Выход Германии из Лиги наций, уход с конференции по разоружению. «Пакт четырех». Выход Германии из Лиги наций, уход с конференции по разоружению Пакт трех или четырех

Приход к власти в Германии правительства Гитлера, открыто заявлявшего о намерении изменить существующее положение дел в Европе, был сочувственно встречен в Риме. Италия, не довольная итогами первой мировой войны, давно искала случая поднять вопрос об их пересмотре.

На Женевской конференции по разоружению в 1933 г. итальянская дипломатия выступила с предложением подписать между Италией, Францией, Великобританией и Германией соглашение о проведении политики сотрудничества и поддержания мира, в согласии с пактом Келлога и другими антивоенными пактами. Это соглашение вошло в историю как “Пакт четырех” или “Пакт согласия и сотрудничества”. В нем зафиксирована принципиальная возможность пересмотра мирных договоров “законными путями” согласно статье 19 устава Лиги наций; подтверждено равенство прав Германии и ее бывших союзников (Австрии, Венгрии и Болгарии) в области вооружений. Также требовалось согласование политики четырех держав во всех спорных международных вопросах в Европе и за ее пределами.

Предложение Б. Муссолини было сочувственно встречено английским премьером Р. Макдональдом и министром иностранных дел Англии Саймоном. Однако со стороны депутатов Палаты общин, в частности У. Черчиллем, оно было подвергнуто критике, равно как и вся внешняя политика Р. Макдональда. Во Франции Э. Даладье также поддержал проект Муссолини, Совет Малой Антанты, собравшийся в Праге, заявил после длительной дискуссии и под давлением дипломатии союзников, что не возражает против проекта Б. Муссолини.

7 июня 1933 г. “Пакт четырех” в “урезанном” виде был парафирован в Риме, что вызвало протест и недовольство в странах его подписавших. Фактически, хотя и утвержденный английским парламентом 15 июля 1933 г., пакт в силу не вступил и не позволил стабилизировать европейскую ситуацию

Проект “Восточного пакта”

Попытка в этих условиях реализовать идею по созданию региональной системы коллективной безопасности в Восточной Европе являлась последней пацифистской инициативой французской стороны.

В конце 1933 – первой половине 1934 гг. начались советско-французские переговоры о создании в Восточной Европе региональной системы коллективной безопасности – “Восточного пакта”.

Идея “Восточного пакта” возникла в ходе обсуждения в конце 1933 правительствами СССР и Франции международной обстановки, сложившейся в результате демонстративного выхода Германии из Лиги наций, ухода ее с конференции по разоружению и форсированной подготовки к войне. СССР предложил заключить региональный договор о взаимной помощи в Европе с участием СССР, Франции, Чехословакии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии.

Министр иностранных дел Франции Л. Барту, в свою очередь, предложил проект “Восточного пакта” в составе Германии, Польши, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии, Чехословакии, и, обязательно, Советского Союза. Это был проект многостороннего договора о взаимопомощи. Он считал необходимым реорганизовать и укрепить систему внешних договоров Франции, а также расширить Локарнский пакт, дополнив его “Восточным Локарно ”.

Пакт включал военную поддержку на случай агрессии на одного из его участников, и это был договор о гарантиях границ в Европе, их должны были предоставить восточноевропейским странам Англия, Франция, Италия и Бельгия. Такой блок должен был стать средством стабилизации межгосударственных отношений в центре и на востоке Европы, откуда, как считал Л. Барту, исходила угроза миру. Предлагаемая схема представляла собой новый вариант сдерживания Германии. В отличие от идей, предложенных во времена Ж. Клемансо, концепция Л. Барту предполагала сдерживание Германии через ее более глубокую интеграцию в международную систему, а не через простое противопоставление Германии одного или нескольких французских союзников на востоке.

В начале мая 1934 г. французская сторона предложила привлечь к этому договору Германию, чтобы лишить ее повода заявлять, будто “Восточный пакт” преследует цель “окружения” Германии. Участие же Франции в пакте не предполагалось; она должна была заключить отдельный пакт с СССР о взаимопомощи. Согласно этому пакту обе стороны взяли бы на себя обязательства, аналогичные тем, которые вытекали из Локарнских договоров 1925 г. Франция обещала присоединиться к Восточному пакту в качестве гаранта, а Советский Союз предполагал присоединиться в качестве гаранта к Рейнскому гарантийному пакту. Так могла быть создана коллективная система безопасности.

Великобритания обусловила свою поддержку включением Германии не только в региональный пакт о взаимопомощи, но и во франко-советский пакт, чтобы ей было обеспечено полное равноправие и на нее распространялись советская и французская гарантия германских границ.

В начале сентября 1934 г. гитлеровское правительство заявило, что участие Германии в “Восточном пакте” невозможно, пока не будет признано ее полное равноправие в вооружениях, что Германия предпочитает двусторонние пакты о ненападении и консультациях, но не о взаимопомощи.

Существовавшие внутренние противоречия в регионе создавали препятствие для попыток Франции и СССР включить Восточную Европу в общеевропейскую систему коллективной безопасности. Более того, принятое в сентябре 1934 г. в Женеве решение о скорейшем заключении Восточного пакта “как гарантии сохранения мира” прервались в результате акции “Тевтонский меч” – убийства в Марселе в октябре 1934 г. французского министра иностранных дел Л. Барту и югославского короля Александра, совершенного хорватскими усташами-террористами по заданию германских спецслужб.

После убийства Л. Барту в 1934 г. новый министр иностранных дел Франции П. Лаваль фактически повел линию на срыв осуществления проекта “Восточного пакта”. Англия и Германия, а также ряд восточноевропейских государств отклонили предложение о создании Восточного пакта. Возможность создания системы коллективной безопасности в Европе была упущена.

Концепция коллективной безопасности означала обеспечение всеобщего мира. Однако была еще другая возможность формирования такой системы безопасности через организацию системы двухсторонних договоров европейских государств, последовательно объединенных в систему.

Балканская Антанта

Мировой экономический кризис 1929 г. привел к политическому кризису и страны Малой Антанты, в которой отсутствовало единство в подходе к кардинальным проблемам европейской политики. 16 февраля 1933 г. страны Малой Антанты подписали в Женеве Организационный пакт, продлевавший на неограниченный срок все соглашения, лежавшие в основе этого союза и обязывавший его участников согласовывать друг с другом свои внешнеполитические действия.

Серьезной угрозой для Малой Антанты явилась попытка заключения Англии и Франции “Пакта четырех” с фашистскими странами – Германией и Италией. Последовали прямые возражения со стороны стран Малой Антанты, ее Постоянный совет, собравшийся в Праге в конце мая 1933 г., направил протест французскому министерству иностранных дел и выразил свое формальное согласие с проектом “Пакта четырех” только после того, когда были получены заверения Франции об одновременном предоставлении государствам Малой Антанты письменных гарантий.

Произошли изменение характера взаимоотношений Малой Антанты с Советским Союзом. В январе 1934 г. сессия Постоянного совета Малой Антанты в Загребе приняла решение о нормализации дипломатических отношений с СССР, а в сентябре 1934 г. поддержала предложение Франции о принятии СССР в Лигу наций.

Приход к власти Гитлера и внешняя политика национал-социалистов, страх перед интересами Советского Союза на Балканах, стремление к ревизии Болгарии французской системы безопасности и усиление агрессивных устремлений фашистской Италии содействовали сближению четырех Балканских стран - Греции, Румынии, Турции и Югославии. Заинтересованные в сохранении статуса-кво на Балканах и ориентировавшиеся в своей внешней политике главным образом на Францию, 9 февраля 1934 г. в Афинах эти страны подписали соглашение, поучившее название Балканской Антанты.

В пакте предусматривалось присоединение к нему Болгарии и Албании, но они отказались примкнуть к нему. Из-за внутренних разногласий пакт объединил только часть Балканских государств, что не способствовало взаимопониманию и координации их политики в области безопасности. В условиях второй мировой войны, когда Балканские страны оказались на разных противоборствующих сторонах, Балканская Антанта прекратила свое существование.

В этот же период Италия усиливает свое влияние в Южной Европе в подписанном в 1934 г. Пакте трех - “Румынский протокол” (Италия, Венгрия, Австрия) – и приступает к тотальной ревизионистской политике, которая составляет противоположность Англии и приближает ее к Германии.

«Пакт четырёх» 1933 («Пакт согласия и сотрудничества») - пакт, подписанный 15 июля 1933 в Риме между Англией, Францией, Италией и Германией; означал сговор Англии и Франции с фашистскими державами - Германией и Италией, уже тогда не скрывавшими своих агрессивных намерений. Сговариваясь с Германией и Италией, в обход остальных держав-участниц Международной конференции 1932-35 по разоружению; обсуждавшей советское предложение заключить пакт о ненападении и пакт об определении нападающей стороны, Англия и Франция по существу отказывались от политики укрепления единого фронта миролюбивых держав, наносили удар делу обеспечения мира и безопасности народов. «П. ч.» являлся попыткой четырёх государств подчинить своей гегемонии всю Европу, осуществить изоляцию Советского Союза и сколотить направленный против него военно-политич. блок.

Первоначальный вариант «П. ч.» был предложен фашистским диктатором Италии Муссолини
Бенито Амилькаре Андреа
МУССОЛИНИ
(1883 - 1945)

(См.: Биографию)
. В нём. предусматривались возможность пересмотра мирных договоров, заключённых после первой мировой войны 1914-18, признание равенства нрав Германии в области вооружений и принятие аналогичного решения в отношении Австрии, Венгрии, Болгарии, проведение согласованной политики четырёх держав во всех европейских, а также и в неевропейских вопросах, воздействие четырёх держав на другие европейские страны.

«П. ч.» в итал. варианте встретил резкую оппозицию в парламентах Англии и Франции, а также со стороны стран Малой Антанты и Польши, подвергших критике принцип пересмотра мирных договоров и признание равенства прав Германии в области вооружений и особенно возражавших против создания некоей «директории» четырёх держав. Вслед за этим был предложен франц. проект «П. ч.», к-рый договаривавшимися сторонами был принят за основу. Во франц. проекте «П. ч.» сотрудничество четырёх держав - участниц пакта ограничивалось рамками статута Лиги наций, принцип пересмотра мирных договоров был заменён совместным рассмотрением средств для придания эффективности применению как статута Лиги наций в целом, так и его ст. 19, предусматривающей пересмотр договоров. Что касается вооружения Германии, то во франц. проекте указывалось, что равенство её прав в этом вопросе предоставляется ей в системе, обеспечивающей безопасность для всех наций. Упоминание о бывших союзниках Германии совсем отсутствовало.

«П. ч.» не разрешал противоречий между Францией, заинтересованной в сохранении версальской системы, и сторонниками её пересмотра - Германией и Италией; «П. ч.» не привёл и к смягчению противоречий как между Англией и другими договаривавшимися странами, так и между обеими фашистскими странами - Германией и Италией. Вследствие этого «П. ч.» не был ратифицирован.

Том 31 - М.: Большая сов. энциклопедия, 1955, стр. 563-564

«Пакт четырёх» 1933 - «пакт согласия и сотрудничества» между Англией, Францией, Италией и Германией; подписан в Риме 15 июля Муссолини
Бенито Амилькаре Андреа
МУССОЛИНИ
(1883 - 1945)
итальянский политический и государственный деятель, вождь («дуче») итальянского фашизма, премьер-министр Италии в 1922-1943.
(См.: Биографию)
и послами Франции (де Жувенель), Англии (Грэхем
Рональд Уильям
ГРЭХЕМ
(1870 - 1949)
британский дипломат, посол Великобритании в Италии с 1921 по 1933.
(См.: Биографию)
) и Германии (фон Хассель).

Заключив пакт, четыре державы пытались проводить политику изоляции СССР, устранив в то же время от участия в решении европейских дел малые и средние государства Европы. Это была первая практическая попытка образования общего капиталистического фронта против Советского Союза в послекризисные годы. «П. ч.» означал сговор английских и французских империалистических кругов с германским и итальянским фашизмом. Он свидетельствовал об отказе от создания единого фронта миролюбивых государств против фашистской агрессии, и в определенной мере явился зародышем политики умиротворения фашистских агрессоров. Идея «П. ч.» в этом смысле нашла позднее свое воплощение в мюнхенском сговоре (см. Мюнхенское соглашение 1938).

Среди самих участников «П. ч.» сохранились, однако, серьезные разногласия. Пакт не разрешал противоречий между Францией, заинтересованной в сохранении Версальской системы, и сторонниками ее пересмотра - Германией и Италией. Явная невыгодность «П. ч.» для Франции вызвала резкую критику его во французских правящих кругах. Серьезное недовольство выражали также страны Малой Антанты и Польша. В результате «П. ч.» так и не был ратифицирован.

Том 2 - М.: Политиздат, 1971, стр. 448-449

Публикация:

  • Martens. Nouveau recueil général de Traités, 3-e serie, par H. Triepol. T. XXVIII, p. 4.

ПАКТ ЧЕТЫРЁХ

четырёх" 1933, "Пакт согласия и сотрудничества", подписан 15 июля в Риме представителями Великобритании, Франции, Италии и Германии. Целью участников "П. ч." было урегулирование разногласий между ними и создание общего антисоветского фронта. Подтверждая обязательства государств по Локарнским договорам 1925 , "П. ч." устанавливал "равенство прав" Германии в области вооружений и обязывал подписавшие его государства проводить согласованную политику во всех спорных международных вопросах. Пакт не был ратифицирован из-за противоречий между его участниками.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПАКТ ЧЕТЫРЁХ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПАКТ в Однотомном большом юридическом словаре:
    (от лат. pactum - договор, соглашение) - одно из наименований международного договора (напр., пакт бриана - келлога 1928 …
  • ПАКТ в Словаре экономических терминов:
    (лат. pactum -договор, соглашение) - одно из наименований международного договора (например. Международный пакт о гражданских и политических правах. Международный пакт …
  • ПАКТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от лат. pactum - договор соглашение), одно из наименований международного …
  • ПАКТ
    (от лат. pactum - договор, соглашение), термин, употребляемый для обозначения различного рода международных договоров, как правило, имеющих большое политическое значение …
  • ПАКТ в Энциклопедическом словарике:
    а, м. Международный договор (обычно большого политического значения). П. о ненападении. ||Ср. КОНВЕНЦИЯ, ТРАКТАТ …
  • ЧЕТЫРЁХ в Энциклопедическом словаре:
    ... Первая часть сложных слов со знач.: 1) содержащий четыре какие-н. единицы, состоящий из четырех единиц, напр. четырехактмый, четырехбалльный, четырехглавый, …
  • ПАКТ в Энциклопедическом словаре:
    , -а,м. (офиц.). Международный договор, …
  • ПАКТ
    ТРЁХ ДЕРЖ́АВ 1940, см. Берлинский пакт …
  • ПАКТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (от лат. расtum - договор, соглашение), одно из наименований междунар. …
  • ПАКТ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    па"кт, па"кты, па"кта, па"ктов, па"кту, па"ктам, па"кт, па"кты, па"ктом, па"ктами, па"кте, …
  • ПАКТ
    Дип. …
  • ПАКТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Договор двух …
  • ПАКТ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    ‘1. совокупность взаимных обязательств между государствами 2. документ, фиксирующий взаимные обязательства между государствами’ Syn: договор, соглашение, конвенция …
  • ПАКТ в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. pactum договор) международный договор, обычно большого политического …
  • ПАКТ в Словаре иностранных выражений:
    [ международный договор, обычно большого политического …
  • ПАКТ в Тезаурусе русского языка:
    ‘1. совокупность взаимных обязательств между государствами 2. документ, фиксирующий взаимные обязательства между государствами’ Syn: договор, соглашение, конвенция (оф. …
  • ПАКТ в словаре Синонимов русского языка:
    1. совокупность взаимных обязательств между государствами документ, фиксирующий взаимные обязательства между государствами Syn: договор, соглашение, конвенция …
  • ЧЕТЫРЁХ...
  • ПАКТ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ПАКТ в Словаре русского языка Лопатина:
    пакт, …
  • ПАКТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    пакт, …
  • ПАКТ в Орфографическом словаре:
    пакт, …
  • ЧЕТЫРЕХ...
    Первая часть сложных слов со знач. содержащий четыре какие-нибудь единицы, состоящий из четырех единиц четырехдневный, четырехголосный, четырехгранный, четырехкопеечный, четырехструнный четырех... …
  • ПАКТ в Словаре русского языка Ожегова:
    международный договор, …
  • ПАКТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от лат. pactum - договор, соглашение), одно из наименований международного …
  • ЧЕТЫРЁХ
    Первая часть сложных слов, обозначающих: содержащий четыре единицы, состоящий из четырех каких-н. единиц, напр. четырехугольный, четырехместный, четырехконечный; то же, что …
  • ПАКТ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    пакта, м. (от латин. pactum - условленное) (полит.). Международный договор, обычно крупного политического значения. Пакт о ненападении между …
  • ЧЕТЫРЁХ...
    Начальная часть сложных слов, вносящая значения: 1) состоящий из четырёх частей, разделов или предметов, образующих единое целое (четырёхактный, четырёхколёсный, четырёхмоторный, …
  • ПАКТ в Толковом словаре Ефремовой:
    м. Международный договор, соглашение, обычно большого политического …
  • ЧЕТЫРЕХ...
    Начальная часть сложных слов, вносящая значения 1) состоящий из четырех частей, разделов или предметов, образующих единое целое (четырехактный, четырехколесный, четырехмоторный, …
  • ПАКТ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. Международный договор, соглашение, обычно большого политического …
  • ЧЕТЫРЕХ...
    Начальная часть сложных слов, вносящая значения 1) состоящий из четырех частей, разделов или предметов, образующих единое целое (четырех"актный, четырехколесный, …
  • ПАКТ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Международный договор, соглашение, обычно большого политического …
  • ПАКТ О НЕЙТРАЛИТЕТЕ
    между СССР и Японией подписан 13 апреля 1941 г. в Москве. В нем говорится, что "Президиум Верховного Совета Союза Советских …
  • КЕЛЛОГА - БРИАНА ПАКТ 1928 в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    - Бриана пакт 1928, Парижский пакт, договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики, подписанный 27 августа 1928 …
  • СЁВА в Энциклопедии Япония от А до Я:
    1) период - время правления императора Сёва (Хирохито) - с 1926-го по 1989 г. Период наиболее трагичный в истории страны …
  • СТИХИИ в Словаре йоги:
    (Elements) Пять великих материальных элементов или состояний материи, махабхуты (см.): эфир, воздух, огонь, вода и земля. Но те …
  • МЕЙОЗ в Энциклопедии Биология:
    (деления созревания, период созревания), этап в образовании половых клеток; состоит из двух последовательных делений исходной диплоидной клетки (содержат два набора …
  • ОТКР 7
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Откровение Иоанна Богослова. Глава 7 Главы: 1 2 3 4 …
  • ЛЕВ 11 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Левит. Глава 11 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • ИЕЗ 1 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Иезекииля. Глава 1 Главы: 1 2 3 4 …
  • 3 ЦАР 7 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Третья книга Царств. Глава 7 Главы: 1 2 3 4 …
  • ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    связь, взаимное притяжение атомов, приводящее к образованию молекул и кристаллов. Принято говорить, что в молекуле или в кристалле между соседними …
  • ФРАНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • СССР. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    политика СССР Основные принципы советской внешней политики Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 создала государство нового типа - советское социалистическое государство …
  • АГРЕССИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. aggressio - нападение), понятие современного международного права, которое охватывает любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы …
  • ЧЕТЫРЕХМЕРНОЕ ПРОСТРАНСТВО
    Во многих вопросах математики чистой и даже прикладной встречаются формулы и математические выражения, в которых заключаются четыре или более переменных …
  • ЕВАНГЕЛИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    общее название для первых четырех книг новозаветной части Библии \[Здесь имеются только в виду Евангелия канонические; о евангелиях апокрифических см. …

пакт согласия и сотрудничества" между Англией, Францией, Италией и Германией; подписан в Риме 15. VII Муссолини и послами Франции (де Жувенель), Англии (Грэхем) и Германии (фон Хассель). Инициатором "П. ч." был Муссолини, который пригласил в Рим английского премьер-министра Макдональда и министра иностранных дел Саймона и вручил им 18. III 1933 проект договора между Италией, Германией, Англией и Францией. Проект предусматривал возможность пересмотра мирных договоров, признание равенства прав Германии в области вооружений и принятие аналогичного решения в отношении Австрии, Венгрия и Болгарии, проведение политики сотрудничества четырех держав во всех европейских и внеевропейских вопросах, в т. ч. и колониальных, а также воздействие участников пакта на другие европейские страны. Выдвинутый Муссолини проект "П. ч." являлся важным этапом в ревизионистской политике итальянского фашизма. В своем коммюнике от 25. III Постоянный совет Малой Антанты высказался против ревизии мирных договоров. Аналогичную позицию заняла и Польша. Резкой критике проект "П. ч." подвергся также в английской палате общин и французской палате депутатов. 1. IV 1933 английское правительство выдвинуло свой контрпроект "П. ч.". В английском проекте не было фразы о воздействии на третьи страны в вопросах международной политики, а пересмотр мирных договоров обусловливался переговорами и соглашениями участников пакта с непосредственно заинтересованными правительствами. 10. IV представило свой проект и французское правительство. Под влиянием отрицательного отношения Польши и Малой Антанты к пересмотру мирных договоров и перевооружению Германии, а также к созданию "директории" четырех держав французский проект ограничивал сотрудничество последних рамками статута Лиги наций. Он содержал подтверждение обязательств участников пакта по статуту Лиги наций, пакту Келлога - Бриана и Локарнским соглашениям. Принцип пересмотра мирных договоров был заменен совместным рассмотрением средств для придания эффективности применению как статута Лиги наций вообще, так и его ст. 19 (предусматривавшей пересмотр договоров), а также ст. 10 (о поддержке территориальной целостности государств - членов Лиги наций - против всякого внешнего нападения) и ст. 16 (о санкциях). В проекте подчеркивалось, что равенство прав Германии на вооружение предоставляется ей в системе, обеспечивающей безопасность для всех наций. Упоминание о бывших союзниках Германии (Австрии, Венгрии, Болгарии) вообще отсутствовало. 26. V в защиту "П. ч." в английской палате общин выступил министр иностранных дел Саймон, а 30. V во французской палате депутатов - премьер-министр Даладье. 30. V Постоянный совет Малой Антанты под давлением Англии и Франции опубликовал декларацию, одобрявшую "П. ч." в его французской редакции. 7. VI 1933 текст "П. ч.", за основу которого был взят французский вариант, был парафирован в Риме Муссолини и послами Англии, Франции и Германии. В тот же день французский министр иностранных дел Поль-Бонкур направил посланникам Чехословакии, Румынии и Югославии в Париже ноты, содержавшие заверения, что парафированный 7. VI "П. ч." исключает принцип пересмотра договоров, допуская лишь рассмотрение предложений по усилению эффективности ст. 19 статута Лиги наций. Декларация аналогичного содержания была направлена Поль-Бонкуром 8. VI польскому правительству, которое заявило, что сохраняет за собой свободу действий. Окончательное подписание "П. ч." состоялось в Риме. Срок действия пакта устанавливался в 10 лет. "П. ч." являлся попыткой противопоставить Лиге наций "директорию" четырех великих держав, стремившихся подчинить своей гегемонии всю Европу. Игнорируя Советский Союз, четыре державы пытались проводить политику его изоляции, устранив в то же время от участия в решении европейских дел остальные государства Европы. "П. ч." означал "сговор английского и французского правительств с германским и итальянским фашизмом, уже тогда не скрывавшим своих агрессивных намерений. Вместе с тем этот пакт с фашистскими государствами означал отказ от политики укрепления единого фронта миролюбивых держав против агрессивных государств" ("Фальсификаторы истории. Историческая справка"). Среди самих участников "П. ч." имелись серьезные разногласия. Пакт не разрешал противоречий между Францией, заинтересованной в сохранении версальской системы, и сторонниками ее пересмотра - Германией и Италией. Четвертый же участник пакта - Англия - пытался играть на этих противоречиях. Явная невыгодность "П. ч." для Франции вызвала резкую критику его даже во французских правящих кругах. Серьезное недовольство выражали также страны Малой Антанты и Польша. В результате "П. ч." так и не был ратифицирован.

С приходом гитлеровцев к власти заседавшая в Женеве международная конференция по разоружению усилиями правительств западных держав и Германии превратилась в ширму, прикрывшую легализацию вооружений фашистской Германии.

16 марта 1933 г. премьер-министр Англии Макдональд внес на рассмотрение конференции план, основное содержание которого сводилось к увеличению численности вооруженных сил фашистской Германии в два раза - со 100 тыс. до 200 тыс. человек и уравнению, таким образом, численности германской армии и французских вооруженных сил в метрополии. Основные разделы «плана Макдональда», перечеркивавшие установленную Версальским договором численность немецких вооруженных сил, встретили поддержку со стороны делегации США .

Гитлеровское правительство с полным основанием расценило «план Макдональда» как санкцию западных держав на перевооружение Германии. Недаром английский журнал «Найнтин сенчури энд афтер» писал, что «план Макдональда» «скорее похож на план перевооружения, чем разоружения» .

Позиция западных держав вдохновила гитлеровское правительство, которое не замедлило предъявить конференции новые требования. «Или Франция должна разоружаться в такой же степени, как и мы, или же мы должны быть уравнены в правах с ней» , - объявил Гитлер. 27 апреля 1933 г. немецкая делегация высказала свои замечания к английскому плану. Она потребовала предоставить Германии право «обладать всеми категориями оружия, которые другие государства считают необходимыми для самозащиты» . На следующий день глава немецкой делегации Надольный заявил, что при определении численности германских вооруженных сил не должны приниматься в расчет «полувоенные формирования», то есть штурмовые и охранные отряды, численность которых, как уже отмечалось выше, составляла несколько сот тысяч человек.

Гитлеровское правительство добивалось открытого признания западными державами «равноправия» Германии в вооружениях, во-первых, потому, что легальное вооружение облегчило бы создание материальной части фашистской армии и обучение соответствующих кадров; во-вторых, оно освободило бы Германию от постоянной угрозы применения санкций за нарушение Версальского договора; наконец, длительные дипломатические переговоры позволили бы Германии выиграть время для подготовки и развертывания массовой армии. В то же время гитлеровцы пытались посеять в массах немецкого населения иллюзию, будто фашистское правительство борется за национальные интересы страны.

Конечно, Гитлер отнюдь не собирался в какой-либо степени связывать свою программу вооружений с работой и решениями конференции по разоружению. 11 мая 1933 г. в немецкой прессе была опубликована статья Нейрата, в которой указывалось, что Германия будет вооружаться независимо от исхода работы конференции. Более того, руководители фашистской Германии полагали, что Женевская конференция уже сыграла свою роль и в дальнейшем может стать лишь тормозом на пути осуществления их планов перевооружения.

Под давлением общественного мнения, обеспокоенного созданием в лице гитлеровской Германии опасного очага войны в Европе, французское правительство пыталось заручиться на конференции гарантиями своей безопасности. Франция настаивала на установлении международного контроля над вооружениями. Правительства США и Англии лицемерно поддержали Францию, но за ее спиной подталкивали Германию на срыв конференции. 24 июля 1933 г. английская газета «Морнинг пост» опубликовала заявление Муссолини, в котором говорилось: «Я убежден, что в интересах морального и политического престижа народов следовало бы наложить эмбарго на международные конференции. На ряд лет это понятие должно исчезнуть из словаря современной международной политики» .

Стремление сорвать конференцию объяснялось тем, что, вопреки воле правящих кругов западных стран и гитлеровской Германии, Женевская конференция использовалась Советским Союзом как авторитетная международная трибуна для разоблачения агрессивных замыслов гитлеровцев и борьбы за создание в Европе прочной системы коллективной безопасности. Первым шагом советской дипломатии в этом направлении явилось предложение заключить международную конвенцию об определении агрессии, что представляло «отличный способ проверки отсутствия или наличия у государств агрессивных, завоевательских стремлений» .

Хотя западные державы и отказались подписать конвенцию об определении агрессии, все же советское предложение встретило во многих странах понимание и поддержку. В течение 1933-1934 годов конвенцию об определении агрессии совместно с Советским Союзом подписали Эстония, Латвия, Польша, Румыния, Турция, Иран, Афганистан, Чехословакия, Югославия, Литва, Финляндия.

Немалое влияние на действия гитлеровского правительства оказало и открытое поощрение западными державами японской агрессии против Китая. Гитлеровцы убеждались в полнейшей безнаказанности агрессивных действий. Осенью 1933 года, пишет статс-секретарь Мейснер, «Гитлер сделал вывод, что он, не опасаясь каких-либо превентивных мер или санкций, может сам взять то, чего ему не хотели дать путем переговоров» .

14 октября 1933 г. фашистское правительство заявило о том, что Германия не будет в дальнейшем принимать участие в работе конференции по разоружению. Одновременно было объявлено о выходе Германии из Лиги наций. Эти действия сопровождались небывало шумной шовинистической демонстрацией. Рейхстаг был распущен. На 12 ноября 1933 г. были назначены «выборы» в рейхстаг, во время которых каждый избиратель должен был ответить на вопрос: одобряет ли он уход Германии с конференции по разоружению и из Лиги наций и готов ли он заявить, что политика гитлеровского правительства «является выражением его собственной точки зрения и воли» . Всемерно стремясь разжечь у населения националистические и шовинистические чувства, гитлеровцы вели подготовку к плебисциту под лозунгом «борьбы за равноправие и мир». Ряд монополистов, в том числе Крупп, направили Гитлеру приветственные телеграммы. Монополии расценили агрессивный шаг фашистского правительства как важный этап на пути к неограниченной гонке вооружений.

Демонстративный шаг гитлеровского правительства - уход с конференции по разоружению и выход из Лиги наций - и развернутая в связи с этим в стране шумная пропагандистская кампания диктовались и внутриполитическими соображениями: гитлеровцы стремились потопить нараставшее недовольство широких слоев германского народа в волне буржуазного национализма и шовинизма. «Ни один человек, знакомый с тем быстрым разочарованием, которое охватило страну за последнее время, - писала лондонская «Таймс» на следующий день после выхода Германии из Лиги наций и ухода с Женевской конференции, - не может отказаться от мысли, что внезапность вчерашнего решения объясняется глубокими внутриполитическими причинами...» .

Правительства западных стран отказались осудить односторонние действия Гитлера и в ряде заявлений выразили свою готовность вести переговоры с Германией вне рамок конференции по разоружению и Лиги наций. Тем самым идее создания системы коллективной безопасности, делу мира в Европе был нанесен тяжелый удар. Гитлеровцы воочию убедились, что ослепленные ненавистью к Советскому Союзу правящие круги западных держав являются по существу их сообщниками в деле перевооружения Германии. Вдохновленные этим, они стали осуществлять предварительные внешнеполитические акции, которые должны были подготовить почву для открытого неограниченного перевооружения Германии. 18 декабря 1933 г. гитлеровское правительство выступило с меморандумом, в котором выдвигалось требование создания «оборонительных сил» уже численностью в 300 тыс. человек с коротким сроком службы и всеми видами вооружений . В порядке компенсации фашистская Германия обещала принять обязательство о гуманном ведении войны и заключить с другими европейскими странами соглашение о ненападении сроком на 10 лет. 1 января 1934 г. Гитлер повторил свои требования в беседе с французским послом . Притязания гитлеровцев были встречены с одобрением в правящих кругах США. Член делегации США на конференции в Женеве Вильсон в беседе с Иденом посоветовал английскому правительству вступить в прямые переговоры с Гитлером .

Следуя совету США, 29 января 1934 г. английское правительство согласилось с предложениями Гитлера. Исключение делалось лишь для военно-воздушных сил, от создания которых Германия должна была воздержаться еще два года. Однако 16 апреля 1934 г. Германия, отвечая на английскую ноту, потребовала немедленного согласия на создание немецкой военной авиации, которая явочным порядком уже создавалась .

События, связанные с выходом Германии из Лиги наций и уходом с конференции по разоружению, привели к укреплению позиций нацистской партии внутри страны. Гитлеровцы на практике убедились в эффективности средства, которое они затем неоднократно применяли в будущем: при активном содействии правящих кругов западных стран «перекрывать» свои внутренние трудности и противоречия агрессивными акциями на международной арене.

Исключительно важную роль в решении гитлеровского правительства демонстративно порвать с Лигой наций и уйти с конференции по разоружению сыграла предпринятая Англией, Францией и Италией попытка сколотить совместно с Германией антисоветский блок крупнейших империалистических держав Европы в форме так называемого «пакта четырех». Проект пакта, врученный Муссолини 18 марта 1933 г. Макдональду, прибывшему для переговоров в Рим, предусматривал проведение Англией, Германией, Францией и Италией «эффективной политики сотрудничества», пересмотр Версальского договора, признание тремя остальными державами равноправия Германии в области вооружений, проведение единой политики во всех европейских и внеевропейских вопросах, в том числе колониальных .

Проект пакта был официально одобрен правительством США в заявлении президента от 9 июня 1933 г.

15 июля 1933 г. Муссолини и послы Германии, Англии и Франции в Риме предварительно подписали «пакт четырех» с небольшими изменениями первоначального текста, предложенными Францией. Четыре участника пакта лицемерно брали на себя обязательство «прилагать все усилия, чтобы проводить в рамках Лиги наций политику действенного сотрудничества между всеми странами для сохранения мира» . На деле, заключая «пакт четырех», правящие круги Англии и Франции стремились избежать столкновения с фашистскими державами и направить их агрессию против Советского Союза.

Подписание «пакта четырех» означало новый успех агрессивного внешнеполитического курса фашистской Германии, так как западные страны официально признали необходимость ревизии Версальского договора и легализации вооружений в Германии. Сговариваясь с Германией и Италией в обход Лиги наций и конференции по разоружению, Англия и Франция по существу торпедировали и Лигу наций, и конференцию по разоружению, наносили тяжелый удар делу обеспечения мира и безопасности народов. Их действия прокладывали дорогу для новых агрессивных актов германского империализма.

Подписание «пакта четырех» подорвало доверие к Лиге наций и конференции по разоружению малых и средних держав Европы, на которые до этого опиралась Франция. Коль скоро сама Франция, от которой страны Малой Антанты и Польша надеялись получить помощь в случае военного столкновения с Германией, пошла на сговор с Германией за спиной Лиги наций, то и малые страны Европы были вынуждены поставить вопрос: не дадут ли прямые переговоры с Гитлером хоть малейшую гарантию от немецко-фашистской агрессии в будущем. Гитлеровская дипломатия умело использовала это обстоятельство, чтобы не допустить создания в Европе антифашистского фронта коллективной безопасности. Фашистская пропаганда развернула широкую кампанию в пользу заключения двухсторонних соглашений «о дружбе».

Англия и Франция помогли гитлеровской Германии использовать антисоветскую позицию правящих кругов союзной с ними панской Польши для подписания 26 января 1934 г. «германо-польской декларации о ненападении и взаимопонимании» . Декларация явилась важным этапом в подготовке гитлеровской Германией второй мировой войны. «Этот пакт нужен был Гитлеру для того, чтобы расстроить ряды сторонников коллективной безопасности и показать на этом примере, что Европа нуждается не в коллективной безопасности, а в двухсторонних соглашениях. Это давало возможность немецкой агрессии самой решать, с кем и когда заключать соглашение, на кого и когда произвести нападение. Несомненно, что немецко-польский пакт был первой серьезной брешью в здании коллективной безопасности» .

Подписание декларации явилось и актом маскировки агрессивных планов гитлеровцев в отношении самой Польши. Уничтожение польской государственности и истребление польского народа составляли одну из первых целей гитлеровских планов установления мирового господства. «Уничтожение польского государства является первой потребностью Германии», - писал Розенберг в своей книге «Будущий путь германской внешней политики», опубликованной еще в 1927 году.

Несмотря на то что подписанный «пакт четырех» в основном отвечал стремлению английского и французского империализма достичь сговора с германским и итальянским фашизмом, он так и не был ратифицирован ввиду серьезных разногласий, которые имелись среди его участников.

Разоблачая происки фашистской Германии, Советский Союз последовательно поддерживал проект создания прочного барьера против гитлеровской агрессии в виде пакта о взаимопомощи, который должен был охватить СССР и восточноевропейские государства (так называемый «Восточный пакт»). Предусматривалось, что Франция присоединилась бы к пакту в качестве его гаранта, а СССР в качестве гаранта присоединился бы к Локарнским соглашениям. Чтобы лишить гитлеровцев возможности раздувать лживую пропаганду об «окружении» Германии, к участию в «Восточном пакте» была приглашена и фашистская Германия. Гитлеровское правительство долго затягивало ответ. Лишь 10 сентября 1934 г. оно заявило, что «не видит никакой возможности присоединиться» к такого рода международной договорной системе и предпочитает двухсторонние пакты о ненападении

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «volonterraiona.ru» — Кирпичи. Блоки. Утеплители. Материалы. Изоляция