организация может учесть в составе расходов:

1) расходы на приобретение ГСМ, которые учитываются в целях налогообложения в пределах норм, установленных в технической документации к транспортному средству;

2) расходы на оплату услуг автостоянки. Уменьшать доходы на сумму подобных расходов можно только в том случае, если с автостоянкой заключен договор об оказании услуги.

Кроме перечисленных видов расходов организации несут расходы, связанные с техническим осмотром транспортных средств.

Технический осмотр транспортные средства проходят по месту их постоянной или временной регистрации. На первый техосмотр автомобиль нужно представить в течение 30 суток после его государственной регистрации в ГИБДД.

Последующие техосмотры придется проходить в тот месяц и год, которые установит инспекция в соответствии с периодичностью, описанной ниже.

Каждые 6 месяцев должны проходить технический осмотр:

Легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе;

Автобусы и грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей, с числом мест для сидения более 8 (кроме места водителя);

Специальные, специализированные транспортные средства и прицепы к ним для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов.

Каждые 12 месяцев необходимо подтверждать техническое состояние:

Грузовых автомобилей, а также прицепов и полуприцепов с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны;

Транспортных средств, на которые разрешена установка специальных сигналов;

Автомобилей, предназначенных для обучения вождению.

Периодичность прохождения техосмотров владельцами легковых и грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонны, а также владельцами мототранспортных средств зависит от возраста транспортного средства.

Новые автомобили, которые прошли свой первый техосмотр в течение года, следующего за годом изготовления, работники ГИБДД будут осматривать в следующий раз только через три года, т.е. через 36 месяцев.

Владельцам транспортных средств, которым еще не исполнилось семи лет с момента выпуска, разрешено проходить осмотр один раз в два года, т.е. есть каждые 24 месяца.

Если с года выпуска машины, прицепа или мотоцикла прошло более семи лет, то проходить техосмотр придется каждые 12 месяцев.

За выдачу или продление срока действия акта технического осмотра транспортного средства организация должна уплатить госпошлину в размере 100 руб. (подп. 31 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Эта сумма может быть включена в состав расходов на основании подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Расходы на содержание арендованного автомобиля можно учесть при расчете единого налога только в том случае, если договором аренды предусмотрено, что все расходы по содержанию автомобиля несет арендатор (см. письмо Минфина России от 01.02.2006 № 03-11-04/2/24).

Если организация использует в производственных (служебных) целях личный транспорт своих работников, то она вправе уменьшить полученные доходы также на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Вышеназванные нормы установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 и составляют: для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см – 1200 руб., свыше 2000 куб. см – 1500 руб.

Таким образом, сумму компенсации за использование для служебных поездок личного автомобиля в размере 1200 руб. или 1500 руб. организация вправе учесть в составе расходов при определении налоговой базы по единому налогу при условии, что эти расходы экономически оправданы и документально подтверждены.

Аналогичная точка зрения содержится в письме Минфина России от 08.08.2005 № 03-11-04/2/40.

При этом выплата компенсаций производится работнику в случаях, когда его личный автомобиль используется в процессе производственной (служебной) деятельности, связанной с постоянными служебными разъездами в соответствии с должностными инструкциями.

В размерах компенсации, установленных законодательством, уже учтено возмещение полного объема возникающих в процессе эксплуатации затрат (износ, ГСМ, техническое обслуживание, ремонт). Дополнительные затраты на автомобиль не могут быть учтены в составе расходов.

Компенсация выплачивается один раз в месяц и не зависит от количества календарных дней в месяце.

За время отсутствия работника на рабочем месте (отпуск, командировки, больничный лист и т.д.), когда личный автомобиль не эксплуатируется, компенсация не выплачивается.

Основанием для осуществления компенсационных выплат является приказ руководителя предприятия, в котором указаны размеры компенсации, а также документы, подтверждающие наличие у работника личного автомобиля, в частности копия технического паспорта автомобиля (если работник управляет по доверенности – соответствующие документы). Об этом говорится в письме Управления ФНС России по г. Москве от 31.03.2006 № 18-11/3/25186.

Вместо выплаты компенсации организация может заключить со своим работником договор аренды автомобиля.

Договор аренды предусматривает уплату арендатором арендной платы. Расходы, связанные с эксплуатацией транспортного средства, будут учитываться в зависимости от вида и условий договора аренды.

В соответствии со ст. 632 ГК РФ договор аренды транспортного средства с экипажем предполагает предоставление арендодателем автомобиля в аренду и оказание им услуг по управлению автомобилем и его технической эксплуатации. В этом случае (если иное не предусмотрено договором аренды) арендатор несет лишь расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов (ст. 636 ГК РФ).

Поддержание надлежащего состояния арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ), а также его страхование (ст. 637 ГК РФ) являются обязанностью арендодателя.

При заключении договора аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ). Осуществление текущего и капитального ремонта транспортного средства в этом случае является обязанностью арендатора (ст. 644 НК РФ).

Если иное не предусмотрено договором аренды, арендатор несет также расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование (включая страхование своей ответственности), а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (ст. 646 ГК РФ).

Таким образом, затраты на содержание и эксплуатацию транспортного средства по договору аренды без экипажа учитываются в составе расходов в следующем порядке:

– расходы, связанные с эксплуатацией и содержанием автомобиля, в частности расходы на стоянку, мойку, технический осмотр и т.д., уменьшают доходы отчетного периода в качестве прочих расходов на содержание служебного автотранспорта (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

– расходы на текущий и капитальный ремонт автомобиля уменьшают доходы отчетного периода в размере фактических затрат (подп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

– расходы на приобретение ГСМ в полном размере уменьшают доходы отчетного периода в качестве материальных затрат (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Специалисты Управления ФНС России по г. Москве в письме от 31.03.2006 № 18-11/3/25186 делают вывод, что при наличии оформленных согласно законодательству Российской Федерации документов, подтверждающих использование в производственных (служебных) целях данных автомобилей и их пробег до места назначения и обратно (договоры с поставщиками (покупателями, заказчиками), путевые листы, акты о показаниях спидометров и т.д.), а также документов, подтверждающих приобретение и оплату бензина и смазочных материалов, организация вправе учесть в составе расходов на содержание служебного транспорта затраты, связанные с приобретением горюче-смазочных материалов для этих автомобилей, в пределах норм, определенных в технической документации к транспортному средству.

Из книги Пользование чужим имуществом автора Панченко Т М

5.4. Расходы на содержание и ремонт арендованных транспортных средств В соответствии с п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были

Из книги Величайшая возможность в истории человечества автора Каленч Джон

Из книги Бухгалтерский учет и налогообложение от создания до ликвидации организации автора Красова Ольга Сергеевна

Из книги Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве автора Бычкова Светлана Михайловна

14.2.2. Порядок закрытия счетов 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» Счет 97 «Расходы будущих периодов» закрывается в той части, в которой эти расходы приходятся на отчетный год. Устанавливают это исходя из

Из книги Sonin.ru - Уроки экономики автора Сонин Константин Исаакович

Из книги Страховое дело: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Учет автотранспорта и затрат на его содержание на предприятии автора Соснаускене Ольга Ивановна

Глава 2. Требования к оформлению автотранспорта Срок полезного использования автомобиля превышает 1 год, а первоначальная стоимость – 20 000 руб. Обычно организация использует его в своей основной деятельности для получения дохода, и поэтому и в бухгалтерском, и в

Из книги Аренда автора Семенихин Виталий Викторович

3.1. Общие сведения по налогообложению автотранспорта Любая организация хочет платить как можно меньше налогов, ведь чем меньше денег организация отдает в бюджет, тем больше средств останется в ее распоряжении. Этой цели можно достичь с помощью грамотного налогового

Из книги Анализ финансовой отчетности. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

Аренда автотранспорта или личного жилья в командировке Перед организацией, направляющей своего сотрудника в служебную поездку, может встать вопрос, как об аренде квартиры для командированного сотрудника, так и об аренде автотранспорта в командировке.С какими

Из книги Доходы и расходы по УСН автора Суворов Игорь Сергеевич

Аренда автотранспорта

Из книги Все об ипотеке автора Афонина Алла Владимировна

96. Расходы по обычным видам деятельности и управленческие расходы К расходам по обычным видам деятельности относятся расходы:–?по изготовлению и продаже продукции;–?по приобретению и продаже товаров;–?по выполнению работ, оказанию услуг;–?по возмещению стоимости

Из книги Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию автора Детмер Уильям

5.13. Расходы на содержание служебного транспорта В расходы на содержание служебного транспорта можно включить следующие расходы:– покупка ГСМ;– техосмотр;– ремонт служебного транспорта;– заработная плата водителей;– компенсация за использование личных легковых

Из книги Управление большими продажами автора Рекхэм Нил

5.19. Расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи Пп. 18 п. 1 статьи 346.16 Налогового Кодекса РФ предусмотрено включение в расходы затрат на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, а также затраты на

1. Какие расходы на содержание и эксплуатацию служебного автомобиля принимаются в целях налогообложения, а какие – нет.

2. В каком порядке учитываются расходы на ГСМ, ТО, страхование служебного автомобиля и другие для расчета налога на прибыль и при УСН.

3. Как документально подтвердить расходы на содержание служебного автомобиля.

Большинство организаций и предпринимателей в своей деятельности не обходятся без транспортных расходов на доставку товара, на служебные поездки сотрудников и т. д. При этом каждый руководитель решает «транспортный вопрос» по-своему, исходя из потребностей и возможностей бизнеса. В этой статье предлагаю рассмотреть вариант использования служебного автомобиля, принадлежащего организации или ИП и используемого в хозяйственной деятельности . А точнее, разберем порядок учета расходов, связанных с эксплуатацией служебного автомобиля, для целей налогообложения. Как известно, использование автомобиля, а тем более интенсивное, — процесс довольно затратный, поэтому важно понимать, какие из этих затрат уменьшают налоговую нагрузку, а какие нет.

Расходы на ГСМ

Расходы, которых невозможно избежать в процессе эксплуатации автомобиля, конечно, это расходы на ГСМ. При расчете налога на прибыль расходы на содержание служебного транспорта, к которым относятся и расходы на ГСМ, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При применении УСН с объектом «доходы – расходы» налогоплательщик также имеет право учесть расходы на бензин, поскольку расходы на содержание служебного транспорта прямо поименованы в закрытом перечне расходов при УСН (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Расходы для целей налогообложения должны быть подтверждены документально. Поэтому основанием для принятия к учету расходов на бензин для служебного авто служат подтверждающие документы: путевые листы, чеки АЗС, приказ об использовании служебного автомобиля и установлении норм расхода топлива (или другой аналогичный локальный документ, который закрепляет порядок расчета израсходованного топлива).

Частый вопрос, с которым сталкиваются налогоплательщики: по каким нормам нужно рассчитывать расходы на ГСМ, чтобы принять их к налоговому учету. В НК РФ прямо не установлена обязанность нормировать расходы ГСМ для служебного транспорта, учет по нормам предусмотрен только для компенсаций сотрудникам за использование личного транспорта. Кроме того, Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» содержит нормы расхода ГСМ, обязательные для применения только автотранспортными организациями. На основании этого, можно сделать вывод, что налогоплательщик вправе самостоятельно разработать и утвердить нормы расхода ГСМ, при этом он может использовать нормы Минтранса (Письма Минфина РФ от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12). Самый безопасный вариант – учитывать расходы на ГСМ по нормам Минтранса, однако он не всегда самый выгодный. Поэтому если Вы приняли решение учитывать расходы на бензин по самостоятельно разработанным нормам, максимально приближенным к фактическому расходу, обратите внимание на обоснование этих норм (техническая документация к автомобилю, официальная информация производителя транспортного средства, контрольный замер расхода топлива и т.д.). Применяемые нормы, их обоснование и порядок расчета расходов на ГСМ необходимо закрепить в приказе руководителя и учетной политике для целей налогообложения.

Технический осмотр

Прохождение технического осмотра является необходимым условием эксплуатации автомобиля в соответствии с законодательством РФ (ст. 17 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Поэтому есть все основания отнести расходы на техосомтр к расходам на содержание служебного транспорта и, соответственно, включить их в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль и УСН . Документами, подтверждающими расходы на проведение технического осмотра, могут служить копия диагностической карты, талона технического осмотра, чек ККТ, платежное поручение или другой документ об оплате услуг оператора технического осмотра. Если по результатам ТО выявлены нарушения, то расходы на их устранение также могут быть учтены для целей налогообложения.

Расходы на ремонт автомобиля

Расходы на ремонт служебного автомобиля учитываются при расчете налога на прибыль в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ). В случае применения УСН расходы на ремонт автомобиля также уменьшают налогооблагаемую базу (пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Ремонт может осуществляться либо своими силами (ремонтного отдела, специалиста по ремонту) либо силами сторонней организации. Каких-либо ограничений по способу проведения ремонта НК не содержит, главное, чтобы в наличии были документы, подтверждающие понесенные расходы. Если ремонт осуществляется сторонней организацией, то необходим договор на ремонт автомобиля, акт выполненных работ, калькуляция или смета затрат. Если ремонт выполняется своими силами, то подтверждением расходов могут служить смета затрат, накладные на внутреннее перемещение материалов (лимитно-заборные карты). Кроме того, обязательным условием учета расходов при УСН является их оплата, поэтому к числу подтверждающих документов добавятся платежные поручения, чеки ККТ или квитанции об оплате.

Расходы на мойку

Несмотря на то, что без мойки эксплуатация автомобиля теоретически возможна, расходы на мойку могут быть учтены в составе расходов на содержание служебного транспорта для расчета налога на прибыль , о чем свидетельствует Письмо Минфина России от 20.06.2006 № 03-03-04/1/530. Аналогичный вывод можно сделать и относительно учета расходов на мойку при применении УСН . Особое внимание при этом нужно обратить на подтверждающие документы. Если оплата происходит в безналичном порядке, то проблем с подтверждением возникнуть не должно: платежное поручение, акт об оказанных услугах. Однако чаще всего водители рассчитываются за услуги мойки наличными, в этом случае необходимо проконтролировать наличие чека ККТ и правильно оформленного товарного чека или квитанции (если станция автомойки ). Товарный чек и квитанция должны содержать обязательные реквизиты первичных документов (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), кроме того квитанция, выдаваемая взамен чека ККТ, должна отвечать требованиям, предъявляемым к бланкам строгой отчетности (п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»). Лучше с этими требованиями ознакомить сотрудников, эксплуатирующих автомобиль, чтобы они проверяли правильность оформления документов на месте.

В целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик имеет право учесть расходы на платную автостоянку служебного автомобиля в составе расходов, связанных с его содержанием (Письмо Минфина России от 27.04.2006 N 03-03-04/1/404). Таким образом, есть основания учитывать расходы на автостоянку и для расчета налога при УСН . Подтверждающие документы и порядок их оформления в данном случае будут аналогичны рассмотренным в предыдущем пункте.

Расходы на страхование автомобиля

Для отражения в налоговом учете расходов на автострахование большое значение имеет вид страхования: обязательное (ОСАГО) или добровольное (КАСКО).

При расчете налога на прибыль уменьшить налогооблагаемую базу можно на расходы как по обязательному, так и по добровольному страхованию служебного автомобиля (п. 1 ст. 263 НК РФ). Расходы на добровольное страхование служебного транспорта от угона и ущерба учитываются в сумме фактических затрат по договору страхования (Письмо Минфина России от 20.02.2008 № 03-03-06/1/119). А расходы по обязательному страхованию могут быть приняты к налоговому учету только в пределах установленных законодательством РФ тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ). В настоящее время тарифы по договорам ОСАГО установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

Расходы по договору страхования служебного автомобиля учитываются в целях расчета налога на прибыль в периоде фактической оплаты страховой премии. Однако если срок страхования охватывает несколько отчетных периодов, а оплата произведена одним или несколькими разовыми платежами, то к налоговому учету такие расходы нужно принимать равномерно в течение всего срака действия договора страхования. Сумма расходов, принимаемая в отчетном периоде, будет рассчитываться пропорционально количеству дней действия договора страхования в этом отчетном периоде (п. 6 ст. 272 НК РФ).

При УСН учесть в налоговых расходах можно только выплаты по договору обязательного страхования ОСАГО (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), поскольку выплаты по договорам добровольного страхования не входят в закрытый перечень принимаемых расходов. При этом расходы по договору ОСАГО уменьшают налогооблагаемую базу по налогу при УСН в том же порядке, что и для расчета налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16 НК РФ), то есть в пределах тарифов, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739. Страховая премия по договору ОСАГО принимается к учету единовременно в момент оплаты, независимо от срока действия договора; равномерное списание в расходы не допускается (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Штрафы ГИБДД

С одной стороны, штрафы за нарушение Правил дорожного движения не являются необходимым условием эксплуатации служебного транспорта, но, с другой стороны, при интенсивном использовании автомобиля штрафов ГИБДД сложно избежать даже самому опытному водителю. Более того, затраты на оплату «штрафных» квитанций могут достигать весьма значительных сумм. Как же быть: принимать или не принимать такие расходы? Ответ однозначный – штрафы ГИБДД не учитываются ни для расчета налога на прибыль , ни для расчета налога при УСН .

Во-первых, штрафы прямо указаны в числе расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ), а также они не входят в закрытый перечень расходов, учитываемых при УСН. Во-вторых, расходы принимаются к налоговому учету при условии их обоснованности, то есть экономической целесообразности (п. 1 ст. 252 НК РФ). Очевидно, что расходы на оплату штрафов ГИБДД не являются обоснованными, поскольку они не направлены не осуществление приносящей доход деятельности.

Итак, мы рассмотрели основные расходы, которые возникают у налогоплательщиков в связи с эксплуатацией служебного автомобиля. Сейчас предлагаю подвести итог, какие расходы можно учесть для целей налогообложения, а какие нельзя.

Расходы Налог на прибыль УСН
1 Расходы на ГСМ Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
2 Расходы на технический осмотравтомобиля Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
(пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
3 Расходы на ремонт автомобиля Учитываются
(пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ)
Учитываются
(пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
4 Расходы на мойку Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
(пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
5 Расходы на услуги платной стоянки Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
(пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
6 Расходы на страхование ОСАГО
(п. 1 ст. 263 НК РФ)
(п. 2 ст. 263 НК РФ)
Учитываются в пределах тарифов, установленных законодательством РФ
(пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
(п. 2 ст. 346.16 НК РФ)
7 Расходы на страхование КАСКО Учитываются
(п. 1 ст. 263 НК РФ)
Не учитываются
(п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
8 Штрафы ГИБДД Не учитываются
(п. 2 ст. 270 НК РФ)
Не учитываются
(п. 1 ст. 346.16 НК РФ)

Таким образом, большинство затрат на содержание и эксплуатацию служебного автомобиля, используемого в хозяйственной деятельности, уменьшают налогооблагаемую базу. В этом состоит главное преимущество использования собственного автомобиля перед, например, размер которой лишь частично включается в налоговые расходы.

Как Вы считаете, выгодно ли использовать служебный автомобиль?

Какие расходы на его содержание самые значительные?

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Законодательные и нормативные акты:

1. Налоговый кодекс РФ

2. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

4. Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»

5. Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии»

Кодексы, Федеральные законы и Постановления Правительства РФ размещены на http://pravo.gov.ru/

6. Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

7. Письма Минфина РФ

С документами финансового ведомства Вы можете ознакомиться на официальном http://mfportal.garant.ru/

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «volonterraiona.ru» — Кирпичи. Блоки. Утеплители. Материалы. Изоляция